люция гаптулхаева
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
К началу дошкольного возраста ребенок приходит в детский сад уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они проявляются в его мимике, словах и движениях. Значительное, но не всегда доступно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка педагогом его поступков. У большинства детей положительные оценки педагога повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. Для понимания детских эмоций педагогу необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. Исходя из всего выше сказанного, я поставила себе задачу ознакомить педагогов дошкольного учреждения с теоретическими основами артпедагогики.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальные занятия, слушание сказок, знакомство с природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Если у преддошкольников мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте при надлежащих условиях воспитания они достигают высокой степени развития. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении каких-либо своих обязанностей и огорчения, если что-то не получается. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.
Музыка может стать одним из наиболее ярких языков общения ребенка в раннем и дошкольном детстве. Она имеет свой, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний и отношений. В результате общения с музыкой, ребенку передаются ее чувства: радость, грусть, сожаление, тревога, нежность и т. д. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря этому развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по мнению Батчаевой Н. А., может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга – основы для нормального развития речи.
В последнее время многие авторы говорят об актуальности использования в учебно-воспитательном процессе элементов арттерапии. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия; танец, движения – кинезатерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.
Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является психоккорекционным направлением (в медицине и психологии, имеющие в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтические (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Положительный эффект в коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта: коррекция психоэмоционального состояния и лечебно-оздоровительная направленность пения. Коррекция эмоционального состояния ребенка средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение, так и групповой (хор) формах. Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии, коррекционной ритмике, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезитерапии. Формы движений, применяющихся в коррекции, могут быть разными. Танец – это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Через пластику тела передаются определенные чувства и переживания. В качестве главного средства выражения различных состояний человека в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.
Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Музыка регулирует движение и дает четкие представления между временем, пространством и движением. Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Особенностью коррекционно-ритмической терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением, как лечебный фактор. Её действие будет более эффективным, если ритм, как организующий элемент музыки, положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика помогает развивать у ребенка внимание и память. Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
Одной из современных методик, относящихся к кинезитиропии, является психогимнастика (Чистякова М. И.). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии : этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Психогимнастика по задачам и содержанию близка к программе рационально-эмоционального воспитания. Основная ее цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и в процессе занятий психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, учатся ими управлять.
Таким образом, психогимнастика примыкает к психоккорекционным методикам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003. – 87 с.
2. Башаева Т. В. Развитие чувств у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
3. Чистякова М. С. Психогимнастика / Под ред. Буянова М. И. – 2-е изд. – М. : Просвящение: Владос. – 1995. – 160 с.
4. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками : Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Вместе с детьми).