ирина коростелева
Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Коллаж (наклеивание) – это такой прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету и фактуре, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, образуя композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Главная задача коллажа – соединить, связать отдельные изображения и символы в единый сюжет.
Темочки:
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Коллаж
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
При создании коллажей используются практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирования из природного и бросового материалов, тестопластика и др., причем изображения предметов и явлений, способы, используемые для этого, вариативны и вместе с тем создаваемый детьми коллаж в процессе коллективной деятельности постоянно обогащается, усложняется.
Техника аппликации (коллажа) включает в себя умение создавать изображения, используя различные материалы. Приобретаются эти навыки детьми постепенно.
Практическая работа с разнообразными материалами побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребёнок учится обдумывать и создавать эскиз коллажа, подбирать материал с учётом возможностей его использования, придумывать оформление. Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и творчеству. Он познаё т свойства самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала.
Выполняя коллаж, ребёнок дополняет, изменяет, преобразовывает знакомый материал, создаёт комбинации из усвоенных ранее элементов. Он находит новые, оригинальные приёмы решения творческой задачи, проявляя самостоятельность и инициативу; учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивая композиции.
Работая над замыслом, дети проявляют быстроту реакции, находчивость в действиях, способны ориентироваться в новых условиях, беглость, гибкость. Они стараются сделать свою работу красивой, аккуратной, выразительной. При этом развиваются их фантазия, творчество, художественный вкус.
Развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту.
Изготовление конкретного коллажа не является самоцелью, а средство развития творчества ребёнка. Основная задача взрослого состоит не в том, чтобы научить ребёнка выполнению какого-то конкретного коллажа (например, зайца, а в том, чтобы дать обобщённые способы изготовления, усваивая которые ребёнок сам может выполнить множество работ, проявляя при этом своё творчество.
Лёгкость, ощущение уверенности в процессе приобретения навыков работы с различными материалами способствует формированию положительного психоэмоционального состояния дошкольника, а постоянное ощущение неожиданности, быстрое достижение цели создают основу для ситуации успеха каждого ребёнка во время любого занятия, так как детям предлагается изобразить героев полюбившихся сказок, понятных в технике исполнения и обязательно выполнимые.
Сначала детей увлекает кажущаяся простота работы с предлагаемым материалом. Однако вскоре они понимают, что коллаж – это красота, сложность и аккуратность. Дети начинают задумываться о гармонии цвета, подборе и компоновке различных элементов (например, пейзажа, расположения на плоскости. Всё это требует не простого воспроизведения по образцу, а творческого применения знаний и навыков работы, полученных на занятиях ручным трудом.
Творчество проявляется именно тогда, когда ребенок ищет самостоятельно пути изображения придуманного образа или явления. Решает, какой выбрать материал, какими деталями дополнить основной сюжет или фигуру для большей выразительности, какой создать пейзаж.
Создание замысла в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Содержание и богатство чувств, выраженных посредством коллажа, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо-картины - коллажи.
Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Прежде чем ребёнок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом своё личное отношение к нему, у него должен сложиться конкретный образ, который возникает благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, воображение, которые лежат в основе детского творчества. Созданию образа помогает слушании русских народных сказок, проводимые беседы по тексту сказок, использование игровых заданий, психологических этюдов.
Сказка, наполненная зачаровывающими описаниями чудес, необычными событиями, происшествиями, встречами с волшебниками, обладающими чудодейственной силой, невольно приковывает к себе внимание детей. Ребенок дошкольного возраста, слушая сказку и ощущая существование фантастического героя как реальное, сочувствует ему и переживает то, что описано в сказке. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность детей, фантазию. Вымысел, всегда присутствующий в сказке, предоставляет ребенку широкие возможности для реализации своей богатой фантазии.
Активизируя воображение ребенка, сказка способствует возникновению не только новых представлений и знаний, но и самому главному – возникновению новых отношений к людям, событиям, предметам и явлениям.
Сказка как нельзя лучше проявляет творческое начало в ребенке : способность понимать и создавать новое, инициативность, гибкость мышления и поведения, умение вслушиваться в себя и слушать других. Фантастический мир сказки, наличие в ней вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», невыявленные творческие способности.
Используемая литература в работе над коллажами :
Казакова Т., Лыкова И. «Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку». – М., «Дошкольное воспитание», 2005, №2. – с. 87-Каменец А. В. «Педагогика сказки».- М., Аркти, «Современный детский сад», 2007, № 7, 26-32 с., № 8, 21-29 с.
Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». - М. : «Педагогика», 1972.-151 с.
Кудрина Т. «Коллаж : первые шаги к творчеству» - М., «Дошкольное воспитание», № 11, 2006. –с. 100-108.
Танникова Е. Б. «Выдумываем сказку». - М., «Ребёнок в детском саду», 2007, № 6 - с. 69-71