Елена Суродейкина
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Звук [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в Африку. Звук [Ж].
Возраст детей: 5 лет.
Цель: автоматизация звука [Ж] в словах.
Задачи:
Обучающие:
- уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж];
- расширение функции языкового анализа и синтеза, определение места звука [Ж] в словах;
- систематизирование знаний детей о животных Африки. Знакомство с континентом –Африкой;
- обогащения словаря словами-антонимами.
Развивающие:
-развитие процессов памяти, внимания, мышления;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Африку, Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
-развитие мелкой моторики, согласования движений и речи;
-развитие фонематических процессов.
Воспитательные:
-воспитание желания правильно и красиво говорить;
-создание ситуации успеха.
Оборудование: индивидуальные зеркала, простые карандаши, шарики су-джок, письмо, карта Африки, предметные картинки: жираф, жук, кошка, журавль, медвежонок, собака, жаба, заяц, еж, индюк; морж, жасмин, мороженое, пирожное, жук, уж, баклажан, желток, нож, желе, ежевика, пляж; индивидуальные листы с заданиями, коробочки с камушками для звуко-буквенного анализа, презентация с артикуляционной гимнастикой, медали, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Здравствуйте ребята. Сегодня, я получила телеграмму от своего друга Жирафа из далекой страны-Африки. Прочитаем, что он нам написал? (Ответы детей) «Приезжайте в Африку. Жду в гости. Жираф».
2. Введение в тему занятия. Характеристика звука [Ж].
Логопед. Ребята, скажите, какой первый звук вы слышите в слове Жираф. (Ответы детей). Правильно ребята -это звук Ж. Скажите, этот звук гласный или согласный? (согласный) Звонкий или глухой? (звонкий) Твердый или мягкий? (твёрдый). Как у нас расположены зубы, губки, и язык? ( Дети дают ответ: язычок чашечкой поднимается вверх, зубки сближены заборчиком, губки-окошечком, голосок дрожит.) Давайте произнесём его правильно [Ж].
3. Произношение звука Ж в словах. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
Логопед. Жираф приглашает нас с вами в гости - в царство жаркого солнца, песка, буйной тропической растительности. Там живут необыкновенные звери и птицы. Также он приглашает своих друзей, в названии которых есть звук [Ж], давайте же попробуем отгадать, кто отправиться с нами (Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Ж].) Жук, кошка, журавль, медвежонок, собака, жаба, заяц, ёж, индюк.
А полетим мы с сами на самолете. Полетели… (Звучит музыка)
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. А пока мы летим, давайте разомнем наши губки и язычки. Сделаем гимнастику.
Бегемотик.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем,
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя до 5 считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
(Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторять 3-4 раза).
Лягушка и слоник.
Раз-лягушка с толстым брюшком,
Два- большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
(на раз- улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении, На счет два-сомкнутые губки вытянуть вперед (трубочкой) удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка-слоник» Повторить 5-6 раз.)
Блинчики.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до пяти)
Чашка.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Повторить 3-4 раза)
5. Логопед. Мы прилетели, вот и Африка. (Играет музыка)
AФРИКА–самый жаркий материк на земле. Это огромный континент, где встречаются пустыни, саванны, тропические леса, обитают животные, многих из которых нет на других материках. Именно в Африке расположена самая большая жаркая пустыня в мире. Это Сахара. Самая длинная река в мире- Нил, также протекает в Африке.
Африка, Африка – волшебный континент,
На всей большой планете земли прекрасней нет.
Львы и обезьяны, зебры и слоны,
Верблюды, бегемоты – жители страны.
Когда же в зоопарке животные гостят,
В Африку вернуться все они хотят.
Ребята, посмотрите, какой большой континент, тут очень жарко. Как же много животных живет здесь. А вот и наш друг Жираф встречает нас. По Африке мы будем перемещаться на поезде. Будем останавливаться на остановках и выполнять увлекательные задания. Отправляемся в путь!
