Татьяна Ярцева
Конспект занятия «Путешествие в Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Путешествие в Арктику»
Учитель-логопед
Ярцева Татьяна Васильевна
Коррекционно – образовательные цели.
-Расширение представлений об особенностях природного мира Арктики.
-Развитие у детей способности наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы проверки.
-Формирование представлений о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Коррекционно – развивающие цели.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Арктику“» размещена в разделах
-Развитие связной речи, памяти, мышления.
Коррекционно – воспитательные цели.
-Развитие ловкости, быстроты, смелости, умения бегать в разных направлениях. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки; глобус; иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»; ребристая доска; полотно «Кто кем питается?» и т. д.
Ход занятия.
Учитель-логопед: Дети есть на нашей планете необычная земля.
А отгадать название этой земли вам помогут первые звуки в названии картинок.
( На доске выставлены картинки: аист, рак, кот, торт, иголка, кровать, арбуз).
Дети определяют название земли по первым звукам: АРКТИКА
Учитель-логопед: Изображая Арктику на глобусе, использовали белый цвет.
Попробуйте найти эту землю на карте.
Дети подходят к глобусу и находят Арктику.
Учитель-логопед: Дети, Арктика от греческого слова арктикос – северный.
Арктика – страна Малой медведицы.
Арктика – это территория вокруг Северного полюса, площадью 21 млн. км.
В центре Арктики находится покрытый толщей льда Северный ледовитый океан, а посередине - Северный полюс.
Учитель-логопед: Дети, почему эта земля окрашена в белый цвет?
Дети: Потому что Арктика – это ледяная пустыня.
-В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом.
-День с ночью не чередуются, как это происходит у нас.
-Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.
-Климат очень суровый, даже летом температура воздуха редко поднимается выше 0%.
-Зимой здесь круглые сутки ночь. Не бывает ни утра, ни дня, ни вечера.
-Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, метет метель, дуют сильные ветры.
Учитель-логопед: Арктика холодна ты даже с виду
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
В холодильнике и то
Было б жарче без пальто.
(Показ иллюстрации к сказке Катаева «Цветик – семицветик»).
Учитель-логопед: Дети, из какой сказки эта иллюстрация?
Дети: «Цветик – семицветик».
Учитель-логопед: Каким было желание Жени?
Дети: «Попасть на Северный полюс».
Учитель-логопед: Правильно, оторвав синий лепесток и проговорив заветные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток….»
Она мгновенно оказалась на северном полюсе и так же мгновенно попросилась обратно. Почему?
Дети: Там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.
Учитель-логопед: А вы хотите отправиться в ледяное царство?
Дети: Да.
Учитель-логопед: Что для этого надо сделать?
Дети: Одеться тепло.
Учитель-логопед: А как же мы доберемся до Арктики?
Дети: На корабле.
Физминутка (Дети идут по кругу, взявшись за руки, и проговаривают слова)
День и ночь стучат машины.
От винта бежит вода.
Вот уже поплыли льдины
И настали холода.
Айсбергов громады проплывают рядом,
И видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
Ледовая земля.
Малый ход! Корабль наш стоп.
Здравствуй, Арктика!
Учитель-логопед: По пути нам встретились плавающие «ледяные глыбы». Это айсберги. Откуда же появились эти ледяные громады?
Дети: Иногда у берегов Арктики отламываются от ледника огромные глыбы и отправляются в путешествие по океану.
Учитель-логопед: А как это происходит - мы с вами увидим в процессе проведения опыта.
Поместим в воду (налитую в прозрачный кувшин) большой кусок льда.
Утонул он?
Дети: Нет.
Учитель-логопед: Почему?
Дети: «Лед легче воды».
Учитель-логопед: Где большая часть айсберга, под водой или над водой?
Дети: Под водой.
Учитель-логопед: У айсберга тоже над водой в океане видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть очень велика.
