Марина Зверева
Психолого-речевой тренинг для детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-речевой тренинг для детей с нарушением слуха.
«Слушаем, думаем, делаем и говорим ВМЕСТЕ» :
Формирование речевого общения в условиях предметно-практической деятельности.
Формирование речи у детей с нарушением слуха в условиях организованного обучения представляет собой растянутую во времени модель речевого развития детей с нормальным слухом, т. е. подчиняется общим законам онтогенеза речи. Тем не менее, процесс освоения речи детьми с ограниченными слуховыми возможностями имеет свои особенности и требует специального подхода. Чувственный опыт глухого ребенка в раннем детстве отличается бедностью представлений о внешнем мире. В связи с этим, главным условием формирования речи является широкое использование разнообразной практической деятельности, позволяющей создать полноценные и адекватные представления об окружающем. Исследователи отмечают, что зависимость развития речи от деятельности ребенка проходит через все фазы выработки понимания им речи и становления у него собственной речи. В ходе овладения практической деятельностью складывается перцептивный и моторный опыт малыша, на основе которого формируются другие виды деятельности, в том числе и речевая. Знания и умения приобретаются особыми детьми в процессе оречевления и обсуждения практического действия. Поэтому перед педагогами стоит задача создания условий для развития общегруппового и диалогического общения детей в различных видах деятельности.
Публикация «Психолого-речевой тренинг для детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Принцип практической активности детей в процессе обучения лежит в основе «Программы «Общение» : воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией Э. И. Леонгард. По этой программе строится работа групп компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха в нашем образовательном учреждении.
Эффективное решение образовательных задач предполагает активное, согласованное участие педагогов группы и специалистов ДОУ в организации коррекционной работы. В нашем саду в рамках комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями осуществляется психологическое сопровождение воспитательного процесса.
С целью изучения эмоционально-личностной сферы детей со сниженным слухом было проведено психологическое обследование. Для диагностики коммуникативного опыта, определения преобладающего фона настроения использовался тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). При обработке анализировался эмоциональный смысл, который ребенок придает рассматриваемым рисункам (он указывает на характер имеющегося опыта общения с взрослыми и сверстниками). Были отмечены следующие особенности: личный эмоциональный опыт слабослышащих детей старшего дошкольного возраста значительно упрощен, снижена потребность в общении с окружающими, наибольший уровень личностной тревожности проявлялся в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок». Для оценки взаимоотношений, культуры эмоциональных проявлений, способности к саморегуляции поведения слабослышащих детей было организовано наблюдение за игровой деятельностью. Его результаты показали снижение эмоциональной вовлеченности детей в игровые действия сверстников, а при возникающем игровом взаимодействии они не умеют самостоятельно договариваться, разрешать конфликты, действуют, исходя из собственных интересов, проявляя упрямство, нетерпеливость. Все эти особенности данной категории детей обуславливают необходимость проведения целенаправленной работы.
В рамках системы коррекционного воздействия нами разработан психолого-речевой тренинг «Слушаем, думаем, делаем и говорим ВМЕСТЕ» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Занятия проводятся с подгруппой детей (4-5 воспитанников) с участием учителя-дефектолога и педагога-психолога 1раз в неделю в течение учебного года. В основе встреч лежит организация совместного коллективного дела, которая создает условия для развития самостоятельности воспитанников и учит их по-деловому общаться друг с другом, уточняя, обсуждая возникающие проблемные ситуации. С целью формирования навыков речевого общения у детей с ограниченными слуховыми возможностями нами был определен ряд задач:
- учить детей действовать совместно с одним и тем же предметом;
- учить действовать в паре: договариваться друг с другом;
- в ситуации общего задания учить детей дослушивать до конца реплику ребенка и отвечать на нее, обращаясь непосредственно к говорящему;
- учить понимать, задавать друг другу вопросы и выслушивать ответы на них с последующим одобрением или пояснением;
- поддерживать, оречевлять естественно возникающие обращения детей друг к другу;
- продолжать учить детей радоваться успеху другого ребенка, результату собственного и совместного действия, хвалить и поощрять друг друга;
- совершенствовать навыки аналитического чтения, учить писать печатными буквами, свободно располагая текст на листе бумаги, проговаривать вслух написанное.