6. Игра «Загадки-разгадки»
Логопед. А вот и первая остановка «Загадки-разгадки»
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны будете отыскать отгадку на нашей карте.
1. Живёт он долго без воды,
А ещё дольше – без еды.
В еде, вообще, неприхотлив,
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд.
Зовут животное … (Верблюд).
2. Он огромен, но послушен,
У него большие уши,
Ноги - тумбы,сам, как дом,
Хвостик маленький при нем,
Хобот длинный вместо рук:
Носит бревна и бамбук.
Может деток прокатить,
Если вкусным угостить.
Он отважен и силен.
Угадали? Это. (Слон)
3. В реках Африки живёт
Злой зелё ный пароход:
Кто б навстречу не поплыл,
Всех проглотит (Крокодил)
4. Вот так шея! Выше шкафа –
У пятнистого (Жирафа)
5. Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет,
И рычит, как на распев –
Это храбрый, сильный… (Лев)
6. В Африке живёт.
Траву жуёт.
Носит матроску
В чёрно - белую полоску. (Зебра)
7. В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт.
Ненасытный… (Бегемот).
7. Игра «Потеряшки»
Логопед. Следующая остановка «Потеряшки».
Ребята, наши животные чем-то опечалены, обеспокоены. Покажите, какие они. (Дети мимикой показывают грусть). Как вы думаете, почему они такие? (Предположения детей). Я поняла: Их детёныши потерялись. Нужно помочь их найти. Ведь детёнышей без защиты взрослых в Африке подстерегает много опасностей.
Заданье это не простое, благородное такое!
Внимательными нужно быть, чтобы семью соединить.
Родителям вернуть ребят, игривых, ласковых зверят.
Вам необходимо на листочках, карандашом, провести линию от родителя к своему детёнышу. Правильно назвать кто у кого.
Верблюд-верблюжонок.
Слон-слоненок,
Жираф-детёныш жирафа
Зебра-жеребенок
Лев-львенок
Бегемот- детёныш бегемота (бегемотик)
Молодцы ребята.
8. Игра «Путаница»
Логопед. Едем дальше. Следующая остановка «Путаница»
На полянке какая -то путаница, картинки перемешались. Необходимо расставить их по местам. В первый вагончик расположить картинки где звук [Ж] стоит в начале слова, во-второй вагон где звук Ж стоит в середине слова, и в третий вагон, где звук [Ж] стоит в конце слова. (Каждый ребенок выходит к доске и распределяет картинки по вагончикам.) Слова: ежевика, мороженое, пирожное, баклажан, желе, жасмин, желток, жук, уж, нож, морж, пляж.
9. Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Следующая остановка «Скажи наоборот»
- У жирафа длинная шея, а у бегемота … (короткая).
- У обезьяны тонкий хвост, а у тигра … (толстый).
- У слона большие уши, а у зебры … (маленькие).
- У бегемота широкая спина, а у зебры … (узкая).
Поехали дальше.
10. Пальчиковая гимнастика.
Логопед. Ребятки, давайте разомнем наши пальчики. Возьмем наш шарик-ежик, и сделаем гимнастику.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Словно я сметаю крошку.
Я зажму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну. (Выполняем упражнение с одной рукой, затем с другой)
11. Игра «Драгоценные камушки».
Логопед. И последняя остановка на нашем пути: «Драгоценные камушки».
Африка богата полезными ископаемыми, особенно драгоценностями. Сейчас я раздам вам листочки и камушки. Посмотрите кого вы видите на листке? Правильно это наш друг Жираф, мы сделаем с вами звуко-буквенный анализ слова ЖИРАФ, используя разноцветные камни. (Гласные звуки обозначаем красным цветом, а согласные синим и зеленым. Синим-твердые согласные, а зеленым-мягкие согласные.)
12. Итог занятия.
Логопед. Ребята, наше путешествие подошло к концу.
- Понравилось вам путешествие?
- Молодцы, ребята! Так как вы справились со всеми заданиями вы награждаетесь медалями «Юному путешественнику»!