Юлия Кондус
Путешествие в Арктику (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: формировать общие представления о своеобразии животного мира Арктики
Задачи: учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью живых организмов; расширять и активизировать словарь по теме Арктика. Способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, песец, северный олень и др. ,
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы и способы их проверки; развивать интерес к экспериментированию.
Публикация «Путешествие в Арктику (подготовительная группа)» размещена в разделах
Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живым организмам, интерес к окружающему миру; продолжать формировать умение работать в коллективе и самостоятельно. О приспособлении человека к жизни в суровых условиях.
Активизация словаря: Северный полюс, Южный полюс, полярная ночь и день, северный олень, белый медведь, морж, тюлень, полярный волк, птичий базар, полярник.
Демонстрационный материал:
Макеты-игрушки белого медведя, северного оленя, моржа, тюленя, песца, волка. Иллюстрация животных Арктики. Слайды: Северный Ледовитый океан, полярные станции, полярники. Покрывало, рисунок глобуса с крышей.
Схемы: лист бумаги А4 с изображенным свечой медведем, акварельные краски
Раздаточный материал: (по количеству детей)
Емкость с водой, губка с маслом, две салфетки, два горшочка с землей (в одном земля заморожена, два стаканчика с водой, палочка
Предварительная работа:
– Рассматривание иллюстраций, макетов, чтение познавательной литературы.
– Беседы о жителях Крайнего Севера.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дорогие ребята! Сегодня к нам придет гость. Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать, кто же к нам сейчас постучится в дверь.
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
(Незнайка)
После того, как дети отгадали имя гостя, входит Незнайка.
Незнайка:
- Здравствуйте, здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Пришёл я к вам в гости не с пустыми руками! Мой приятель художник Карандаш передал вам вот эту картину.
Картину вывешивают на доске.
Воспитатель:
- Поглядите, друзья, на картинку, которую нарисовал художник. Там изображен глобус. Но почему же он, словно домик?
(Ответы детей)
- Дело в том, что глобус не что иное, как уменьшенная модель огромной Земли, где живем мы, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар — это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая голубая крыша — небо. У нас под ногами — один общий пол — земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа, она же печка — Солнце. У нас общий водопровод — дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех — ветер-ветрило.
Дома, в которых мы все живем, — с каменными или деревянными стенами, с железной или черепичной крышей, - конечно, хорошо знакомы каждому.
Незнайка:
- Ой, ребята, а почему же макушка земного шара выкрашена белым?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Обратите внимание Незнайка и вы ребята — снизу глобус тоже белый. И это неспроста. Так обозначены на глобусе и на карте две противоположные полярные области Земли — самая северная и самая южная — Арктика и Антарктика. Там же — Северный и Южный полюсы.
Незнайка:
- Как хочется увидеть это своими глазами!
Воспитатель:
Давайте тогда отправимся в кругосветное путешествие.
Незнайка:
- Вот здорово, сядем в самолет — и полетели!
Воспитатель:
- Но тогда уж пусть у нас будет не простой самолет, а сказочный ковер-самолет, этакий ковролет.
Расстилается на полу покрывало, на которое рассаживаются дети.
- Все по местам! Приготовиться! Пять. Четыре. Три. Два. Старт! Полетели.
(Звучит волшебная музыка, на экране показываются слайды поверхности земли.)
- Ого, как высоко поднялись! Как ты думаешь, Незнайка, что там под нами сейчас, белое-белое?
Незнайка:
- Облака.
Воспитатель:
- Нет, под нами океан.
Незнайка:
- Но океан же синий.
Воспитатель:
- Смотря, какой океан. В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном, а он почти весь закован толстым, крепким льдом. Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Это самое суровое место на Земле. В белых льдах лишь кое-где видны черные трещины - разводья. (показывает на слайде) По ним, вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг, куда ни глянь, многометровые снежные сугробы. Здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед здешнее солнце не может. Хорошо, что мы попали сюда именно летом — все видно.
Незнайка:
- А если бы зимой?
Воспитатель:
- Тогда нам бы ничего не разглядеть — темно, ночь.
Незнайка:
- А днем?
Воспитатель:
- В том-то и дело, что зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки — ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит — сплошной день. Полярный день. Засыпаешь — светло, просыпаешься — тоже светло. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет. Понятно?
Игра «День-ночь» :
По команде воспитателя, подаваемой символьными рисунками, нужно выполнять движения: день – вставать, ходьба на месте, ночь - закрывать глаза, класть руки под щёчку. Усложнение игра достигает увеличением темпа, обманными движениями, которые делает водящий.
Незнайка:
- Да. Но раз в Арктике повсюду снег и лед, значит, тут никто не живет?
Воспитатель:
- Как так никто? Вон внизу чернеет гористый островок. Сейчас снизимся немного и ты увидишь — среди скал несколько маленьких домиков, дымки из труб, мачту радиостанции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день, следят за погодой и по радио сообщают об этом на Большую землю. Иной раз даже на теплом юге чувствуется дыхание ледяной Арктики. Вот полярники-метеорологи и предупреждают: холодный воздух движется туда-то и туда-то. Будьте готовы!
(Дети и Незнайка рассматривают слайды)
А еще полярники наблюдают за движением льдов в океане и подсказывают капитанам самый безопасный путь. Круглый год идут караваны судов Великим Северным морским путем. И помогают им пробиться сквозь льды могучие ледоколы.
Незнайка:
- Ох как холодно!
Воспитатель:
- Давайте с вами согреемся.
Музыкально-ритмические движения под музыку «Мороз» (сборник «Музыка с мамой» Е. Железнова)
Незнайка:
- Ну и Арктика - один лед! Даже скучно — ни зверей, ни птиц.
Воспитатель:
- Нет, Незнайка, ты не прав. Арктика обитаема! Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов. Наступает короткое лето. В это время почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром. Здесь очень трудно ходить. Местность превращается в сплошное непроходимое болото, потому что за длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Её ещё называют вечная мерзлота. Поэтому-то и образуются болота.
Эксперимент.
Воспитатель:
- Вот два одинаковых непрозрачных стаканчика, наполненные землей.
– Скажите, одинаковые ли эти стаканчики? (да).
Одинаковое количество земли в них насыпано? (да).
Вода одинаковой температуры? (да).
– Как вы думаете, что произойдёт, если мы выльем в каждый горшок по стакану воды? (ответы детей)
– Наливаем в каждый из горшков по стакану воды.
– Почему же вода осталась на поверхности?
– Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же?
В Арктике воде мешает вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.
Если мы с вами сейчас возьмём полочку и воткнём её в землю, где вода впиталась (выполняем) – мы не обнаружим там никакой преграды.
Но если мы попытаемся проткнуть землю во втором стаканчике (выполняем, то почувствуем, что там что-то мешает. Что это? Вечная мерзлота (многолетняя мерзлота). Я специально заморозила землю, чтобы вам было понятнее, что такое вечная мерзлота.
(На доске вывешиваются иллюстрации с изображением белого медведя, северного оленя, моржа, тюленя, полярного волка, песца)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации и скажите, какую особенность вы заметили между окружающим миром и животными? (ответы детей)
(Воспитатель рисует водой).
- Посмотрите на этот лист бумаги, что вы видите? (Ничего).
- А теперь что-нибудь? (белого медведя).
Почему мы не видели его раньше? (он белый на белом).
-Почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (легко охотится и прятаться).
Вот Белый медведь. (воспитатель демонстрирует слайды и модель-игрушку). На снегу его совсем не заметно: шуба белая и снег белый, один нос чёрный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Полынья на дороге – не беда. Прыгнет в ледяную воду и плывет до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода медведю на страшны – такая у него замечательная шуба.
Почему же его шерсть не покрывается льдом? (ответы детей)
Опыт.
Воспитатель:
- В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно.
Какая она? (Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды).
- Если бы сейчас ударил мороз, что случилось бы с этой водой? (Эта вода превратилась бы в корочку льда).
- Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (маслом). Снова опустите руку в воду и выньте ее.
- Что вы заметили? (Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками).
- Встряхнём руку над чашечкой. Что случилось? (Эти капли с руки слетели)
- На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Так почему шерсть медведя не покрывается льдом?
Незнайка:
- Мех животного покрыт жировыми выделениями, которые препятствуют обледенению и намоканию.
Воспитатель:
- Вот ещё один житель Арктики – морж. (показ слайдов). Этот великан не боится даже белого медведя. Хотя у него острые, могучие клыки, морж совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
Тюлень. Он похож на моржа. Питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху – и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходиться пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь-то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют – бельки.
Как только выглянет после полярной ночи солнце, на скалистые северные острова слетаются тучи птиц. Еду они добывают в море. Шум, крик – хоть уши затыкай. Не зря такие места прозвали птичьими базарами. Кого здесь только нет! (показ слайдов) И чайки и крачки и гаги и кайры. Есть птицы с удивительными названиями: тупик-носорок, топорик.
Подвижная игра: «Буря».
Давайте Незнайка и ребята представим с вами, что мы птицы. Вот мы с вами летаем над морем, над скалами и вдруг началась буря! Птицы прячутся в укромных местах на скалах, пережидают бурю. И вот опять выглянуло солнце. Полетели! (Игра продолжается 2-3 раза)
Воспитатель:
- По тундре бродят огромные стада северных оленей – диких и одомашненных. Олень здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Одежда, обувь из оленьих шкур – тёплая, легкая, красивая. Зимой олени на легких санях возят по бескрайней тундре людей, грузы. Разгребет олень копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им олени и питаются. За оленьими стадами бродят полярные волки. А ещё здесь живет песец. Это он только зимой белый, чтобы быть незаметным, и пушистый, чтобы не мерзнуть. А летом песец серый, облезлый. (Рассказ сопровождается показом слайдов).
Игра на закрепление «Кто я? Угадай!» :
Детям необходимо узнать животных по одной из частей тела, атрибуту. Узнав, нужно использовать соответствующее прилагательное (тюлений, моржовый, медвежий).
Воспитатель:
- Пришло время возвращаться нам обратно в детский сад. Ребята, Незнайка понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)Сейчас каждый не повторяя друг друга, расскажет, что он знает об Арктике. Тот, кто будет держать снежинку, будет говорить.
В следующий раз, мы с вами отправимся на Южный полюс и познакомимся с его обитателями. Так что ждем тебя Незнайка к нам в гости!
Незнайка:
- Обязательно приду. До свидания, ребята!
Работа на закрепление материала:
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле в Арктику», «Полярники»
Аппликация: «Медвежонок Умка»
Рисование: «Северное сияние»
Создание панно: «Царство Снежной королевы»