Папки-передвижки

Конспект занятия «Путешествие в Арктику»

Татьяна Ярцева
Конспект занятия «Путешествие в Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

Тема «Путешествие в Арктику»

Учитель-логопед

Ярцева Татьяна Васильевна

Коррекционно – образовательные цели.

-Расширение представлений об особенностях природного мира Арктики.

-Развитие у детей способности наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы проверки.

-Формирование представлений о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Коррекционно – развивающие цели.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Арктику“» размещена в разделах

-Развитие связной речи, памяти, мышления.

Коррекционно – воспитательные цели.

-Развитие ловкости, быстроты, смелости, умения бегать в разных направлениях. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки; глобус; иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»; ребристая доска; полотно «Кто кем питается?» и т. д.

Ход занятия.

Учитель-логопед: Дети есть на нашей планете необычная земля.

А отгадать название этой земли вам помогут первые звуки в названии картинок.

( На доске выставлены картинки: аист, рак, кот, торт, иголка, кровать, арбуз).

Дети определяют название земли по первым звукам: АРКТИКА

Учитель-логопед: Изображая Арктику на глобусе, использовали белый цвет.

Попробуйте найти эту землю на карте.

Дети подходят к глобусу и находят Арктику.

Учитель-логопед: Дети, Арктика от греческого слова арктикос – северный.

Арктика – страна Малой медведицы.

Арктика – это территория вокруг Северного полюса, площадью 21 млн. км.

В центре Арктики находится покрытый толщей льда Северный ледовитый океан, а посередине - Северный полюс.

Учитель-логопед: Дети, почему эта земля окрашена в белый цвет?

Дети: Потому что Арктика – это ледяная пустыня.

-В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом.

-День с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

-Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.

-Климат очень суровый, даже летом температура воздуха редко поднимается выше 0%.

-Зимой здесь круглые сутки ночь. Не бывает ни утра, ни дня, ни вечера.

-Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, метет метель, дуют сильные ветры.

Учитель-логопед: Арктика холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

В холодильнике и то

Было б жарче без пальто.

(Показ иллюстрации к сказке Катаева «Цветик – семицветик»).

Учитель-логопед: Дети, из какой сказки эта иллюстрация?

Дети: «Цветик – семицветик».

Учитель-логопед: Каким было желание Жени?

Дети: «Попасть на Северный полюс».

Учитель-логопед: Правильно, оторвав синий лепесток и проговорив заветные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток….»

Она мгновенно оказалась на северном полюсе и так же мгновенно попросилась обратно. Почему?

Дети: Там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.

Учитель-логопед: А вы хотите отправиться в ледяное царство?

Дети: Да.

Учитель-логопед: Что для этого надо сделать?

Дети: Одеться тепло.

Учитель-логопед: А как же мы доберемся до Арктики?

Дети: На корабле.

Физминутка (Дети идут по кругу, взявшись за руки, и проговаривают слова)

День и ночь стучат машины.

От винта бежит вода.

Вот уже поплыли льдины

И настали холода.

Айсбергов громады проплывают рядом,

И видна уж с корабля

Сквозь трубу подзорную

Ледовая земля.

Малый ход! Корабль наш стоп.

Здравствуй, Арктика!

Учитель-логопед: По пути нам встретились плавающие «ледяные глыбы». Это айсберги. Откуда же появились эти ледяные громады?

Дети: Иногда у берегов Арктики отламываются от ледника огромные глыбы и отправляются в путешествие по океану.

Учитель-логопед: А как это происходит - мы с вами увидим в процессе проведения опыта.

Поместим в воду (налитую в прозрачный кувшин) большой кусок льда.

Утонул он?

Дети: Нет.

Учитель-логопед: Почему?

Дети: «Лед легче воды».

Учитель-логопед: Где большая часть айсберга, под водой или над водой?

Дети: Под водой.

Учитель-логопед: У айсберга тоже над водой в океане видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть очень велика.

Айсберги очень опасны для кораблей. Но наш корабль очень осторожно прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы на ледоколе. Этот корабль с крепким носом. Он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу.

Мы спускаемся по трапу корабля (дети идут по ребристой доске) и отправляемся исследовать Арктику.

Мы идем себе вперед,

Очень удивляемся:

Слева - лед и справа – лед,

Перед носом тоже лед,

Где же он кончается?

Учитель-логопед: Арктика – это ледник, который никогда не тает.

Дети, живут ли в Арктике животные?

Дети: Живут

Учитель-логопед: Чтобы узнать какие, давайте сложим картинки.

