Наталья Ложенко
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением слуха.
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми с нарушением слуха, считаю важнейшим компонентом развития! вовлечения детей в многообразные трудовые процессы. Возможности освоения мира такими детьми оказываются обедненными. Они часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий доступных сверстниками, что в конечном итоге влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением слуха,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К нам пришли дети с неразвитой моторикой рук, пальцы ребят малоподвижны, движения отличались неточностью и не согласованностью, речь не развита.
Поэтому я, разрабатывая свою программу, сделала уклон на развитие мелкой моторики рук при помощи работы с бумагой. Бумага - эффективное средство развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей. Бумага является отличным материалом для детского творчества. Она одновременно прочна и податлива. Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой, ребенок овладевает различными приемами и способами - сгибание листа, надрезание, склеивание. Оригами - один из видов деятельности, который интересен детям, развивает точность и координацию движений, воздействует на интеллектуальное развитие. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Свою работу я проводила в 3 этапа:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
На первом этапе работы было проведено обследование тонкой моторики рук детей, который показал низкий уровень развития, поэтому наши занятия начинались с самых простых действий. Дети боялись бумаги, не могли совершать действия по инструкции воспитателя, мы просто использовали различные упражнения с бумагой: складывали и разворачивали, перелистывали, скатывали, разрывали, мяли ее. Далее мы стали соединять уголок с уголком. Дети быстро утомлялись. Занятия были очень короткими. Чтобы занятия были интересными и увлекательными, использую следующие приемы:
физкультминутки, как элемент двигательной активности, которые помогают переключить внимание с одного вида деятельности на другой, тем самым повышая работоспособность.
пальчиковые упражнения с речевым сопровождением в стихотворной форме.
самомассаж пальцев рук с использованием су-джок шарика
Использую сюрпризные моменты. Неожиданно достаю из коробки заранее приготовленного плюшевого зайца и предлагаю детям сконструировать для него, например, стаканчик. И наблюдаю, как оживляется их взгляд. Теперь у них появилась возможность ощутить себя нужными и значимыми.
В ходе занятия свои действия сопровождаю речевыми комментариями, помогаю, подсказываю и оцениваю работу ребенка для закрепления у него правильных двигательных навыков.
Стараюсь соблюдать комфортный для детей темп выполнения работы с учетом их индивидуальных особенностей.
Начиная занятия, даю краткую инструкцию по выполнению действий, постепенно снижая тембр своего голоса, тем самым побуждая детей прислушиваться, и тренировать слух. Ведь самое главное в моей работе, добиться развития устной речи слабослышащих детей, как основы общения с окружающим миром.
На данный момент ребята с заданиями справляются лучше, могут из прямоугольника сделать квадрат и треугольник, а также простейшие конструкции. Помимо этого они свои поделки могут раскрасить и украсить.
Создавая с моей помощью, простейшие фигурки из бумаги они получают эмоционально-положительный заряд от совместного творчества.
Практика показывает, что вся проводимая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук повышает работоспособность слабослышащих детей на занятиях.
Немаловажную роль в процессе обучения играют наши родители, так как они являются самыми заинтересованными и активными участниками воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Мы в группе не испытываем недостатка в материале: родители приносят разную бумагу, газеты, журналы, за что я им благодарна.
В дальнейшей работе с детьми планирую объединить программу оригами с программой создания картин из сыпучих материалов.