Татьяна Борисовна Гирфанова
Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в Арктику (путешествие по карте).
Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная деятельность, поисково-исследовательская деятельность, игровая деятельность.
Цель: Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственно практического опыта в более широкую пространственную перспективу, освоение географических представлений.
Задачи:
-Познакомить детей с глобусом, картой, научить составлять маршрут путешествия.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в Арктику (путешествие по карте)“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
– Развивать познавательную активность, умение получать информацию из разных источников (бесед, в ходе экспериментов, во время рассматривания слайдов, во время дидактических заданий).
- Уточнить и расширить представления детей о жизни животного мира Арктики.
- Расширить представления детей о жизни людей в условиях Арктики (научные экспедиции).
- Расширить и активизировать лексический словарь: айсберг, северное сияние, экспедиции, тюлень, морж, морской котик, касатка, белуха, киты, нарвал.
- Познакомить с представителем класса китообразных – нарвалом.
- Уточнить через опыт свойства жира.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, уметь сравнивать свои гипотезы с фактами.
- Развивать интерес к географическим маршрутам, к жизни животного мира Арктики, их приспособлении к суровым климатическим условиям.
- Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты.
Методы и приёмы:
Словесные: художественное слово (загадка, рассказ воспитателя, вопросы, уточнение, беседа.
Наглядные: карта, глобус, презентация, картинки.
Практические: работа с разрезными картинками, игровое задание «Помоги собраться в путешествие», проведение опыта «Свойства жира в воде», работа с картой и глобусом.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи «Где-то на белом свете…», просмотр мультфильма «Умка», чтение художественной, энциклопедической литературы по теме, загадывание загадок о животных Севера, опыт «Превращение воды в лёд».
Оборудование: ноутбук, экран, мольберт, глобус, географическая карта мира, презентация со слайдами, разрезные картинки, стрелки и флажки из самоклеющейся бумаги, клеевые карандаши по количеству детей, картинки животных Севера и животных других районов планеты, задания на каждого ребёнка, тазик с водой, крем, влажные салфетки, одноразовое полотенце.
Логика образовательной деятельности:
1. Сюрпризный момент:
Внести коробку, в ней глобус. Сообщаю: узнать, что в ней лежит можно, отгадав загадку:
На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь - в руках унесёшь (глобус).
2. Знакомство с глобусом и картой.
- Что такое глобус? – демонстрирую глобус (ответы детей)
Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много – много раз.
Прежде всего, на глобусе есть два полюса: Северный и Южный. Это самые севеная и южная точки Земли (предложить найти их на глобусе).
- А знаете ли вы, что если глобус развернуть, то получится карта нашей земли (показ карты). Предлагаю рассмотреть карту: на ней есть океаны, моря, реки, материки, острова. - Какого цвета больше всего на карте? Почему? Что изображается голубым цветом? - Что изображается коричневым цветом? - Что изображено жёлтым (зелёным цветом) - На карте есть ещё территории белого цвета. Почему они белые? (ответы детей)
- Как называется территория, покрытая льдами на Севере? На юге? (ответы детей)
-Как вы думаете, есть ли в Арктике жизнь? А как можно узнать это? Предлагает отправиться в путешествие по карте в царство вечных льдов, в Арктику.
3. Выбор транспортного средства. Предлагает выбрать транспортное средство передвижения. Дети предлагают виды транспортного средства и вместе решают, на каком отправиться в путешествие.
4. Определение маршрута по глобусу и карте. - Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо составить маршрут, где мы сейчас находимся, в каком городе? Предлагаю найти Самару на карте и отметить флажком (самоклеющаяся бумага)
Затем предлагаю найти Арктику, куда отправляемся в путешествие и отметить его на карте флажком. - Кто хочет проложить маршрут нашего путешествия пунктирными линиями (показ приёма прокладывания маршрута: полоски из самоклеющейся бумаги? Предлагаю посчитаться: «Раз, два, три, маршрут рисуешь первым ты!» (Помогаю определить маршрут и «нарисовать» пунктирными линиями).
5. Игра «Наши помощники в путешествии». -Каждый путешественник отправляется в путешествие, взяв с собой определённый набор предметов, необходимых в пути. Предлагаю выполнить задание: выбрать из предлагаемого набора предметов только те, которые пригодятся в путешествии, обвести их в кружок.
Подвожу итог игры:
- Кто назовёт все выбранные предметы?
- Все согласны с названным набором предметов, предложенных нам или кто-то хочет добавить?
6. Игра полет
Предлагаю отправиться в путешествие, приглашаю встать в круг и занять свои места в самолёте: Руки ставим мы вразлёт, Получился самолёт.
Мах рукой туда-сюда, Делай раз, и делай – два. Полетели высоко. Полетели низко. Полетели далеко. Вот уж Полюс близко. Приземлилась детвора. Всё. Нам в Арктику пора.
На экране тундра (слайд 1)
Задаю вопрос: «Почему мы не приземлились прямо на Северном полюсе?» - ответы детей.
-Действительно, на Северном полюсе нет аэродрома, потому что нет земли, там, на водах океана, огромные льды.
Мы пересаживаемся на атомный ледокол и отправляемся в Арктику (слайд)
7. Беседа об Арктике (с показом слайдов).
-А вот и Арктика. Почему в Арктике темно? Какое сейчас время года, месяц (ответы детей?
-В Арктике сейчас полярная ночь. Здесь часто бывают северные сияния (слайд). Всего 2-3 недели в Арктике лето, когда светит солнце (слайд).
- В переводе с греческого языка слово «Арктика» означает «медведь».
- Как вы думаете, почему так назвали этот край? (ответы детей)
- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.
Большая часть Северного Ледовитого океана (слайд) постоянно покрыта льдом и снегом. Представляете, какой огромный каток получился.
– Посмотрите, какие огромные ледники – это айсберги плавают в океане (слайд). Они очень опасны для встречных кораблей, потому что большая часть их находится под водой.
- Всё здесь выглядят сурово, мрачно и неприветливо. Сильные ледяные ветра, туманы, обильные снегопады, полярные дни и ночи. (слайды).
- Как вы думаете, в Арктике живут люди? (ответы детей)
- Из-за суровых условий люди постоянно не живут в Арктике, а приезжают с научными экспедициями на атомных ледоколах (слайд).
8. Игра «Собери картинку».
Предлагаю взять разрезные картинки и сложить их, чтоб узнать, какие животные живут в Арктике.
Уточняю, кого собрали дети.
9. Рассказ про нарвала.
Предлагаю лучше рассмотреть животных Арктики (слайды).
- Казалось бы, что в таких условиях нормальное существование просто невозможно. Однако среди вечных льдов и снежных заносов бурлит полнокровная жизнь.
- Какое необычное животное. Это нарвал - представитель семейства китообразных. У него необычно длинный рог, торчащий прямо изо рта. Этот рог достигает в длину 3-х метров, а его вес составляет 10 кг. Это обыкновенный зуб, выросшим до таких огромных размеров, и бывает он только у самцов. Никаких неудобств этот зуб млекопитающим не доставляет.
Нарвалы имеют толстый слой подкожного жира. Это неудивительно, так как вся их жизнь проходит в холодных водах Северного Ледовитого океана. Питаются нарвалы рыбой. Основными врагами его являются человек, касатки и белые медведи.
10. Эксперимент с водой и кремом - Как вы думаете, что же помогает выжить этим животным в таких суровых условиях? Как они приспособились к такому климату? (дети выдвигают свои гипотезы)
Предлагаю проверить это с помощью крема (вазилина).
- намазать кремом руки и опустить их в тазик с водой, капельки воды будут стекать с поверхности рук.
Вывод: жир не пропускает воду.
11. Работа на большой карте.
Предлагаю выбрать по одной картинке среди предлагаемого набора и наклеить их на большую карту:
- Ну, что ж, нам пора возвращаться. Чтобы долго помнить о нашем путешествии, давайте наклеим на карту Арктики животных, которые там обитают.
12. Рефлексия.
- Где мы сегодня побывали?
- Что понравилось в путешествии?
-Что нового узнали?
- Подумайте, куда ещё хотели бы в следующий раз отправиться в путешествие.