Маршина Елена
Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома».
Цель:
Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественному творчеству в декоративном рисовании.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать творческое воображение;
Публикация «Конспект музейного занятия в старшей группе „Золотая хохлома“, приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Познавательное развитие:
- Расширять и уточнять представления воспитанников о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Речевое развитие:
-Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, умение отвечать на вопросы;
- совершенствовать художественно – речевые навыки при чтении стихотворений.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи;
- совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности;
-способствовать развитию самостоятельности, эстетических чувств и эмоций, чувства ритма и композиции.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: продуктивная, изобразительная (декоративное рисование, познавательная, коммуникативная.
Форма организации воспитанников: групповая.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
-Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
-Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
-Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с воспитанниками и самостоятельной художественной деятельности.
-Проигрывание дидактических игр: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
-Приобщение к художественной литературе, заучивание стихотворений.
-Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Материал и оборудование:
Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, слайды с элементами узоров хохломской росписи, детские работы.
Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (горшочки, тарелки, ложки.) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; стаканчики под кисточки, тычки, стаканчики с водой, бумажные и подкладные салфетки.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Организационный этап
Воспитанники заходят в зал для просмотра видеопрезентации о хохломской росписи.
- Всех вас видеть очень рада мы!
- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (воспитанники закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
2. Основной этап
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
Мы выходим в зал на выставку хохломских изделий.
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Воспитанники рассматривают выставку.
Актуализация опорных знаний
- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).
- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома).
-Правильно.
- Из чего мастера делают эту посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
Открытие новых знаний
- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Мотивация деятельности.
- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать корзинку хохломским узором.
- Вы согласны? (Да).
- У неё золотой фон
Закрепление опорных знаний.
- Прежде чем начать украшать корзинку, давайте её сделаем. (Дети вырезают корзинку).
А затем начинают её расписывать…
- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).
-Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будете изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Изобразительная деятельность воспитанников
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!
Самостоятельная деятельность воспитанников под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»).
Проводится индивидуальная работа.
- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
3. Заключительный этап (4 минуты).
- А теперь ребята, берите свои работы и сфотографируемся с ними.
Анализ работ.
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
- А что больше всего понравилось вам, и почему?
(2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.)
Презентация работ воспитанниками, чтение стихотворений:
1 ребёнок:
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка-малинка, завиток,
Листочки, ягодки, цветочки, стебелёк
2 ребёнок:
Вот посуда для кашки – окрошки,
Чудо – блюдо, чашки да ложки.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
3 ребёнок:
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней, наша Хохлома!
4 ребёнок:
Гости дорогие! Подходите, поглядите!
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Чашки, ложки, тарелки и ковши!
Воспитатель: Ребята, вы довольны? (Да)
- Отлично! Всем спасибо! Звучит народная мелодия, Дети покидают мастерскую КХКГ.