МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику»

Евгения Кустова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику»
▼ Скачать +Заказ

Задачи: Совершенствовать умение объединять группу предметов по их назначению, развивать логику, мышление и воображение используя технологию ТРИЗ. Продолжать формировать умение разрешать проблемные ситуации. Познакомить детей с историей воздухоплавания на воздушном шаре, постройкой иглу. Закреплять умение к существительному подбирать прилагательные. Закрепить расположение России на карте и глобусе. Познакомить детей с климатической зоной Арктики, её климатом, растительностью. Развивать разговорную речь, продолжать формировать умение объяснять свой выбор, аргументировать свое мнение. Углублять представления о животных Арктики. Систематизировать представления детей об умениях животных приспосабливаться к среде обитания. Познакомить с такими явлениями, как северное сияние

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику“» размещена в разделах

Активизация словаря: братья Монгольфье, гондола, климат, северное сияние, вечная мерзлота, айсберг, лемминг, Полярная ночь, ягель.

Оборудование и материалы: сундук, в котором бинокль, компас, карты, рюкзак, глобус, тетрадь с чертежами, книги об Арктике и ее животных, карта России, глобус, дидактическое пособие «Обитатели Севера», картины: «Северный олень», «Белый медведь», презентация «Арктика», диск с фрагментом мультсериала «Путешествие Адибу. Миссия на планете Земля. Иглу», где ведется рассказ о том, как построить иглу, карточки с изображением различных вещей (чайник, подушка, теплая одежда, купальник, шуба, одеяло, доска, веревка, спички, нож, дрова, еда, игрушки, фотоаппарат, видеокамера, посуда и т. д.)

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полу стоит какой-то сундук! Что бы это могло значить? Ребята, вы хотите открыть его? (да)

Дети открывают сундук и достают предметы из него.

Воспитатель: Перечислите, что вы нашли! (бинокль, компас, карты, рюкзак, глобус, тетрадь с чертежами, книги об Арктике и ее животных)

Воспитатель: Как вы думаете, кому могли принадлежать эти вещи? (путешественнику, ученому)

Воспитатель: Ребята, а вы можете определить, куда этот путешественник хотел отправиться? (да)

Воспитатель: Какие подсказки вы нашли? (на Северном полюсе карты есть отметка- красный флажок, книги о животных Арктики, картинки животных, и неизвестный диск)

Воспитатель: Ребята, вам не хочется взглянуть что же там на диске? (да, возможно это еще одна подсказка)

Дети с воспитателем вставляют диск в ноутбук и просматривают его. На диске фрагмент мультсериала «Путешествие Адибу. Миссия на планете Земля. Иглу», где ведется рассказ о том, как построить иглу.

Воспитатель: Ребята, что бы это могло значить? Зачем нашему путешественнику знать, как строится иглу? (Путешественник хотел отправиться в Арктику, а иглу, было бы его жильем)

Воспитатель: Ребята, как интересно! А вы бы хотели отправиться в путешествие на Северный полюс в Арктику? (да)

Воспитатель: Вы знаете, более двухсот лет тому назад два отважных француза впервые в истории совершили свой первый полёт по воздуху. Тогда еще не было ни самолетов, ни вертолетов, ни ракет. А как вы думаете, на чем же они тогда летели? (на воздушном шаре)

Воспитатель: А вы готовы отправиться в

путешествие на воздушном шаре? (Да).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а нам в путешествие что-нибудь дополнительно может понадобиться, кроме того, что уже приготовлено в сундуке (Да)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением различных вещей (чайник, подушка, теплая одежда, купальник, шуба, одеяло, доска, веревка, спички, нож, дрова, еда, игрушки, фотоаппарат, видеокамера, посуда и т. д.) и дает задание каждому ребенку.

Воспитатель: Задание: Ребята, в нашу гондолу, много веще не разместится, поэтому я предлагаю каждому из вас выбрать одну, которая на ваш взгляд больше всего пригодится вам в Арктике. Дети выбирают вещь на свое усмотрение. Воспитатель приглашает всех занять свои места на воздушном судне и взять выбранную вещь с собой (заранее в группе стулья поставлены в круговую, имитируя гондолу).

Воспитатель: итак, ребята, что мы должны сделать, чтобы наш шар был готов к полету? (зажечь огонь в лампе, чтобы выжигался кислород, тогда шар станет легким, скидывать мешки, отвязать канаты)

Воспитатель: Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия. Как вы думаете, почему? (потому что наша страна самая большая в мире)

Воспитатель: Аня, покажи нашу страну на глобусе. (показывает границы страны всем участникам путешествия. А теперь покажи, куда мы направляемся? (на северный полюс в Арктику)

Воспитатель: На севере снега, мороз

Суровая природа

На небе хороводы звезд

И солнца нет полгода.

