Юлия Зайцева
«Путешествие с Марфушей». Сценарий театрализованного досуга в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию методическую разработку учителя - логопеда Мулеровой С. А. и музыкального руководителя Зайцевой Ю. А. «Театрализованный досуг в подготовительной группе «Путешествие с Марфушей»»
Темочки:
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В настоящее время особую значимость приобрела тема возвращения к своим корням, истокам, наиболее ярко проявляющаяся в народных играх, сказках, потешках, песнях (колыбельных, хороводных, трудовых). Знакомство детей с народным творчеством интереснее всего проходит посредством развлечений, одно из которых мы представляем вашему вниманию.
Слайд 1 «Театрализованный досуг в подготовительной группе «Путешествие с Марфушей»»
Ход досуга:
Фонограмма русской народной мелодии «Как у наших у ворот»
Дети в русских народных костюмах - гости из трёх деревень – входят в зал,
взявшись за руки, и заводят хоровод в центре зала
Хозяйка (в русском костюме) встречает гостей на пороге
Хозяйка (Марфуша): Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да
в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада видеть вас у себя в гостях. Здесь для всех гостей дорогих будет праздник большой,
праздник радостный. Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам да радости! Приглашаю вас в первую деревеньку Малышкино.
Слайд 2 «Русская изба с люлькой»
Фонограмма «Плач ребёнка»
На столе, накрытом вышитым рушником, стоит самовар, деревянная посуда, рядом со столом – прялка, на полу деревенский коврик, на нём лежит кошка (игрушка)
Слайд 3 «Сидят четыре девочки в русских костюмах, баюкают кукол и напевают колыбельные»:
1. Баю-баюшки, баю, не ложися на краю:
Придет серенький волчок, тебя схватит за бочок.
Он ухватит за бочок и потащит во лесок,
Под ракитовый кусток, к нам, волчок, не ходи,
Нашу Олю не буди.
2. Ой, спи да усни, угомон тебя возьми,
Угомон ходит по дому, дрема ходит в терему,
Они ищут – поищут, ищут Катеньку мою.
А где Катеньку найдут, там и спать укладут:
Хоть на лавке, хоть под лавкой, хоть в переднем уголке.
3. Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок
Чем люлечку подцепить, да Ванюшку положить.
Пошел котик во лесок, принес котик поясок,
Привязал за люлечку, покачал Ванюшку.
4. Баю-баюшки-баю, баю, Мишеньку, баю!
Приди котик ночевать, мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кусок пирога и кувшин молока.
Хозяйка: Вот и ночь прошла, темноту увела.
Пальчиковая игра: «Утречко» (дети поочерёдно показывают пальцы рук в
соответствии с старорусскими названиями пальцев):
Утро настало, солнышко встало
Эй, братец Федя, разбуди соседей
Вставай, Большак! Вставай, указка!
Вставай, серёдка! Вставай Сиротка!
И крошка -Митрошка!
Привет, ладошка!
Хозяйка: Повеселим наших ребятишек прибауткой.
Выходят двое детей: -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег!
-Зачинить можно.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Слайд 4 «Игра «Сиди, сиди Яша»»
Хозяйка: Позабавим наших ребятишек, поиграем в народную игру «Сиди, сиди, Яша.»
Музыкальный руководитель играет мотив рус. нар. игры «Сиди, сиди, Яша»
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре «Яши» и поют:
Дети: Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
(Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами)
Дети: Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
(По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т. е. Яшей, и игра продолжается)
Хозяйка: Поиграли мы на славу,
Познакомились друзья,
Но теперь нам в путь пора.
Вы ребята не зевайте,
Друг за другом вы шагайте.
Под музыку идут змейкой на места
Хозяйка: Впереди деревня есть, звон стоит там до небес.
Слайд 5 «Кузнец за работой»
Деревня «Кузнецово»
Фонограмма «Звук кузнечного молота»
Хозяйка проводит пальчиковую игру «Эй, кузнец, молодец!»:
Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
Отчего ж не подковать?
Вот - гвоздь, вот - подкова!
Раз, два - и готово!
Хозяйка: В кузнице инструменты есть
Стихи про них пора прочесть.
Дети читают стихи про инструменты:
«Молоток»
Похвалялся молоток:
Гвозди бью легко, без страха.
Я – ударных дел дел знаток,
Побеждаю их с размаха!
Как – то сцену для игры
Поправлял я в ресторане
И мечтаю с той поры
Постучать на барабане!
«Топор»
А топор – долгонос
Высоко себя занёс:
Колет, колет он дрова
И бурчит под нос слова:
«Хряпк! Да-а! Хряпк! Оф-ф!
Больше дела – больше дров!»
Знай себе, не ленится –
Выложил поленницу.
«Хряпк! Уф-ф! Хряпк! Да-а!
- Берегитесь холода!»
«Рубанок»
А рубанок налегке
Пробежался по доске.
«Стр-р-руг!»
