Ольга Сивухо
Конспект для старшей группы «Птицы наши друзья» по познавательному развитию
Цель:
1. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли
человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы
2. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням
3. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой
Развивающая среда :
1. Иллюстрации – зимующие и перелетные птицы
2. Календарь наблюдений за зимующими птицами
3. Набор маховых и пуховых перьев
4. Два листа бумаги, веер
5. Два бумажных голубя
Публикация «Конспект для старшей группы „Птицы наши друзья“ по познавательному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
6. Запись: «Голоса птиц в природе»
Сообщить детям, что сегодня будет разговор о птицах (включается грамзапись с голосами птиц).
1. Каких птиц вы узнали по голосу?
2. Можно ли услышать сейчас в природе?
3. Почему нельзя? Почему улетели?
4. Какой корм едят птицы? Где сейчас эти насекомые?
Птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма. Предложить назвать их одним словом, показать на картинках. Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать. Посмотрите, кого вы здесь видите? Как вы догадались, что это за птицы? Ответы детей.
Воспитатель с детьми рассматривает календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу.
Проводится игра: «Отгадай, какая птица»
Ребята, а что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли его увидеть? Почему человек не может взлететь? Ответы детей.
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камень или мячик, а гладкий лист – медленно планируя? Почему птицы могут летать по воздуху? Ответы детей.
После высказываний воспитатель дает детям птичьи перья для рассматривания:
1. Чем перышки отличаются друг от друга?
2. Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
3. Где на теле у птицы растут пуховые перья?
4. Какое перо помогает птице летать и называется маховым?
5. Легкое оно или тяжелое? Почему?
6. Где у птицы на теле есть маховые перья?
Затем воспитатель показывает на примере вера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу. Что делает птицу легкой? Как она ест – много или мало? Часто или редко? Ответы детей.
Физкультминутка. Запускают бумажных голубей.
Зима–очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съедать гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц. Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой и развешивают на тонких ветвях. В кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.
Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детского сада и кладут туда корм.
Хлебных крошек не жалей, заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку, кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук – тук-тук-тук.