Н. Забила

Воспитатель: Северные земли или зона тундры находятся на севере нашей страны и на нашей карте обозначены белым цветом. Найдите эту зону на карте нашей страны. (дети показывают) Почему она обозначена белым цветом? (потому что там льды)

Воспитатель: Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан, побережье Сибири полуостров Таймыр. Царство льдов и снегов (показ слайда). Ребята, стало холодно. Кто-нибудь взял с собой теплые вещи? (да, взяли шубу, одеяло, шапку и т. д.)

Воспитатель: Костя, почему ты выбрал шубу? (потому что на Севере холодно и необходимо тепло одеться)

Воспитатель: Правильно, так как в Арктике долгие суровые зимы, которые длятся более полугода, морозы достигают до -40*-50* дуют холодные ветра, часто бывают снежные бури и ураганы. Земля глубоко промерзает, покрывается льдом и снегом, а лед на море держится большую часть года. Солнца зимой не видно, наступает Полярная ночь (показ слайда).

И лишь разноцветные сияния расцвечивают небо (показ слайдов)

Северное сияние- это завораживающие, прекрасное зрелище. Темно- синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.

Воспитатель: А кто-нибудь взял с собой фонарик, свечку или спички? (да)

Воспитатель: Маша, а зачем ты взяла с собой спички? (Чтобы разжечь костер, на случай, если будет холодно)

Воспитатель: Это хорошо, зима на севере длинная, а лето короткое, но и летом температура не поднимается выше +5+10, поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Солнце не поднимается высоко над горизонтом и поэтому лед тает лишь по берегам морей (показ слайдов).

Воспитатель: Ребята мы приземляемся. Всем пристегнуть ремни безопасности!

Физкультминутка:

Я предлагаю Вам немного прогуляться по тундре.

Что нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держатся рядом)

Нам мороз не страшен

Лишь ленивым он опасен (идут друг за другом)

Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)

И про нос не забываем (трут нос)

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их скорее (уши сгибают и разгибают)

И ладошки приживаем

Сильно сильно растираем (трут ладошки друг об друга)

Вот на лыжах проезжаем (имитируют движения на лыжах)

Санки мы не забываем (присаживаются и встают)

Постучимся в ворота (стучат по спине, впереди идущего ребенка)

Солнышко, выходи

Нам согреться помоги! (гладят спину, впереди идущего ребенка)

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать глядя на растительность Арктики (она очень скудна, ее мало). Почему? (мало солнца и тепла на северном полюсе)

Воспитатель: Основная растительность - это мхи и лишайники. Весной, когда пригреет солнце, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на цветущий ковер. При всей бедности растительного мира тундры, здесь есть даже цветы: полярный мох, снежный лютик, разноцветные камнеломки. (показ слайда).

В тундре растут карликовые березы, грибы, ягоды, голубика. Догадайтесь, почему ее так называли? (она голубого цвета). Правильно она голубого цвета. (показ слайда)

Воспитатель: Несмотря на суровый климат, животный мир очень разнообразен. И эти животные вам вряд ли знакомы. Их можно встретить только на севере, они нигде больше не водятся. Вот смотрите, бежит лемминг- маленький зверек, похожий на мышь, песец-зверек с очень красивым мехом (показ слайдов).

Как вы думаете, что помогает северным животным выживать в таком суровом климате? (У них под шкурой толстый слой жира, который предохраняет от потери тепла, теплый толстый мех защищает от холода).

Воспитатель: Да, ребята, живущие в таких условиях звери, приспособлены к суровому климату. Главные животные тундры - белый медведь и олень (показ слайдов).

А вот и северный олень бежит. У него замечательная шерсть- густая, мягкая. Особенно теплая она становится в зимние месяцы, когда бушуют метели. Копыта у северного оленя широкие, да еще могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Олень может ходить по снегу или болоту не проваливаясь, а края копыт еще и острые для того чтобы зимой раскапывать снег, добраться до вкусного мха. Этот олений мох называют «ягель». Еще олени прекрасные пловцы. Они переплывают широкие холодные реки и морские проливы. Главное украшение оленя – огромные ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые у оленя, тоже есть рожки, но они маленькие, похожи на веточки. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идет вожак – самый опытный и сильный олень. Летом олени устремляются к морскому берегу несмотря ни на какие преграды. Для чего?

Оленей привлекает морская вода. Ведь соль для жизни животных необходима. Без соли олень может погибнуть. (показ слайда)

Воспитатель: Мне кажется, начинается снежная буря, здесь оставаться нельзя. Нужно что-то делать? Что вы можете предложить? (построить иглу)

Игра «Собери иглу» Дети собирают изображение иглу (по приципу пазла)

Воспитатель: Теперь у нас есть убежище, там и переждем бурю.