Д/игра «Сложи картинку»

(Дети складывают разрезные картинки)

Учитель-логопед: Так кто же живет в Арктике?

Дети: Белый медведь, морж, белуха, нерпа, нарвал.

Учитель-логопед: Холодно на Севере. Давайте согреемся.

Дети выполняют самомассаж «Бодрость за одну минуту»

1. Быстро потрите ладони друг о друга.

2. Потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз.

3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы.

4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья.

5. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа у места соединения головы с позвоночником. Нажмите, сосчитав до 3. Отпустите.

6. Массаж рефлекторных зон ног.

а) сожмите кончик большого пальца. Разотрите его.

б) быстро потрите верх ступни рукой /или пяткой другой ноги/.

7. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх.

Учитель-логопед: Дети, а кто это с интересом рассматривает нас?

(задаю вопрос, показывая картинку с изображением белого медведя).

Что интересного вы знаете о белом медведе?

Рассказ ребенка: «У белого медведя высокая шея, красивая головка, маленькие ушки. Всю жизнь они проводят во льдах, воде. Пальцы на его лапах соединены мембраной, поэтому он хорошо плавает, а ступни покрыты шерстью, поэтому он не скользит по льду. Белые медведи питаются тюленями, рыбой, птицами.

Увидев жертву, медведь медленно приближается к ней, скользя на четвереньках, неожиданно нападает и убивает жертву одним ударом.

Белые медведи роют нору среди снегов и льдов. В норе, в декабре рождаются маленькие медвежатки. Белый медведь – замечательный пловец. Заплывает на 160 от берега.

Учитель-логопед: Ребята, давайте посмотрим, как медведь становится добычей белого медведя?

Проведение опыта. (В таз с водой кладем кусок пенопласта «льдину» с тюленем, которого изготовили из папьемаше, что произойдет, если мы наклоним часть льдины? Тюлень упадет в лапы медведю. Моржи так же становятся добычей медведя.

Учитель-логопед: Дети, почему медведь, вылезая из воды, не покрывается льдом в такой сильный мороз? Чтобы это понять проделаем опыт.

Учитель-логопед: В емкость с водой опустите руку и тут же вытащите ее. Посмотрите, она покрыта слоем воды. Если бы ударил мороз, она превратилась бы в корочку льда.

Теперь вытрем руки и слегка смажем их жиром. Снова опустите руку в воду. Что вы заметили?

Дети: «Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Встряхните рукой, капли слетели. Воды на руке нет, значит, в мороз нечему превращаться в лед.

Учитель-логопед: Теперь объясните случай с белым медведем.

А кто из животных использует эту хитрость?

Дети: «Гуси, утки»

Учитель-логопед: А где человек использует явление смачивания?

Дети: «Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.

Физминутка: «Белые медведи»

(очерчиваю круг – льдина, на ней два «медведя», остальные «моржи», которые бегают по площадке. «Медведи выходят на охоту, стараются поймать «моржей» сомкнув вокруг «моржей» руки. Пойманные дети становятся на льдину).

Учитель-логопед: Дети, что интересного о моржах вы можете нам рассказать?

Рассказ: морж – настоящий гигант Арктики. Тело покрыто кожей без волосяного покрова. На морде есть усы, с помощью которых они отыскивают питание на морском дне.

С помощью бивней моржи выкорабкивают раковины, червей.

Бивнями рубят лед. С помощью бивней взбираются на скользкие льдины. Они служат подпоркой для грузной головы. Морж с самыми мощными бивнями является самым главным. В мае у моржей рождается по одному детенышу.

Когда море спокойно, морж спит «дрейфуя» на воде, с помощью двух полных воздуха карманов, расположенных под горлом и раздувающихся, как воздушные шары.

Учитель-логопед: А кто это за нами наблюдает? - спрашиваю у детей, показывая картинку с изображением нерпы. Чем интересен этот зверек?

Рассказ: «Это нерпа. Свое название она получила благодаря окраске шкуры: темные пятна на ней окружены белыми кольцами. Для выращивания потомства нерпы сооружают самые настоящие пещеры, в которых рождаются малыши. Матери кормят их молоком. Детеныш нерпы кольчатой одет в белую шкуру и поэтому его называют бельком. Вес кольчатой нерпы 100 кг.

Конечности превращены в ласты. Передние ласты короткие, задние вытянуты вдоль тела. Шея короткая, ушные раковины отсутствуют. Волосяной покров грубый. Толстый слой жира под кожей помогает сохранять тепло.

