Анна Чугаева
Конспект занятия «Путешествие в прошлое электрической лампочки» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №80 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Составила и провела воспитатель: Чугаева А. В.
Путешествие в прошлое электрической лампочки
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возраст : старший дошкольный
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое электрической лампочки“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Цель: Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Задачи:
• Познакомить детей с историей электрической лампочки;
• Развивать ретроспективный взгляд на предметы быта;
• Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком;
• Закрепить правила безопасного использования электроприборов;
• Развивать интерес к жизни людей в прошлом;
• Способствовать развитию психических процессов, развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности.
• Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Оборудование: Мультимедийная установка с презентацией; лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, светильники (или картинки с их изображением)
Технологии:
1. Технология проблемного обучения.
2. Личностно-ориентированные технологии.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, я решила в преддверии Нового года сделать вам сюрприз и принесла «Волшебный шар». Посмотрите в нем много разноцветных ламп, которые переливается разноцветными огоньками. Сейчас я вам покажу.
Включаю, а он не включается. Нахожу письмо от феи Тьмы.
Педагог: Да что же это такое, не получается зажечь наш шар. Ой, посмотрите, а тут оказывается письмо. От кого оно могло быть. Ребята как Вы думаете? (Ответы детей.)
Читаю:
«Я черная фея Тьмы, не допущу, чтобы в вашей группе сверкало много огней, я заколдовала ваш шар, испортила все лампочки в нем. А чтобы разрушить мои чары и расколдовать волшебный шар, чтобы в нем загорелись и засверкали лампочки вам нужно собрать всех предков лампочки вместе, но это невозможно, они все в далеком прошлом»
Педагог: Ребята, что же нам делать? (отправиться в прошлое, собрать предков лампочки)
Педагог: Ребята, а как мы можем переместиться в прошлое? С помощью чего обычно попадают в прошлое? (На колесе времени. Крутят колесо – попадают в каменный век)
Педагог: Куда же мы попали?
Педагог: Как вы думаете, кто здесь живёт? (первобытный человек). (Слайд)
Дети рассаживаются вокруг очага.
Педагог: Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна? (Ответы детей)
Педагог: А что же освещало пещеру? (огонь)
Педагог: Но как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Ответы детей)
Педагог: В древние времена люди высекали искры из специального камня, с помощью чего получали огонь.
(С помощью камней дети пытаются высечь искры).
Педагог: Получается? Да это очень трудно. Потрогайте камни, понюхайте их. Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. Еще один способ был путем трения, например камней или деревянных палочек друг о дружку (как они сильно нагревались, подкладывали туда сухую траву или, например, сухую бересту). Огонь было развести очень тяжело, и поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге, чтобы не потух от ветра и дождя. Скажите, а огонь удобен в применении (Он очень опасен, его нельзя перенести на другое место, много дыма).
Педагог: Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью (Страшно).
Педагог: Почему? (Ничего не видно, темно).
Педагог: А как вы думаете, что придумали первобытные люди, чтобы освещать себе путь ночью? Они брали простую горящую головешку, и ходили с ней.
Педагог: Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Значит, берем символ очага собой и отправляемся дальше в путешествие.
Крутим, колесо времени.
Педагог: Ребята посмотрите мы попали в средневековье. Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать.
Выставляю слайды средневековых замков, освещаемых факелами.
Педагог: Для этого придумали факелы.
Рассматриваем макет факела. Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмолённой паклей.
Педагог: Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними по тёмным улицам.
Проводится игра «Хорошо-плохо». Дети, передавая друг другу карточку символ-факел, называют положительные и отрицательные качества факела.
Педагог: А факел может быть предком электрической лампочки?
Берём с собой символ факела.
Педагог: Теперь отправляемся дальше. Крутим, колесо времени.
Педагог: Прошло ещё какое-то время и люди придумали лучину.
Это обычная щепка, заострённая на конце. Её чаще делали из берёзы, она лучше горит. Лучину вставляли в специальную подставку чаще металлическую и внизу ставили емкость с водой для окалков, чтобы небыло пожара. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно? (Ответы.) Ребята будет ли лучина являться прародительницей лампочки. Значит, берем ее с собой.
Педагог: Ну, отправляемся дальше. Крутим, колесо времени.
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала
(рассматривается свеча, обращается внимание на то, что внутри неё фитиль из ниток, он и зажигает свечу)
Педагог: Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ответы)
Педагог: Действительно, ею можно обжечься, от неё может быть пожар, от неё мало света, от ветра она тухнет.
Педагог: Давайте поиграем. Изображаем свечу. Является ли свеча предком лампочки? Значит, берем карточку символ-свеча.
Педагог: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие. Крутим, колесо времени.
Педагог: Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы
(Показывается лампа, объясняется принцип её действия)
Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? (Ответы) – Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, вспыхивал огонь. Поэтому нужно было быть очень аккуратными. Ребята является ли керосиновая лампа прародительницей нашей лампочки. Берем символ с собой.
Продолжим наше путешествие, крутим колесо. И мы оказываемся в настоящем.
Педагог: Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища.
Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин (слайд) придумал очень полезный и нужный предмет, какой – Вы сейчас узнаете
Висит груша - нельзя скушать,
правильно, электрическую лампочку.
Воспитатель показывает Электрическую лампочку.
Педагог: Что представляет собой лампочка? Напоминает пузырек, в котором есть усики, а на них находится нить накаливания. Нить накаливания накаляется и освещает помещение. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы.
Педагог: В наше время пользуются энергосберегающими лампами, которые не нагреваются при работе и дают много света, при небольшом расходе энергии.
(Показ лампочки и сравнение их :
По форме.
Педагог: Ребята давайте вспомним в каких предметах быта используются электрические лампочки.
Показ картинок: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.
Педагог: лампочки и электроприборы, которыми мы пользуемся, ежедневно работают от электричества, поэтому с ними нужно обращаться аккуратно. Не трогать сырыми руками, не ронять, провода должны быть целыми, не накрывать чем либо
Молодцы!
Посмотрите, теперь электрические лампочки используют и для красоты, ими оформляют здания, новогодние елки, даже используют для подсветки фонтанов.
Педагог: А теперь давайте вернемся к себе в группу (крутим колесо еще немного).
Вот мы и в группе, давайте расставим карточки, так как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, расставляем с комментарием.
Педагог: А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание феи Тьмы.
Загорается лампочка, значит, мы справились. Загорелась! Хлопаем в ладоши. Давайте полюбуемся светоиллюминацией.