Айсберги очень опасны для кораблей. Но наш корабль очень осторожно прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы на ледоколе. Этот корабль с крепким носом. Он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу.
Мы спускаемся по трапу корабля (дети идут по ребристой доске) и отправляемся исследовать Арктику.
Мы идем себе вперед,
Очень удивляемся:
Слева - лед и справа – лед,
Перед носом тоже лед,
Где же он кончается?
Учитель-логопед: Арктика – это ледник, который никогда не тает.
Дети, живут ли в Арктике животные?
Дети: Живут
Учитель-логопед: Чтобы узнать какие, давайте сложим картинки.
Д/игра «Сложи картинку»
(Дети складывают разрезные картинки)
Учитель-логопед: Так кто же живет в Арктике?
Дети: Белый медведь, морж, белуха, нерпа, нарвал.
Учитель-логопед: Холодно на Севере. Давайте согреемся.
Дети выполняют самомассаж «Бодрость за одну минуту»
1. Быстро потрите ладони друг о друга.
2. Потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз.
3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы.
4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья.
5. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа у места соединения головы с позвоночником. Нажмите, сосчитав до 3. Отпустите.
6. Массаж рефлекторных зон ног.
а) сожмите кончик большого пальца. Разотрите его.
б) быстро потрите верх ступни рукой /или пяткой другой ноги/.
7. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх.
Учитель-логопед: Дети, а кто это с интересом рассматривает нас?
(задаю вопрос, показывая картинку с изображением белого медведя).
Что интересного вы знаете о белом медведе?
Рассказ ребенка: «У белого медведя высокая шея, красивая головка, маленькие ушки. Всю жизнь они проводят во льдах, воде. Пальцы на его лапах соединены мембраной, поэтому он хорошо плавает, а ступни покрыты шерстью, поэтому он не скользит по льду. Белые медведи питаются тюленями, рыбой, птицами.
Увидев жертву, медведь медленно приближается к ней, скользя на четвереньках, неожиданно нападает и убивает жертву одним ударом.
Белые медведи роют нору среди снегов и льдов. В норе, в декабре рождаются маленькие медвежатки. Белый медведь – замечательный пловец. Заплывает на 160 от берега.
Учитель-логопед: Ребята, давайте посмотрим, как медведь становится добычей белого медведя?
Проведение опыта. (В таз с водой кладем кусок пенопласта «льдину» с тюленем, которого изготовили из папьемаше, что произойдет, если мы наклоним часть льдины? Тюлень упадет в лапы медведю. Моржи так же становятся добычей медведя.
Учитель-логопед: Дети, почему медведь, вылезая из воды, не покрывается льдом в такой сильный мороз? Чтобы это понять проделаем опыт.
Учитель-логопед: В емкость с водой опустите руку и тут же вытащите ее. Посмотрите, она покрыта слоем воды. Если бы ударил мороз, она превратилась бы в корочку льда.
Теперь вытрем руки и слегка смажем их жиром. Снова опустите руку в воду. Что вы заметили?
Дети: «Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Встряхните рукой, капли слетели. Воды на руке нет, значит, в мороз нечему превращаться в лед.
Учитель-логопед: Теперь объясните случай с белым медведем.
А кто из животных использует эту хитрость?
Дети: «Гуси, утки»
Учитель-логопед: А где человек использует явление смачивания?
Дети: «Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.
Физминутка: «Белые медведи»
(очерчиваю круг – льдина, на ней два «медведя», остальные «моржи», которые бегают по площадке. «Медведи выходят на охоту, стараются поймать «моржей» сомкнув вокруг «моржей» руки. Пойманные дети становятся на льдину).
Учитель-логопед: Дети, что интересного о моржах вы можете нам рассказать?
Рассказ: морж – настоящий гигант Арктики. Тело покрыто кожей без волосяного покрова. На морде есть усы, с помощью которых они отыскивают питание на морском дне.
С помощью бивней моржи выкорабкивают раковины, червей.