(показ слайда с белым медведем). Ой, осторожно к нам приближается белый медведь! Он может нас поранить. Все в иглу! (заходят в круг из стульев).

Воспитатель: Что вы знаете об этом животном (это хищник, у него белая шкура, ловит и ест рыбу, умеет плавать).

Воспитатель: Белый медведь - грозный хищник, повелитель ледяных просторов Арктики. Благодаря острому чутью он выслеживает подо льдом тюленей. Белый медведь так же прекрасный пловец и спокойно ныряет в ледяную воду. Чтобы выбраться наружу, медведь хватается острыми когтями за проплывающую льдину. Затем зверь отряхивается и его шерсть вновь становиться сухой и не обмерзает.

Воспитатель: ребята а есть те. Кто взял аптечку с медикаментами? (да) кажется медведь меня поцарапал…Дети называют предметы первой помощи при порезе. Рассказывают, что надо делать.

(показ слайда лежбища тюленей)

Воспитатель: Погода успокоилась и теперь видно что холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегу как и на пляже, лежат странные звери. У них круглая усатая голова, круглые глаза, хвост как у рыб, а вместо лап ласты. Как вы думаете кто это (тюлени)

Воспитатель: Посмотрите на тюленей, они живут на льдинах, плавают в море, питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Тюлень ныряет на глубину 100метров. Вдохнет воздух и может долго не дышать под водой (до 1.5 часов он охотится). Тело тюленя покрыто густым непромокаемым мехом под кожей толстый слой жира, спина и бока темные и в пятнах. Отталкиваясь от земли ластами они неуклюжи на суше, а в воде они настоящие акробаты, плавают не хуже рыб. (показ слайдов).

Воспитатель: Посмотрите, какие животные Крайнего Севера вам знакомы? (морж, заяц-беляк).

Воспитатель: Деревья в Арктике не растут. Болотистая местность- прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край многочисленные птицы, которые устраивают «птичьи базары». (показ слайда)

Воспитатель: что-то я проголодалась, а вы? Кто-нибудь взял с собой еду? (да)

Воспитатель: Миша, объясни, почему ты взял еду? (потому что в дороге всегда проголодаешься)

Воспитатель: Ребята, нам пора лететь обратно в детский сад, в нашу любимую группу. Пристегните ремни мы взлетаем.

3. Итог НОД.

Воспитатель: Расскажите, где мы с вами сегодня побывали? Что особенного в природе Арктики? Какие растения встречаются на севере? Каких животных Крайнего Севера вы знаете? Что такое северное сияние? Хорошо ли вы подготовились к путешествию? На этом наше путешествие по Арктике закончено, спасибо вам, до новых встреч в нашем Клубе путешественников.

Публикации по теме:

Конспект комплексной ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»Конспект комплексной ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Прибыткова Н. Ю. ,Чулкова М. Н. ,Бабахина А. В. ,Фёдорова Л. В., Вячеславова Л. Г. Конспект комплексной ООД по развитию познавательных способностей.

Конспект НОД по физкультуре в средней группе «Путешествие на воздушном шаре» Задачи: 1. Учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с текстом, ритмом; 2. Закреплять выполнение основных видов движений.

Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) в подготовительной группе — «На большом воздушном шаре…»Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) в подготовительной группе — «На большом воздушном шаре…» Цель: содействовать становлению детей как образованных творческих личностей. Образовательная задача: обогащение и закрепление знаний детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на необитаемый остров» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98» г. Чебоксары Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на воздушном шаре» (ориентировка в пространстве) Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на воздушном шаре» (ориентировка в пространстве) Цель: - Уточнить и расширить знания.

Конспект занятия «Путешествие на воздушном шаре» Цель: Снятие эмоционального напряжения и создание условий для развития творческого потенциала детей. Задачи: Образовательные: Формирование.

«Космическое путешествие». Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе .

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие на воздушном шаре» НОД в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре" Вид: интегрированная. Цель:учить развертывать в игре разнообразные сюжеты, центром.

Сценарий выпускного утренника в подготовительной группе «Путешествие на воздушном шаре» Сценарий выпускного утренника в подготовительной группе 2016 ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ Действующие лица: ведущая, Царь, скоморох, папуас,.

Выпускной 9 класса в школе-интернате «Полет на воздушном шаре»Выпускной 9 класса в школе-интернате «Полет на воздушном шаре» Сценарий будет полезен организаторам по внеклассной работе, классным руководителям 9 классов. Материал рассчитан на детей в возрасте 16-17.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику»
Опубликовано: 29 сентября 2016 в 14:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Кустова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД