Брагина Наталья
Конспект занятия «Путешествие в мир золотой хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма деятельности: комплексная
Тип: комбинированное занятие.
Основная образовательная деятельность: познавательное развитие
Интеграция с образовательными областями: речевое, социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие
Предполагаемая продолжительность: 30 мин.
Тема: Путешествие в мир Золотой Хохломы
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомления с историей, бытом, традициями и русским народным промыслом «Золотая хохлома», организации художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
- закрепить знания о русском декоративном прикладном искусстве;
- закрепить знания о Хохломской росписи;
- закрепить умения выполнения элементов Хохломской росписи.
- активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки);
Развивающие
- формировать умение руководствоваться правилами при выполнении работы;
- формировать умение обобщить и систематизировать информацию;
- развивать творческую активность, фантазию, эстетический художественный вкус детей при росписи ложек;
- развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться
Воспитательные
- воспитывать интерес любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
- вызвать интерес к утраченным традициям, содействовать сохранению народной культуры через игру на народных инструментах – ложках;
Методы:
- наглядные (показ, рассматривание, прослушивание аудиозаписи, презентация);
- словесные (беседа, вопросы, пояснение, загадки, проблемные ситуации и вопросы);
- практические (рисование, игровая беседа с элементами движений, игровые задания, рассматривание)
Приемы:
- организация детей подгруппой, индивидуальная работа;
- активизация умственной активности детей (проблемные вопросы, пробуждающие познавательную и речевую активность, постановка проблемной ситуации);
- обучения (словесный образец педагога, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности детей, наглядное использование наглядного материала и демонстрационного, музыки)
Материалы и оборудование:
- мини-музей предметов декоративно-прикладного искусства для рассматривания: хохломские изделия (посуда, матрешки, одежда);
- интерактивная доска с презентацией;
- шаблон кувшина на доске и узоры для украшения кувшина;
- кукла Марья-искусница, колонка, сундук с заготовками – деревянные ложки для росписи, распечатанные картинки «Песочные часы», «Краски и кисти», песочные часы;
- кисти, краски акриловые (красная, желтая, черная, зеленая, салфетки, баночки с водой, образец, выполненный педагогом, распечатанные рисунки расписанных ложек;
- кокошники, картузы, деревянные ложки
Индивидуальная работа:
- следить за развитием творческих способностей;
- развивать желание довести дело до конца, аккуратность;
- развивать речевую активность, умения отвечать на вопросы
Содержание
Воспитатель:
Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
А я к Вам пришла не одна. Как думаете, с кем?
Дети: с Матрешкой
Воспитатель:
Совершенно верно и мы с Вами хотим сначала познакомиться. Передавайте матрешку друг другу и называйте свои имена.
(передаю матрешку ребенку)
Воспитатель:
Как тебя зовут?
Дети: Арина…. Дети по очереди называют свои имена.
Воспитатель: А Меня зовут Наталья Николаевна.
Вот мы с вами уже и познакомились. Ребята, а матрешка, по-вашему мнению какая?
Дети: красивая, яркая….
Воспитатель: Согласна с Вами, матрешка наша не простая, а расписная. А как думаете, какая же тут роспись?
Дети: ….
Воспитатель: Да, на нашей матрешке узоры хохломской росписи.
Воспитатель: А об этой росписи я Вам сегодня расскажу, а лучше покажу. И приглашаю Вас в волшебным мир – мир русского народного декоративно-прикладного искусства – мир хохломы, мир музыки и ярких красок.
Воспитатель ведет детей к музею
Воспитатель: Проходите в наш музей. Посмотрите, что мы здесь с Вами видим?
Дети: ложки, матрешки….
Воспитатель: Ребята, а как можно одним словом назвать эти предметы ложки, чашки?
Дети: посуда
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки любой предмет и расскажите по очереди какой он? Из чего сделан? Что изображено?
