Обухов Сергей Александрович
Рабочая дополнительная образовательная программа по бочче для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствующих образовательных учреждениях организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций, в том числе путем создания детско-юношеских спортивно-адаптивных школ. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту. Физическая реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта может осуществляться также в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В деятельности каждой из перечисленных выше организационных форм дополни-тельного физкультурного образования детей с ограниченными возможностями должны быть учтены возможности как для осуществления интеграции, так и условия для повышения уровня методической обеспеченности учебно-тренировочного процесса. Обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Рекомендуется в региональных программах развития физической культуры и спорта включать раздел по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также разработать механизм содействия муниципальным образованиям по поддержке и развитии спорта инвалидов.
При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее). В учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих учебно-тренировочный процесс с указанным контингентом, рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления. Особенно, если на территории отсутствует необходимая инфраструктура спортивных учреждений, где продолжить занятия физической культурой.
В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по бочче отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки спортсменов по виду спорта бочче. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных её этапах, отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.
Рабочая дополнительная образовательная программа по бочче для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
2. ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Далее ПрАООП.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26).
Актуальность программы
Физическое воспитание является важной составляющей в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, облегчает процесс адаптации в социуме, помогает реализовать интерес обучающихся на практике, значительно расширяет возможности коррекционно-педагогического воздействия на ребенка. Физическое воспитание имеет большие возможности в коррекции дефектов психофизического развития обучающихся. Занятия по бочче направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
Актуальность данной программы заключается в том, что адаптивная физкультура и приобщение к здоровому образу жизни детей с ОВЗ способствуют полному раскрытию физических возможностей, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни. Ребенок с ОВЗ с помощью спорта получает возможность самореализовываться, совершенствоваться как личность, расширить свои социальные контакты и возможности. Занятия по бочче направлены не только на коррекцию дефектов физического развития и моторики, но и укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Все это позволяет повысить уровень адаптивной работы и обеспечит в дальнейшем успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями здоровья.
Двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни. С одной стороны, использование специальных упражнений и средств физической культуры с учетом особенностей двигательной сферы детей с нарушением интеллекта будет способствовать совершенствованию существующих двигательных навыков, с другой – разнообразие специально подобранных общеразвивающих упражнений, направленных на развитие и совершенствование физических качеств (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость и др., будут повышать физическую работоспособность, снижающуюся при патологических процессах и способствовать закреплению общеучебных умений и навыков, связанных с произвольной регуляцией деятельности.
Программа разработана с учетом следующих особенностей моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Значительное отставание от учащихся массовой школы в физическом развитии (Е. Г. Ерёменко, Н. А. Козленко, Р. Д. Бабенкова);
2. Сниженность антропометрических и физиометрических показателей: роста, веса, окружности грудной клетки, слабость брюшного пресса;
3. Быстрая утомляемость и истощаемость;
4. Разнообразие нарушений моторики, обусловленное поражением центральной нервной системы, и своеобразие качественных нарушений движений, которое проявилось в том, что ученики не могут быстро и точно начать движение, с трудом меняют быстроту, темп и ритм движения, испытывают трудности при выполнении противоположных и последовательных движений, плохо выполняют дифференцированные движения;
5. Стойкость нарушений отдельных компонентов движений: наличие патологиче-ского изменения тонуса в различных мышечных группах и содружественные движения, нарушающие точность и дифференцированность двигательного акта.
Приведенные данные свидетельствуют, что у многих учащихся нарушено общее физическое развитие и подчеркивают правильность положения о том, что все виды физических нагрузок вне зависимости от целевого использования физических упражнений в различных предметных областях должны носить коррекционную и оздоровительную направленность. Отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии не могут не влиять на умственную и трудовую работоспособность этих детей.
Цель: Создание условий для формирования, сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознанное стремление и практические навыки здорового и безопасного образа жизни через организацию физической деятельности, отличающейся оздоровительным характером, активным проживанием ребенка данной деятельности, прочувствование предметно-физических упражнений (действий) и сознательное применение их в различных жизненных ситуациях в свободное время.
Задачи:
1. Содействовать охране и укреплению здоровья детей;
2. Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно относиться к своему здоровью;
3. Развивать физическую компетентность через развитие интереса и желание вести здоровый образ жизни на основе регуляции двигательной активности и т. д. ;
4. Создавать условия для развития физкультурно-силовых способностей и физической самореализации детей в различных видах и формах физкультурной деятельности;
5. Обогащать двигательный опыт через различные виды движений;
6. Учить детей организовывать и проводить физические упражнения и подвижные игры со своими сверстниками, действовать по инструкции, строго соблюдая её в течение всего занятия.
7. Воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов;
8. Воспитывать положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений: проявлять такие волевые качества как смелость. решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка);
9. Воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое жизнерадостное настроение;
10. Развивать способность воспринимать, чувствовать, и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки.
Роль объединения дополнительного образования в образовательном процессе.
Объединение дополнительного образования «Бочче» входит в часть учебного плана дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, формируемую участниками образовательных отношений. Объединение является неотъемлемой частью физкультурно-спортивного направления внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, обеспечивающая различные интересы обучающихся.
Игра бочче (bocce, распространенная в Европе как игра с шарами, является видом спорта, признанным Международным Олимпийским комитетом. В России активно развивается в Санкт-Петербурге и Москве.
Содержание, форма и методические особенности позволяют рассматривать подвижную игру в качестве одного из важнейших средств физического воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это средство при педагогически правильном, оправданном практическом использовании становится эффективным игровым методом коррекции физических недостатков данных школьников. «Игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры при выполнении любых физических упражнений. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, привлекают занимающихся детей эмоциональностью, доступностью, разнообразием, состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде, выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств, в первую очередь, развивают координационные способности.
При выполнении различных двигательных действий учащиеся отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия.
Уровень координации определяется объемом моторной памяти. Чем больше запас элементарных двигательных навыков, тем лучше выполняются сложные и сложно-координированные движения, тем выше координационные способности занимающихся (Н. А. Бернштейн, 1947).
Значение игры кроется в физиологической сущности координации, которая заключается в согласовании деятельности отдельных органов в целостном акте. Каждое двигательное действие имеет свой пусковой центр в мозгу; чем сложнее движение, тем большее движение афферентации, тем более высокоорганизованные отделы коры головного мозга участвуют в акте, тем более верхние уровни ЦНС берут на себя управление движением, тем сложнее взаимоотношения мышц-антагонистов, тем, естественно, сложнее координация.
Овладение навыками игры в бочче, посредством которой мы рассматриваем коррекцию координационных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных отношений; развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче). Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, мышления.
Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Прежде всего – это зрительный образ изучаемого действия; логический, основанный на объяснении; кинестезический образ или двигательное ощущение. То есть, один анализатор дополняет или заменяет другой и тем самым осуществляется механизм компенсации в познании.
Организация овладения двигательными действиями в процессе коррекции координационных способностей через игру в бочче имеет три основных этапа:
1. Этап начального разучивания.
Создаё тся ориентировочная основа действия: показ захвата, способа держания паллино и бочче, исходного положения, в котором должен стоять игрок для того, чтобы подать шар.
2. Этап детализированного обучения.
Формируется первоначальное умение на основе сформулированного представления: тренировка основной фиксированной стойки у фаул-линии (стартовой линии, объяснение и показ подачи паллино и бочче, используя способ катания, тренировка в сочетании стойки и подачи, показ различных видов бросков. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, за тем, как движение выполняется, насколько соответствует эталону (представлению). На основе этого корректируются неточности.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Двигательное действие совершенствуется путем многократного повторения: повторение захвата, фиксированной стойки, подачи паллино и бочче путем катания, знакомство с игровыми ситуациями, установлением мячей в разных позициях, объяснение стратегии для выигрыша.
В процессе коррекции координационных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством игры в бочче из всего многообразия движения можно выделить наиболее простые (элементарные) : для принятия стойки у стартовой линии необходимо поставить опорную ногу к линии, толчковую ногу – сзади, тело отклонить назад и отвести назад руку с бочче, затем плавно перенести тело вперед, подающую руку подвести к стартовой линии, при этом центр тяжести тела перенести с толчковой ноги на опорную; для захвата бочче кисть развернуть ладонью вверх, положить бочче на ладонь, обхватить шар таким образом, чтобы мизинец находился напротив большого пальца. Такой подход соответствует и дидактическим правилам «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному», требующим учета в процессе изучения новых двигательных действий.