Игровые занятия строятся по определенному плану.
Структура мероприятия:
1. Игра – приветствие.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Образец речевого взаимодействия взрослых.
4. Деловое взаимодействие детей.
5. Отчёт детей о своей деятельности в письменном виде.
В качестве предметно-практической деятельности, создающей условия для активизации речи детей, нами выбрана изобразительная деятельность. Коллективные задания по изобразительной деятельности учат детей обращаться друг к другу, слушать друг друга, договариваться. Причем организация делового общения может осуществляться на разных этапах выполнения работы. Например, целесообразно групповое обсуждение при планировании деятельности, актуализации представлений о предмете или ситуации. В этом случаи детям необходимо решить, какой предмет будут изображать, кто какую часть будет лепить или рисовать, выбрать цвет, размер, местоположение объекта. Или выполнение индивидуальных заданий, например, по лепке разных частей одного предмета, во время которой дети, не мешая друг другу, получают удовольствие от деятельности, предполагает объединение участников для получения одного общего результата. Т. е. при внешне индивидуальном характере работы каждому ребенку необходимо удерживать общее задание и соотносить свою деятельность с коллективным замыслом.
Ведущим методическим приемом, используемым нами при организации совместной деятельности воспитанников, является выбор, т. е. самостоятельное вычленение детьми тех признаков предметов (действий, поведения, словесных обозначений, которые оказываются значимыми для нахождения решения практической или мыслительной задачи. Дети осуществляют выбор нужного предмета, картинки, цвета, формы, слова, высказывания среди нескольких предложенных образцов.
Для обучения речевому взаимодействию мы применяем следующие приемы работы:
- образец речевого общения взрослых помогает детям увидеть, понять, как взаимодействуют вопрошающий и отвечающий. Пример обучающего диалога: при распределении кто, какую часть медведя будет лепить, дефектолог говорит: «Я буду лепить туловище, а ты?». Психолог отвечает : «Я буду лепить уши»;
- использование сопряженного и отраженного проговаривания. Педагог обращается к ребенку, а второй взрослый помогает воспитаннику (отвечает за него, дают совместный ответ, самостоятельный ответ ребенка по образцу);
-- участие взрослого в диалоге с детьми как равного партнера по деятельности;
- создание проблемных ситуаций, например, обсуждение правильно ли, если у медведя будет две головы? Что делать, когда два ребенка решили лепить голову для одного медведя?;
- преднамеренная ошибка;
- ситуации, активизирующие внимание детей к партнеру-ребенку, например, вопрос о третьем лице «Даша, что рисует Катя?» или при поиске ответа указать на того, кто может ответить: «Он знает!» и стимулировать детей обратится к «знающему» с вопросом;
- общая игровая цель для двух детей, например, разукрасить одну пару варежек или оформить одно фруктовое дерево;
- оформление макетов для дальнейшего обыгрывания и драматизации;
- скрытая картинка или предмет предполагает отгадывание того, что находится в «чудесном мешочке». Для этого детям необходимо задавать вопросы взрослому. Собрав необходимую информацию, ребята рисуют предмет, который, по их мнению, спрятан. После рисования спрятанная картинка показывается и происходит проверка детских рисунков.
- коммуникативные игры.
Указанные приемы помогают создать благоприятную обстановку для развития умственных способностей и формирования устной речи слабослышащих детей, поскольку повтор одного и того же речевого выражения, грамматической конструкции в различные моменты ситуации практического решения не будет выглядеть монотонным повторением, но наполнится реальным содержанием. Деловая зависимость и заинтересованность в общем задании вызывают у детей желание общаться и обсуждать результаты совместной работы. Большой эффект от обучения наблюдается в развитии свободной игровой деятельности воспитанников, произошло значительное повышение уровня мотивации совместной деятельности, сформированности навыков речевого поведения и общения.