- струится стружка-змейка.
И поверхность, как линейка!
Гладенько и скоренько
-Без сучка, задоринки!
«Пила»
Я возьму её за тело,
Чтоб не гнулась, и не пела,
И начну её точить,
Всё напильничком водить.
Слева - зуб, потом и справа.
Разведу - найду управу!
Чтоб зубастою была
Та, что все зовут. (пила)
«Пассатижи»
Гвоздик был на всех обижен:
Стал кривым, из дела — прочь!
Тут явились пассатижи
И смогли ему помочь!
Гвоздик снова прям и строен,
Дела важного достоин!
«Клещи»
Если в стенке гвоздь торчащий
Хочешь вытащить скорей,
Ну, а он, такой упрямый,
Не желает вылезать,
- Я скажу тебе: "Не надо
Звать на помощь всех друзей,
И оставь в покое маму,
Надо просто в руки взять. "
Нет зубастей и клыкастей
Этой крепкой нужной вещи.
Гвозди рвёт своею пастью!
Как её названье?. (клещи).
«Гвоздодёр»
Что за скрип! Что за ор!
Тащит гвоздь гвоздодёр.
«Креги – кряк! Хо-хо-хо!
Знать, остряк ты плохой.
Проржавел ты и туп.
Здесь ввернём мы шуруп!»
Причитает гвоздок, упирается,
Но от шляпки до ног выдирается.
«Отвёртка»
Крутится, вращается,
Нам помочь старается.
Шустрая и вёрткая,
Звать её – отвёрткою.
Если нужно где-нибудь
Винт, шурупчик завернуть,
Закрутить деталь надёжно
Без отвёртки невозможно!
Хозяйка: А теперь мои друзья
Ковать будем мы слова.
Инструменты возьмем в руки
Чтобы не было здесь скуки!
Слайд 6 Игра: «Раздели слова на части»
(На слайде появляются по очереди различные инструменты, а ребенок на металлофоне «делит» слово – название инструмента на слоги, отбивая ритм на металлофоне, затем находит на столе соответствующую числу слогов цифру и показывает её всем)
Хозяйка: Потрудились вы на славу
Издавна русский народ славится своим
трудолюбием. Об этом говорили пословицы.
Игра «Закончи пословицу»
Хозяйка: Я начну, а вы кончайте,
Дружно, хором отвечайте.
(Хозяйка выборочно проговаривает 5-6 пословиц, дети договаривают их, объясняют смысл некоторых пословиц)
Слайд 7 «Пословицы и поговорки о труде, инструментах»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Кто привык трудиться, тому без дела не сидится»
«Терпение и труд все перетрут»
«Глаза боятся, а руки делают»
«Делу время, потехе час»
«Не игла шьет, а руки. Не печь кормит, а поле»
«Семь раз отмерь, один отрежь»
«Сделал дело- гуляй смело»
«Что написано пером, того не вырубишь топором»
«Без косы и сена не накосишь»
Хозяйка: Дети, почему люди придумали так много инструментов?
Рассуждения детей
Хозяйка: А загадки вы разгадать сумеете?
Загадки об инструментах
Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(топор)
Цепкий рак на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит.
(клещи)
Она с винтом пустилась в пляс,
А тот, кружась, в доске у вяз!
(отвёртка)
Я любопытный инструмент:
Узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой,
Проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне!
(сверло)
Деревянная речка,
Деревянный катерок,
А над катером вьется
Деревянный дымок.
(рубанок)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
Я ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(лопата)
У них тяжелый труд —
Все время что-то жмут.
(тиски)
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске,
Да как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его фуражка.
(молоток)
Принялась она за дело:
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(пила)
Хозяйка: Что ребята вы стоите?
Аль играть вы не хотите?
Веселее детвора,
Поиграть пришла пора!
Слайд 8 «Игра «Золотые ворота»»
Хозяйка: игра называется «Золотые ворота». (Пара игроков встаёт лицом друг к другу и поднимает вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними)
Дети: Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
(С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков)
Воспитатель: Ох, и здорово мы повеселились, пора и честь знать.
Спасибо, хозяюшка за веселье, да добрый приём.
Все: Мы славно гуляли на празднике нашем,
Нигде не найдёте вы праздника краше,
Так будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем, до дому, до хаты.
Хозяйка: Ну, что вы, гости дорогие, так
торопитесь? Играми и плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Посмотрим, пироги наши поспели или нет?
(выносит пироги).
Гости, будьте все здоровы,
Вот и пироги поспели.
Мы вас к чаю приглашаем,
Чай горячий - наша сила,
Украшение стола
«С чая лиха не бывает»,
Так в народе говорят,
Чай - здоровье, всякий знает.
Пей хоть пять часов подряд.
Хозяйка: Как в старых добрых сказках - приглашаем всех к чаю да к сдобному караваю.
Фонограмма р. н. п. «Светит месяц»
Дети выходят из зала.