Учитель-логопед: Дети, пока мы исследовали Арктику. Здесь появились непрошенные гости.

Д/ игра: «Кто здесь лишний?» (предлагаю панно, на котором изображены: бурый медведь, снегирь, белый медведь, утка, гагара, нерпа).

Д/ игра «Кто кем питается?»

( Раздаю каждому ребенку картинки с изображением: моржа, рыбы, гагары, нерпы, белого медведя).

Дети проводят стрелку, показывая, кто кем питается.

Дети: «Морж питается птицами, рыбой, нерпой.

Белый медведь питается моржами, нерпами, гагара – рыбой, нерпа – рыбой».

Учитель-логопед: «Как же животные Севера защищаются от холода?».

Дети: «Животные, обитающие среди вечных льдов, отличаются телосложением от своих родичей из теплых широт. У них небольшие уши и укороченные ноги. Поэтому уменьшается поверхность, излучающая тело».

-Животные полярных областей крупнее своих теплолюбивых родственников. Чем крупнее тело, тем оно медленнее остывает, поэтому им не холодно.

- У животных Арктики толстая шкура, под кожей есть дополнительный толстый слой жира (до 10см., который защищает их от холода.

-У этих животных густой мех.

- Белые медведи, что бы обсохнуть, катаются в снегу, выжимая воду из шерсти.

-Моржи плотно сбиваются в кучу, чтобы согреть своим теплом друг друга.

Учитель-логопед: «Дети, а живут ли в Арктике люди? Кто?»

Дети: «Чукчи, эскимосы, ненцы, коми»

Учитель: «Чем они занимаются?».

Дети: «Охотой, рыболовством, оленеводством».

Учитель-логопед: Чтобы выжить в суровой Арктике, эскимосы досконально изучили окружающий их мир и превосходно приспособились к нему. Они живут в согласии с природой.

При охоте на китов и тюлений они строят временное пристанище – иглу. Специальными ножами вырезают глыбы льда, кладут их друг на друга по спирали. Сверху накрывают снегом, а вход приваливают снежной плитой.

Учитель-логопед: В Артике немало полезных ископаемых: уголь, газ, нефть.

Через Арктику проходят морские, воздушные, наземные транспортные пути.

За полярным кругом построены города: Норильск, Мурманск, Магадан. Сегодня эскимосы покупают продукты в супермаркетах, живут в отапливаемых домах. Но старые традиции во время охоты чтят и помнят».

Выходит ребенок национальной одежде “Чукчи”

“Здравствуйте ребята, спасибо вам за то, что вы с любовью,

бережно отнеслись к природе и животным Арктике. Приглашаем вас на праздник “чистого чума”.

Дети играют в игры: “Прыжки через чаат (кнут)”,

“Молодой оленевод” и др.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Осеннее путешествие в лес» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. «Осеннее путешествие в лес». - Ребята! Я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные,.

Конспект занятия «Путешествие по планетам»Конспект занятия «Путешествие по планетам» Вс упительная часть Воспитатель: Ребята, я обнаружила в группе неизвестные конверты, никто из вас письма не ждет? Что же посмотрим. (в.

«Путешествие в Арктику». Конспект интегрированной образовательной деятельности (2 младшая группа).«Путешествие в Арктику». Конспект интегрированной образовательной деятельности (2 младшая группа). Светлана Кравцова Конспект интегрированной ОД во 2 младшей группе «Путешествие в Арктику». Цель: обобщить знания детей об обитатели Арктики.

Конспект занятия «Путешествие в сказочный лес» Цель: развивать речь детей с использованием театральных элементов. Задачи: Обучающие: Учить детей отвечать полным предложением, активизировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физ культуре в подготовительной группе «Путешествие в Арктику» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45». Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы Путешествие в Арктику (путешествие по карте). Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику» Задачи: Совершенствовать умение объединять группу предметов по их назначению, развивать логику, мышление и воображение используя технологию.

Конспект занятия «Космическое путешествие»Конспект занятия «Космическое путешествие» Тема: «КОСМОС» Подготовила воспитатель Матвеева Н. А МБДОУ детский сад №41 Ленинградская область Гатчинский район, пос. Войсковицы для детей.

Конспект занятия «Путешествие в мир игр» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Конспект занятия «Веселое путешествие!» Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на автобусе" 2 младшая группа Опубликовано: 16:14:48 01-03-2015 Автор: кочеткова наталья петровна Муниципальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в Арктику»
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 20:21
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие в Арктику»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ярцева (УИ 1064233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД