МААМ-картинки

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду

Людмила Белоусова
Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы:

• Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 No1726–р «Конвенция развития дополнительного образования детей»

• Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Публикация «Примерная рабочая программа „Волшебные ручки“ по дополнительному образованию в детском саду» размещена в разделах

• Порядок организации и осуществления образовательно деятельности по дополнительным образовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 No1008)

• Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 No 09-3242 (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

Пояснительная записка

Данная Программа предусматривает формирование творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Она содержит рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.

Отличительной особенностью программы является использование более тридцати нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию через следующие этапы работы с детьми:

Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля.

Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.

Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (кляксография, набрызг, тиснение, монотипия).

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

• Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В ходе реализации программы «Волшебные ручки» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

Рисование пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

• Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек или дождик).

Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.

Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.

Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».

Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно, как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

Рисование в технике «паспарту». Паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими. В нашем случае паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки, либо выбрать космос, вырезать планеты, летающие тарелки, ракеты, звезды. Главное на занятиях по Программе «Волшебные ручки» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно

Актуальность программы:

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества как:

• Умение одухотворять живую и неживую природу.

• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им.

• Стремление заботиться о других.

• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное.

• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним.

• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства.

С другой стороны, ребёнок набирается опыта в изодеятельности:

• Учится быть оригинальным.

• Учится использовать различные средства выразительности.

• Учится давать оценку своей и чужой деятельности.

• Учится проявлять инициативу, самостоятельность.

• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.

Но для полноценного воспроизведения окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта. Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционными техниками рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красотой. Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:

• Развитие художественно-творческого восприятия

• Способность замысливать, представлять будущий рисунок

• Освоение технических и изобразительных навыков

• Опыт общения с миром изобразительного искусства

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и безусловно, выразит себя в предпочтительной технике.

Что бы это произошло, возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.

Результатами работы должны стать:

• Активность и самостоятельность детей в рисовании

• Умение находить новые способы для художественного изображения

• Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности

Новизна программы:

Заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как, анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной.)

Чем больше ребёнок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техникой рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у него память, мышление, фантазия, воображение.

Знакомство с нетрадиционными техниками можно начинать с детьми трехлетнего возраста. Занятия могут проводиться индивидуально и с подгруппой.

Программа реализуется: в течение 1 года.

Данная программа рассчитана на детей: 3 - 4 лет.

Программа включает 36 занятий (в год) из расчета 4 занятия в месяц (с сентября по май).

Цель данной программы: Создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста (3 – 4 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию. Накопление опыта и использование его в рисовании. Обучение с учётом возрастных особенностей детей. Знакомство с использованием нетрадиционных материалов и инструментов.

Направленность данной программы:

Художественно-эстетическая.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 3-4 года

В реализации программы участвуют дети младшего дошкольного возраста.

Задачи программы и ожидаемые результаты

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1. Способствовать умению детей находить связь между предметами окружающего мира и их изображениями в рисунке.

2. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя освоенные нетрадиционной техники рисования.

3. Учить преобразовывать «каракули» до образа (совместно с педагогом и самостоятельно, создавая при этом как реалистичный рисунок, так и стилизованный.

4. Учить работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.

5. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка).

Развивающие задачи:

1. Развивать художественно-творческие способности посредством использования нетрадиционной техники рисования.

2. Формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов для уточнения и обогащения восприятия.

3. Формировать творческую активность, художественный вкус; развивать мелкую моторику.

4. Формировать умения доводить начатое до конца.

5. Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение.

6. Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.

7. Развивать: наглядно - образное мышление в процессе дорисовывая пятна, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.

8. Развивать память, воображение.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна).

2. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

3. Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.

4. Воспитывать умение детей доводить начатое до конца, убирать свое рабочее место по окончания.

Ожидаемые результаты:

• Умеют использовать разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками и ватными палочками, рисование ладошкой, рисование пробками и печатками из картошки, рисование тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, рисование в технике «паспарту»);

• Умеют работать с изобразительным материалом, опираясь на показ и словесные объяснения педагога;

• Выбирают нужную нетрадиционную технику для передачи образа.

• Без затруднения выполняют работу, доводят начатое до конца.

Продолжительность занятия для детей: в возрасте 3-4 лет – 15 минут

Занятия проводятся по подгруппам (8-10 человек). При подаче материала учитываются индивидуальные особенности детей, «зона ближайшего развития». Последовательность изложения материала осуществляется по принципу от простого к сложному. Материал программы доступен для овладения детьми данной возрастной категории.

Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми. Размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора детьми. По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Формы работы с детьми и подведение итогов:

• Подгрупповые игровые занятия.

• Обобщающие занятия.

• Наблюдения педагога.

• Сюжетные игровые ситуации.

• Открытые игровые занятия

Публикации по теме:

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Программа по дополнительному образованию. Кружок «Мастерская Винтика и Шпунтика» Программа для кружка конструирования и моделирования для детей 5-7 лет Адаптированная программа дополнительного образования. Техническое.

Программа по дополнительному образованию. Кружок «Мастерская Винтика и Шпунтика». 2 часть Программа ориентирована на решение следующих задач: 1-ый год обучения: Старшие дошкольники (5-6 лет): Образовательные: 1. Познакомить с.

Программа по дополнительному образованию «Веселый язычок» Аннотация программы У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой.

Рабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленностиРабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленности кружок «Творчество» Пояснительная записка Предлагаемая программа «Творчество» имеет художественно-эстетическую направленность, которая.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Бумажные фантазии» Управление образования администрации муниципального образования Ленинградский район Муниципальная бюджетная организация дополнительного.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Азбука финансов» I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» для детей дошкольного возраста 3-4 лет Срок.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок «Секреты природы» Рабочая программа дополнительного образования детей кружок «Секреты природы» Образовательная область: познавательное развитие Составитель:.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду
Опубликовано: 6 мая 2019 в 17:13
+260Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Белоусова (УИ 311736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 107.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД