Нина Александровна Кудряшова
Пути реализации возможностей каждого ребенка посредством создания ситуаций сотрудничества в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Великая идея Пестталоции – естественным путем развить ребенка, способного к самостоятельной разумной жизни и деятельности – для нашей педагоки проблема номер один. Только в естественной обстановке можно сохранить психическое здоровье детей, и это должно быть основной задачей детского сада. Дать детям жить по своим силам, доверительно отнестись к их желаниям, возможностям и привязанностям, установить естественный, нормальный стиль общения воспитателя с детьми и детей друг с другом - это поможет решить проблему эмоциональной и физической усталости детей.
Публикация «Пути реализации возможностей каждого ребенка посредством создания ситуаций сотрудничества в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В основе представлений о жизни детей дошкольного возраста лежит разработанная Е. Е. Шулешко идея ровесничества, которая охватывает жизнь детей от 5 до 10 лет и которая может быть обозначена фразой «мы сами». Это известное детское выражение, изчезающее в общении со взрослым, навязчиво обучающим детей; с педагогом, которому ясно, что эффект обучения достигается лишь при «активной обучающей деятельности учителя».
Особенности поведения взрослых – все сразу объяснить и показать, исключить все отрицательное. Это то, что называется неумением разыгрывать, получать удовольствие от доигрывания, от самой игры.
Необходимо отказаться от практики навязчивого обучения, не жаждать казаться всеведущим и способным все оценить. Чем больше педагог создает благоприятных условий для обмена мнениями между детьми, чем выше их активность общения (желание высказать одному, группе, тем глубже развивающее влияние совместных действий, ибо тогда речь и действие тесно увязаны в поисковой работе. Вместо того, чтобы навязывать ребенку интересные идеи взрослых, нужно создавать условия, при которых у него появляется возможность свободно выразить себя в любой области знаний. Именно такая позиция взрослого помогает ребенку в учебном процессе решить ещё одну задачу – успешность в обучении. Взрослый должен выйти за пределы такой формы детской соорганизации. Но он не превращается в «постороннего», он становиться приобщенным наблюдателем, он должен взять на себя функцию режиссера. Такая позиция меняет и цель обучения - идет не просто усвоение знаний, а познание самого себя: что я умею, могу, доверяю ли я своему знанию и умению.
Способы такого общения детей со взрослыми ищет социоигровой стиль обучения. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами, когда обучение сочетается с двигательной активностью детей и когда присутствует вариативность - смена мизансцен, ролей и видов деятельности.
Основными принципами социоигрового стиля обучения являются:
- позиция взрослого: педагог – равноправный умный интересный партнер, выдумщик, организатор, ведущий интересных игор и общения между детьми.
- «А судьи кто?» : роль судей отдается детям.
- снятие шор. Свобода в выборе детьми ЗУН.
- принцип полифонии – «погоня за 133 зайцами».
- жизнь детей в микрогруппах.
В организации жизни детей по таким принципам таяться корни успеха реализации собственных возможностей каждого ребенка. В ходе занятий педагог направляет действие детей на установление общего темпа и ритма, уточняет действия взглядом, обращает к другому лицу. Все это требует от каждого ребенка самостоятельно приноравливаться к темпу и ритму действий тех, кто в данный момент является объектом общего внимания. Ребенок выполняет «учебное задание» уже не для взрослого, а от желания совместно действовать со своими товарищами. В это время он напряженно внимателен к другим и к качеству своей работы. В этом и состоит переход знаний и умений от одного ребенка к другому.
Игровые задания – упражнения для творческого самоутверждения, требующие ситуаций сотрудничества.
1. «Животные». Играющие выбирают, в каких животных (домашних, диких) они «превратятся». Последовательно совершают определенные действия, характерные для выбранного животного.
Зрители отгадывают, что было задумано.
Вариант: группа играющих детей (5-6 человек) выбирают животных и место их «обитания» (двор, лес, зоопарк и др.)
2. «Загадки». Группы детей по 4-6 человек. Ведущий загадывает загадку (в предметах, животных, птицах, рыбах, отгадавшие без слов изображают отгадку.
Вариант: группы детей загадывают загадки друг другу, все вместе решают, какой будет отгадка (при помощи слова, действия или рисунка)
3. «Тень». Играющие парами двигаются по комнате. Один – человек, другой – его «тень». Задание: как можно точнее повторять действия партнера.
4. «Изобрази профессию». Играющие изображают действие, соответствующее определенной профессии (н-р, шофер садится за руль, включает двигатель, едет по дороге). Зрители определяют, какую профессию они изображают.
Варианты: а) назвать ряд действий, показанных задумщиком или группой играющих; б) нарисовать предметы, узнанные в показе и соответствующие представленной профессии (врач – градусник, таблетки; шофер – автомобиль, руль).
Упражнение на закрашивание «Рукавички»
Цель: Помочь детям чувствовать других, действовать согласованно, договариваться с целью достижения общего результата (одинаковое закрашивание орнамента).
Ход: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковыми, но не раскрашенным, орнаментом, по помещению. Дети расходятся по залу. Отыскивают свою «пару» и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Список литературы:
1. Букатов В., Ершова А. «Возвращение к таланту» (педагогам о социоигровом стиле работы, г. Красноярск – 1999 г.
2. Погодина Г. А. «Дошкольное детство : о новом подходе к обучению и воспитанию», журнал «Дошкольное воспитание» № 5 - 1991 г.