Таким образом, игра в бочче способствует коррекции координационных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья при использовании подготовительных упражнений (для развития физических качеств, подводящих упражнений и упражнений по технике, а также применение упражнений для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов и их многократного выполнения в сочетании с действиями с шаром.
Задачи начального периода специализации:
• укрепить здоровье;
• повысить уровень общей и специальной физической подготовленности;
• создать условия для развития коммуникабельности, формирования коммуникативных навыков;
• развивать волевые качества;
• осваивать правильную технику исполнения элементов начального обучения.
Задачи этапа углублё нной специализации:
• повысить уровень функциональной подготовленности:
• создать условия для интеллектуального развития учащихся:
• сохранять здоровый образ жизни;
• развивать волевые качества;
• создать условия для формирования коммуникативных навыков;
• совершенствовать навыки.
На каждом этапе обучения занятия имеют свою направленность. Детей необходимо заинтересовать, привить потребность в движении и научить приёмам игры бочче. В работе с детьми надо акцентировать внимание на развитии двигательных способностей и самостоятельности.
Общая характеристика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Методические разработки и практические исследования доказали необходимость организации дополнительных занятий по бочче, направленных как на коррекцию имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушений в физическом развитии, так и на развитие физических качеств в целом. Специфика организации и структура занятий по бочче заключается в адаптированности средств физической культуры (группы общеразвивающих упражнений) к небольшому пространству. Этому способствует и смена положений тела в пространстве (положение сидя, лежа, стоя) и организация занятий на свежем воздухе.
Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя – подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики. Организация занятий в небольшом помещении также способствуют формированию умения владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Методологической основой для организации занятий по бочче служат
1. Принципы АФК:
принцип оздоровительной направленности;
принцип социализации ребенка;
принцип всестороннего развития личности;
принцип единства с семьей;
принцип подготовки к обучению в школе.
2. Соблюдение требований к физкультурным занятиям:
доступность содержания предлагаемых сведений (конкретность материала, его связь с жизненным опытом, использование наглядных средств и др.);
увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры и соревновательности;
обеспечение интеллектуальной активности учащихся;
четкость выводов, содержащих рекомендации по социально-нормативному поведению школьников:
систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения (предложение учащимся передать содержание нормативной информации другим лицам, разъяснить её смысл младшим школьникам, использовать её для контроля и самоконтроля, оценки и самооценки поведения в различных ситуациях.
Данная учебная программа разработана с целью обеспечения возможностей для дополнительного физкультурно-спортивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Практическая реализация программы предусматривается специалистами, имеющими специальное физкультурно-дефектологическое либо физкультурное образование. Учебный материал распределен по видам подготовки (общая физическая, специальная физическая, спортивно-техническая, теоретическая, как это принято в практике планирования учебно-тренировочного процесса.
Часы теории и практики в учебно-тематическом плане интегрированы, Теоретический раздел программы реализуется в процессе тренировочного занятия в форме пояснений, бесед для развития у детей элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности и основах здорового образа жизни, обращая внимание на правила целесообразного поведения, необходимость и полезность физической активности и личной гигиены, значение и способы выполнения конкретных упражнений.
В содержании программы приводится перечень всех основных движений, игр и игровых заданий с элементами спорта. Развивающая двигательно-игровая деятельность детей должна носить творческий характер.
Перечень является примерным, потому что каждый педагог должен подбирать содержание учебного материала с учетом индивидуальных двигательных возможностей детей.
Формы организации учебного процесса
Формы работы : занятие, практическая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Структура занятия бочче включает следующие компоненты:
1. Создание эмоционального настроя (далее ОФП) – 5 мин. Этап включает дыхательные упражнения, строевую подготовку,
Активация исходного уровня знаний детей по данному разделу (разминка) – 7 мин. Включает общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление опорно-двига-тельного аппарата, формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки.
Специальная физическая подготовка (СФП) – 10 мин. Катание шаров с одного конца поля на другой, на разные дистанции, с двух колен, с одного колена, фиксированная стойка у фаул-линии.
Дыхательная гимнастика (ДГ) – 5 мин., включает имитационные упражнения для осваиваемой техники, повторение и закрепление двигательных умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях.
Специальная физическая подготовка (СФП) – 10 мин., включает ознакомительные и тренировочные упражнения по освоению новых или сложных по технике выполнения упражнений.
Подведение итогов занятия – 3-5 мин.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ОРУ, игры.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход.