Светлана Учеватова
Особенности игр детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности игр детей с нарушением слуха
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Её огромное значения для психического развитие ребёнка. Возникновение игры у ребёнка связанно с развитием предметной деятельностью. У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется в дошкольном возрасте. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры.
Публикация «Особенности игр детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дошкольники с нарушением слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Тематика их игр значительней беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становится подлинной сюжетно-ролевой игрой.
Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленять существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющими основными для данной игры. Они копируют в игре внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть.
Наиболее характерными для игр глухих детей являются трудности замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое замещение помогает ребёнку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения. Введение предметов заместителей связанно с развитием знакового символического способа мышления, опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.
Полноценная сюжетно-ролевая игра у детей с нарушением слуха без специального обучения не формируется.
Педагогические условия развития игры.
Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию должны быть созданы необходимые условия в течении дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в разных формах: в свободное деятельности детей, на прогулке, на занятиях.
В течении дня выделяются несколько различных отрезков времени для свободных игр, когда дети могут играть в знакомые игры по собственному выбору или с помощью воспитателя. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм.
Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Подбор игрушек не должен быть случайным. Оснащение игровых уголков игрушками проводится в соответствии с возрастом детей и их игровыми интересами.
Необходимо иметь сюжетно- образные игрушки (куклы, игрушки- животные, игрушки- двигатели (машины, каталки и др., строительный материал, костюмы и атрибуты для игр- драматизаций.
Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии. Игрушки для повседневных игр должны быть доступны детям. Оборудована комната куклы, спальня, кабинет врача. В младших группах таблички с названиями игрушек. В старших группах можно иметь небольшие тексты, позволяющие детям развернуть общение в связи с игрой.
Важным условием обучения детей с нарушением слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы –заместители, показывает возможные роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т. д. Воспитатель учитывает возможности каждого и находит возможности по-разному обогащать его игру. Вместе с тем необходимо понимать, что излишний диктат со стороны воспитателя в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребёнка.
Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связанны с другими разделами программы.
Взаимосвязь между разделами позволяет обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал.
Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.