Дети: из дерева, яркая, изображены листочки…
Воспитатель: Да ребята, в нашем музее собраны предметы, вырезанные из дерева и расписанные хохломской росписью мастерами-умельцами. А наша матрешка тоже расписана такими же узорами?
Дети: да
Воспитатель: Предлагаю нашу матрешку оставить в музее и отправится в кинозал, там я Вам расскажу откуда появилась эта сказочная хохломская роспись, проходите в кинозал и присаживайтесь на стульчики.
Видеопрезентация «Золотая хохлома»
Воспитатель:
Ребята, в какой стране мы с Вами живем?
Дети: в России
Воспитатель: Совершенно верно в России, а раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремеслами, которые изготовляли мастера, каждый мастер делал все сам – от начала и до конца.
Слайд 2.
Воспитатель: Хохломская роспись возникла в лесах возле Нижнего Новгорода в 17 веке
Слайд 3.
Воспитатель: Сказывают в народе о чудо - мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду.
Слайд 4.
Воспитатель: Вот раз прилетела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую деревянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая.
Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.
Слайд 5.
Воспитатель: Ребята, какие основные цвета использовали мастера-умельцы?
Дети: желтый, черный, зеленый, красный
Воспитатель: Правильно. Цвета в хохломской палитре ограничены. Это золотой, красный, чёрный и зелёный в разных сочетаниях.
Слайд 6.
Воспитатель:- А кто может сказать, какие основные узоры в хохломской росписи?
Предполагаемые ответы детей: цветы, листочки
Воспитатель: Совершенно верно. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 7.
Воспитатель: Расписная посуда блестит и выглядит как позолоченная. Секрет в том, что посуду покрывают специальным лаком, сделанным из льна.
Слайд 8.
Воспитатель: Самым популярным изделием была хохломская ложка. Деревянную красивую ложку умелые мастера могли сделать за 15 минут.
Слайд 9.
Воспитатель: Для детей рисовать на ложках — это большое удовольствие! Ведь потом свои расписанные ложки можно подарить своим родным и близким.
Слайд 10.
Воспитатель: Сегодня каждый желающий может приобрести для себя товары в стиле хохломы. Можно купить расписные офисные принадлежности – мышки, флэшки, клавиатуру. Часы, подносы, телефоны, шкатулки, и много всего интересного.
Слайд 11.
Воспитатель: Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
Воспитатель: Ребята, Вам понравился рассказ. Напомните мне, из чего же делала раньше посуду
Дети: из дерева
Воспитатель: А какие цвета присутствуют на посуде и игрушка?
Дети: зеленый, красный, черный
Воспитатель: а как же называли людей, которые изготавливали и расписывали эти красивые предметы?
Дети: мастера-умельцы
Слайд 12.
Воспитатель: Так вот ребята, мастера-умельцы к нам на почту детского сада прислали электронное письмо. Прочитаем?
Слайд 12.
Воспитатель: Ну что, поможем мастерам? Только интересно про какой кувшин они говорили?
Предполагаемый ответы детей: Вот этот на доске
(дети показывают на кувшин на доске) Воспитатель с детьми подходит к кувшину.
Воспитатель:
- Какой красивый кувшин. А какого он цвета? А какие еще присутствуют цвета? А в хохломской росписи, какие цвета использовали мастера?
Ответы детей: желтые, красные
Воспитатель:
- А чего не хватает на нашем кувшине? Что нужно сделать, чтобы все восстановить?
Ответы детей: узоров
Воспитатель: Предлагаю по очереди взять один узор и нанести его на кувшин.
Дети украшают кувшин
Воспитатель: Ребята, сегодня такой интересный день, когда я пришла в детский сад, меня ждала Марья-Искусница с посылкой. Послушаем, что она нам хочет сказать?
Ответы детей: да
(включаю звук)
Говорит Марья-Искусница:
«Уважаемые ребята детского сада № 314. Я Марья-Искусница. Приехала к Вам из Нижнего Новгорода. Хохломские мастера прислали вам волшебную посылку. В ней сувениры для Ваших родителей. Только, к сожалению, не успели закончить вовремя и попросили у в Вас помощи - завершить работу. Желаю Вам творческих успехов».
Воспитатель: Открываем?
(В коробке дети находят деревянные ложки и картинки «Песочные часы» и «Краски и кисточки»)
Воспитатель: Ребята, а что у нас тут в посылке?
Дети: ложки
Воспитатель: А что с ними не так?
Ответы детей: не раскрашены
Воспитатель: Действительно, они не до конца расписаны. Что будем делать?
Ответы детей: расписывать
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать самим ложки в стиле «золотой хохломы». Согласны?
Ответы детей: да
Воспитатель: А что это за картинки? Что они означают? Как думаете?
Ответы детей: часы и кисточки
Воспитатель: Да. Часы – это значит, мы будем работать по времени и помогут нам в этом вот эти песочные часы. А расписывать мы будем кисточками и красками.
Для выполнения этой работы нам с Вами необходимо пройти в творческую мастерскую
( на столах все заранее приготовлено: краски, кисти, стаканы с водой, салфетки).
Воспитатель: Надеваем фартуки, чтобы не испачкать вещи. Напомните, какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?
Дети: Золотой, красный, черный, зеленый.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами тоже будем использовать в работе эти цвета. А работать мы будем с помощью кистей. Приступаем к работе! Работаем аккуратно, но быстро. Время для выполнения у нас 10 минут. Мы помним, что за временем следим по вот этим часам… (песочные часы) Если Вам нужна помощь - поднимите руку, я подойду и помогу Вам.
(Рисование проходит под тихую спокойную музыку)
Воспитатель:
- Ребята, какие вы замечательные мастера и мастерицы! Но наше время уже закончилось, кто не успел – не переживайте, дома сможете закончить свою работу. А пока ваши ложки подсыхают, немного отдохнем. Снимайте фартуки и продолжим наше путешествие.
Воспитатель ведет детей к столу с картузами и кокошниками
Воспитатель:
- Ребята, на улице мы с Вами надеваем головные уборы. Какие?
Ответы детей: панамки, шапки, кепки
Воспитатель: А вот на Руси много-много лет назад все девушки носили традиционный головной убор под названием – кокошник. Изготавливался в форме полумесяца, расшивался золотыми и серебряными нитками в виде цветочных узоров, различными драгоценными камнями и украшался лентами, бусинами и жемчугом. (показываю детям)
А мужчины носили картузы. Это известный мужской головной убор.
Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам, сейчас превратится в настоящих артистов. А для этого надеваем девочки – кокошники, мальчики – картузы. Предлагаю стать так, чтобы всех было хорошо видно
Под кокошниками и картузами лежит еще письмо-загадка
Воспитатель:
- Ух ты, а хохломские мастера для нас еще приготовили послание
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких.
(Ложках)
Воспитатель: Правильно! Все известно, что ложками можно не только кушать, их можно использовать как музыкальный инструмент. И сейчас я Вам предлагаю встать полукругом, чтобы всем было удобно и меня хорошо видно. Сначала я Вам покажу, как играть на ложках, а потом мы вместе исполним музыкальный номер под музыку. Договорились?
Ответы детей: да
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно
- Раз, два, три, четыре – медленно
Раз, два, три – быстро.
Воспитатель раздает ложки детям
Воспитатель:
- Сначала пробуем без музыки. А затем с музыкой.
Воспитатель и дети играют на ложках
- Ребята, Вы настоящие артисты! Так здорово играли! Кладите ложки.
Рефлексия
Но нам, к сожалению, пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Расскажите, о какой росписи мы сегодня говорили?
А что интересного вы сегодня узнали?
Вам понравилось быть хохломскими мастерами?
Какие основные цвета используются в росписи хохлома?
А что больше всего понравилось?
А что сложнее было сделать?
Спасибо Вам огромное! Мне очень понравилось с Вами! А за ваши творческие таланты и за Вашу любознательность, я тоже хочу подарить Вам подарки. До скорой встречи!