Лидия Свешникова
Специфические средства и приемы при обучении чтению детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи и формирование эмоционального контроля у
детей с нарушением слуха становятся значительно продуктивными, если используются виды работы, несущие прямую нагрузку коммуникации.
Б. Д. Корсунская в своём труде “Методика обучения глухих дошкольниковречи” отмечала: “Обучение речи глухих и слышащих непосредственно в процессе общения с детьми является наиболее благоприятным. Но для того, чтобы этот естественный для слышащего ребёнка путь формирования речи сделать хоть в некоторой степенидоступным для глухого необходимо использовать специфические средства и приёмы обучения”.
Темочки:
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основной путь социально-эмоционального воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников с нарушением слуха к доступным формам постижения чувств и желаний, осознания уверенности в себе, усвоения культуры поведения через специально организованные занятия по развитию речи. При чтении различных текстов применялись такие дополнительные средства, как проведение инсценировок, имитационных игр, игр-драматизаций, проведение импровизированных ситуаций и развивающих игр. Для чтения использовались рассказы из книг Б. Д. Корсунской “Читаю сам”, а также тексты адаптированных сказок. С учётом речевого развития детей для расширения словарного запаса тексты подбирались с последующей реализацией конкретных целей: - расширение круга общения детей в мире людей, животных и предметов: «На дороге играть опасно», «Наши мамы» (вторая книга); «Театр», «Осторожно», «В первый класс» (третья книга);
- формирование представлений о сезонных изменениях в природе: «Здравствуй, весна!», «Кормушка», (первая книга); «Лес зимой», «Птицам завтрак» (вторая книга).
-для воспитания поведения детей в различных ситуациях, формирования нравственных представлений:«Ломать нельзя», «Кукле холодно», «Умный Бобик», «Спасибо, ребята», «Нельзя шуметь», «Нельзя бросать друзей», «Чашка», (первая книга); «Добрая Рыжка», «Горькие конфеты», «Бабушка спит», «Жадный Вова» (вторая книга); «Просто старушка», «Хорошая подруга», «Лиза-каприза», (третья книга); сказки: «Кот, петух и лиса», «Кошкин дом», «Теремок» и др.
Исходя из того, что обучение дошкольников с нарушением слуха носит наглядно-действенный характер, где усвоение понятий осуществляется на основе наглядного действия, которое служит основой накопления определённого словаря, в том числе и слов-носителей нравственных понятий, основным специфическим приёмом раскрытия содержания текстов считаю проведение инсценировок. В процессе инсценирования с помощью выразительного эмоционального обыгрывания различных действий с игрушечными персонажами с привлечением наглядных материалов решаются следующие задачи:
- формирование соответствующих теме представлений, уточнение и закрепление словаря;
- обеспечение понимания содержания текста, осознания его смысла;
- пробуждение нравственных чувств детей, стимулирование их к подражанию хорошим поступкам, и к порицанию отрицательных поступков;
- формирование у детей социальных представлений о нормах поведения в быту, расширение эмоционального опыта;
- упражнение детей в разговорной речи через включение их в диалог общения.
Но самое главное – это то, что инсценировка,это та же игра.
Для проведения обыгрывания содержания текстов, подбирались наглядные пособия и игрушечные персонажи. Подбору этого материала уделялось особое значение, т. к. это позволяло наглядно, образно обыгрывать различные ситуации с использованием разнообразных житейских предметов: макетыкомнат, кукольная мебель, посуда,мелкие предметы быта, различные игрушечные персонажи по темам «Семья», «Профессии».
При проведении пояснительного чтения по рассказам, при работе по вопросам, а также для составления текстов по табличкам использовались серии картинок, изготовленных по книгам“Читаю сам”(1,2,3 книги).
При показе сказок обыгрывались действия с куклами би-ба-бо, с пальчиковым, настольным театрами. Для сюрпризных моментов использовались плоскостные фигурки различных игровых персонажей с показом на коврографе, на магнитной доске (Буратино, Незнайка, Карлсон, Баба-яга и др.).
Для формирования словаряи расширения различных понятий, а также для коррекции эмоциональной сферы были подобраны и оформлены следующие наглядные материалы и речевые игровые упражнения:
-Пособия по программе О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Я, ты, мы» : «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Весёлые,грустные», «Мы все разные», «Как вести себя», «С кем ты дружишь?».
- Подбор иллюстраций с различными изображениями детей и взрослых в разных позах, с разными выражениями лица – «Какое настроение?».
- Наборы различного вида масок, пиктограмм-эмоций «Оцени поступок», «Угадай настроение», «Люблю, не люблю».
- Наборы предметных картинок (схематических зарисовок действий, игрушек, людей, животных, мебели, посуды, одежды, овощей, фруктов и т. д. «Что я люблю», «Кто? Что делает?». -Минифланелеграфы с наборами цветных ниток для выкладывания контуров лица разных эмоциональных состояний. – Разрезные картинки для складывания различных портретов «Собери портрет»,«Зеркало». – Комплектысюжетных картинок с изображением различных ситуаций нравственного характера «Оцени поступок», «Хорошо – плохо», «Можно – нельзя».
- Наборы знаков-символов: стрелки (справа, слева, вопросительный знак, восклицательный знак, сердечки, кубики с пиктограммами эмоций и др.
- Конструкция из кубиков для определения объекта по заданному алгоритму (по форме, цвету, вкусу, эмоциональному состоянию) – «Подбери и назови». – Использование элементов моделирования, средств ИКТ (презентации слайд-фильмов, тематические развивающие мультфильмы).
- Подбор развивающих игр “Собери цепочку”, “Азбука настроения”, “Подбери наряд”, “Повкусу, по цвету”, “Люблю - не люблю”, домино «Настроение».
Эти игры и упражнения проводились как самостоятельные действия для формирования определённых понятий, а также включались в основные занятия при обучении чтению – как предварительная работа – для формирования словаря и как итоговая – для отработки словаря и закрепления сформированных представлений.
В игровых действиях можно учить детей определять их предпочтения по отношению к одежде, к игрушкам; определять вкусы и предпочтения в еде, сравнивать со вкусом и предпочтениями других детей.
Так, в процессе чтения рассказа «Кукле холодно» (первая книга) для закрепления умений одеваться в соответствии с погодой проводятся р/игры «Одень куклу», «Пойдём в гости», «Подбери одежду» (по сезону).
Оборудование: игровое полотно, в которое вставляются круги, разделённые на сектора, на которых изображения различной одежды, образцы цветовых оттенков. Набор кукол (девочка, мальчик, таблички с названиями одежды, с именами. Дети выбирают кукол, дают им имена, подбирают по «вкусу» одежду, обыгрываютразличные ситуации.
При обыгрывании сказок для уточнения содержания, для установления связей между отдельными частями текста, для установления элементарных причинно-следственных связей, для понимания вопросов проводятся р/ игры: домино «Настроение» (карточки с изображениями забавных животных и сказочных персонажей с разными эмоциональными состояниями, «Собери цепочку» (тесёмки, круги с изображениями человечков с различными эмоциями – грустно, весело, страшно, обидно).
В играх «Оцени поступок» детям предлагается установить связь между разными эмоциональными состояниями и причинами, которые их вызывают. Оборудование: к большим сюжетным картинам с изображением различных ситуаций нравственного характера, надо подобрать соответствующие изображения лиц (весёлое, грустное, скучное, спокойное, испуганное, удивлённое).
По мере расширения словарного запаса у детей эти материалы усложняются и пополняются. Особое значение для более полного восприятия мироощущения детей имеют забавные поделки выполненные детьми совместно со взрослыми. Это смешные рожицы на бумажных тарелках и на ладошках, танцующие куклы, куклы-напёрстки, подвесные фигурки и различные фигурки–эмоции, украшения, маски. Можно отметить коррекционную направленность используемых специфических средств и приёмов в образовательном процессе при работе над чтением с дошкольниками с нарушением слуха. Основное значение заключается в развитии познавательного интереса к окружающему миру, в развитии представлений для создания игровых образов, в развитии мыслительной деятельности и коммуникативной функции речи.