Валентина Мизяк
Рабочая образовательная программа по дополнительному образованию «Декоративно-прикладное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
центр социальной помощи семье и детям «Семья» Корочанского района
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании Директор МБУ ЦСПСиД
педагогического совета «Семья» Корочанского
МБУ ЦСПСиД «Семья» района
Корочанского района приказ № ___
протокол № ___ от «___» ___2020г.
от «___»___2020г. ___В. П. Кондратенко
Рабочая образовательная программа по дополнительному образованию
Публикация «Рабочая образовательная программа по дополнительному образованию „Декоративно-прикладное творчество“» размещена в разделах
«Декоративно-прикладное творчество»
Педагог дополнительного образования
Мизяк Валентина Юрьевна
Срок реализации – 1 год
Возраст детей – 8-18 лет
С. Белый Колодец
Пояснительная записка
Современная система дополнительного образования активно участвует в подготовке новой формации людей, имеет непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем, без исключения, обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи посильно дополнительному образованию, которое имеет свободный, широкий выбор деятельности и использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Но, не менее важной в ней является социально-педагогическая направленность, так как реализация ее задач направлена на развитие коммуникативных способностей, повышению самооценки обучающихся.
Нормативно - правовые основы разработки программы :
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта школьного образования"
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в школьных образовательных организациях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26).
Новизна программы – это содержание которое нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах декоративно-прикладного искусства, знакомит с различными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Программа предусматривает непосредственное знакомство воспитанников с народным творчеством, обогащает их творческую фантазию, способствует воспитанию национального самосознания и патриотических чувств, любви к родной земле, уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.
Актуальность программы связана с тем, что организация досуга детей и подростков особенно в условиях центра остается одной из приоритетных задач воспитания. Интересно и содержательно организованная досуговая деятельность учит детей быть творческими личностями. Охватывая широкий круг учебных и воспитательных моментов, занятия по данному курсу пробуждают эстетические чувства детей, позитивное отношение к окружающей действительности, к произведениям искусства, к народному творчеству. Они стимулируют развитие творческих способностей воспитанников, активизируют их любознательность, способствуют развитию навыков творчества и умения оценить художественные изделия. Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением бытовой и игровой комнат центра, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, игрушек. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
Цель программы – формирование культуры творческой личности, на приобщение ценностям через собственное творчество и освоение опыта воспитанников к общечеловеческим прошлого, создание условий для реализации собственных творческих способностей, содействие эмоциональному раскрепощению, уверенности в себе, формирование коммуникативных способностей, художественного воображения у обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Цель будет достигнута при решении следующих задач.
Задачи программы.
Обучающие:
-углубленное изучение конкретных видов народных ремесел, формирование умений по изготовлению художественных изделий;
-знакомство с основными видами народных промыслов края;
-привлечение воспитанников к разным видам деятельности, связанных с народным творчеством;
-формирование у детей трудовых умений, основ культуры труда, умений подбирать материалы и инструменты для изготовления творческих изделий;
-знакомство с новыми техниками и технологиями изготовления художественных изделий;
- возрождение национальных традиций в народном творчестве, воспитание духовности, культуры
- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности воспитанников;
- овладение воспитанниками элементарными основами реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.
Развивающие:
- развитие у детей творческих способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного;
- пробуждение любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства;
-формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие:
- воспитание интереса и любви к искусству;
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе;
- осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников;
-воспитание в детях любви к своей родине, к традиционному народному искусству;
-достижения максимальной самостоятельности детского творчества.
Программа рассчитана на очную форму обучения и направлена на групповую и индивидуальную организационную работу с воспитанниками.
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладного творчества» предназначена для воспитанников в возрасте с 8 до 18 лет, с режимом занятий 3 раза в неделю по 1 часу, что составляет 108 часов. Срок реализации программы рассчитана на 1 учебный год.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени способности и возраста воспитанников: практическая работа, творческое задание, экскурсия, лекционное занятие, дискуссия, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на уровне города, области. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий, иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения, эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
- материалы и техники декоративно-прикладного творчества;
- знать терминологию;
- где искать необходимую для занятий информацию в различных источниках;
- как работать в парах, в группах, адекватно реагировать на существование другой точки зрения у партнёра;
- как формулировать собственное мнение во время коллективной работы, задавать нужные вопросы;
- как принимать и удерживать учебную задачу;
- как адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- как развить свои творческие способности;
Дети должны уметь:
- проводить анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
- высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- уметь обобщать на основе существующих признаков;
- принимать и удерживать учебную задачу;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- развивать свои творческие способности;
- иметь положительную мотивацию к учебной деятельности.
К способам определения результативности можно отнести такие, как конкурсы, самостоятельная работа, эксперименты.
Документальными формами определения результативности данной дополнительной общеобразовательной программы являются журнал кружковой работы.
Формами подведения итогов реализации данной дополнительной общеобразовательной программы являются школьные выставки, участие в городских выставках, оформление эстетической развивающей среды в центре, участие в благотворительных акциях; организация выставок декоративно-прикладного творчества к различным праздникам и мероприятиям.
Тематический план
дополнительной общеобразовательной программы
«Декоративно-прикладное творчество»
№
раздела
Название разделов и тем Кол-во
часов Теория Практика
1 Раздел 1. Изготовление изделий в технике папье-маше 14 3 11
2 Раздел 2. Роспись по дереву 13 3 10
3 Раздел 3. Народная вышивка 21 3 18
4 Раздел 4. Изготовление цветов из ткани и гофрированной бумаги 11 3 8
5 Раздел 5. Изготовление народной куклы 15 3 12
6 Раздел 6. Изготовление сувениров-оберегов 11 3 8
7 Раздел 7. Скрапбукинг 10 3 7
8 Раздел 8. Игрушки и сувениры из текстильных и подручных материалов 13 3 10
27 84
Всего: 108 часов
Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы Кол-во часов Теория Практика
Раздел №1 Изготовление изделий в технике папье-маше
1 Теория о технике папье-маше 3 3
2 Лепка изделия (формирование из бумаги выбранной формы). 3 3
3 Грунтовка изделий. Роспись изделий. 4 4
4 Покрытие изделий лаком. 4 4
Раздел №2 Роспись по дереву
5 Теория о росписи по дереву. Роспись по дереву. Виды росписи. 3 3
6 Работа над эскизом (практическая работа). 5 5
7 Роспись изделий (практическая работа по росписи декоративных панно). 5 5
Раздел № 3 Народная вышивка
8 Теория. Исторические сведения о народной вышивке. Демонстрация образцов вышитых изделий. Основные виды швов в народной вышивке. Освоение приемов по выполнению различных вышивальных швов. 3 3
9 Вышивание швом «крестик». Освоение приемов. Основы вышивки бисером. Отработка приемов. 10 10
10 Основы техники объемной вышивки. Отработка приемов, вышивание изделий. 3 3
11 Вышивание изделий в различных техниках. 5 5
Раздел № 4 Изготовление цветов из ткани и гофрированной бумаги.
12 Теория. Изготовление выкроек – шаблонов. 3 3
13 Нанесение контуров деталей и элементов на ткань. Булирование лепестков, гофрирование листьев. Сборка цветка. 4 4
14 Изготовление декоративных композиций из искусственных цветов с использованием основ из природных материалов. 4 4
Раздел №5 Изготовление народной куклы
15 Теория об изготовлении народной куклы. Демонстрация образцов изделий. 3 3
16 Основы технологии изготовления народной куклы. Виды традиционных народных кукол. Материалы, приспособления для изготовления кукол. 4 4
17 Технология изготовления куклы-мотанки. 4 4
18 Технология изготовления куклы-зернушки. Изготовление основы куклы-зернушки. Оформление куклы. 4 4
Раздел №6 Изготовление сувениров – оберегов
19 Теория о сувенирах-оберегах. Демонстрация образцов изделий. Виды современных сувениров-оберегов, их назначения. 3 3
20 Материалы, инструменты, приспособления для изготовления сувениров-оберегов. 4 4
21 Технологии изготовления сувениров-оберегов. Изготовление сувениров-оберегов, их назначение. 4 4
Раздел № 7 Скрапбукинг
22 Теоретические сведения. Демонстрация образцов изделий, слайдов в технике скрапбукинг. Основы техники скрапбукинг. 3 3
23 Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике скрапбукинг. 3 3
24 Изготовление оригинальной фоторамки в технике скрапбукинг. Изготовление праздничных открыток. 4 4
Раздел № 8 Игрушки и сувениры из текстильных и подручных материалов
25 Теоретические сведения. Демонстрация слайдов, образцов изделий. Разнообразие техник изготовления игрушек и сувениров; текстильные и подручные материалы для изготовления игрушек и сувениров. Инструменты, приспособления для работы. 3 3
26 Изготовление мягкой игрушки (разработка выкроек – лекал, обмеловка лекал, выкраивание деталей, пошив деталей игрушки, наполнение деталей ватой, соединение деталей). 10 10
Всего 108 часов