Бивнями рубят лед. С помощью бивней взбираются на скользкие льдины. Они служат подпоркой для грузной головы. Морж с самыми мощными бивнями является самым главным. В мае у моржей рождается по одному детенышу.
Когда море спокойно, морж спит «дрейфуя» на воде, с помощью двух полных воздуха карманов, расположенных под горлом и раздувающихся, как воздушные шары.
Учитель-логопед: А кто это за нами наблюдает? - спрашиваю у детей, показывая картинку с изображением нерпы. Чем интересен этот зверек?
Рассказ: «Это нерпа. Свое название она получила благодаря окраске шкуры: темные пятна на ней окружены белыми кольцами. Для выращивания потомства нерпы сооружают самые настоящие пещеры, в которых рождаются малыши. Матери кормят их молоком. Детеныш нерпы кольчатой одет в белую шкуру и поэтому его называют бельком. Вес кольчатой нерпы 100 кг.
Конечности превращены в ласты. Передние ласты короткие, задние вытянуты вдоль тела. Шея короткая, ушные раковины отсутствуют. Волосяной покров грубый. Толстый слой жира под кожей помогает сохранять тепло.
Учитель-логопед: Дети, пока мы исследовали Арктику. Здесь появились непрошенные гости.
Д/ игра: «Кто здесь лишний?» (предлагаю панно, на котором изображены: бурый медведь, снегирь, белый медведь, утка, гагара, нерпа).
Д/ игра «Кто кем питается?»
( Раздаю каждому ребенку картинки с изображением: моржа, рыбы, гагары, нерпы, белого медведя).
Дети проводят стрелку, показывая, кто кем питается.
Дети: «Морж питается птицами, рыбой, нерпой.
Белый медведь питается моржами, нерпами, гагара – рыбой, нерпа – рыбой».
Учитель-логопед: «Как же животные Севера защищаются от холода?».
Дети: «Животные, обитающие среди вечных льдов, отличаются телосложением от своих родичей из теплых широт. У них небольшие уши и укороченные ноги. Поэтому уменьшается поверхность, излучающая тело».
-Животные полярных областей крупнее своих теплолюбивых родственников. Чем крупнее тело, тем оно медленнее остывает, поэтому им не холодно.
- У животных Арктики толстая шкура, под кожей есть дополнительный толстый слой жира (до 10см., который защищает их от холода.
-У этих животных густой мех.
- Белые медведи, что бы обсохнуть, катаются в снегу, выжимая воду из шерсти.
-Моржи плотно сбиваются в кучу, чтобы согреть своим теплом друг друга.
Учитель-логопед: «Дети, а живут ли в Арктике люди? Кто?»
Дети: «Чукчи, эскимосы, ненцы, коми»
Учитель: «Чем они занимаются?».
Дети: «Охотой, рыболовством, оленеводством».
Учитель-логопед: Чтобы выжить в суровой Арктике, эскимосы досконально изучили окружающий их мир и превосходно приспособились к нему. Они живут в согласии с природой.
При охоте на китов и тюлений они строят временное пристанище – иглу. Специальными ножами вырезают глыбы льда, кладут их друг на друга по спирали. Сверху накрывают снегом, а вход приваливают снежной плитой.
Учитель-логопед: В Артике немало полезных ископаемых: уголь, газ, нефть.
Через Арктику проходят морские, воздушные, наземные транспортные пути.
За полярным кругом построены города: Норильск, Мурманск, Магадан. Сегодня эскимосы покупают продукты в супермаркетах, живут в отапливаемых домах. Но старые традиции во время охоты чтят и помнят».
Выходит ребенок национальной одежде “Чукчи”
“Здравствуйте ребята, спасибо вам за то, что вы с любовью,
бережно отнеслись к природе и животным Арктике. Приглашаем вас на праздник “чистого чума”.
Дети играют в игры: “Прыжки через чаат (кнут)”,
“Молодой оленевод” и др.