Ирина Василенко
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках экспериментальной деятельности дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Мы хорошо понимаем, для того чтобы в детском саду эксперимент состоялся, у всех субъектов педагогического процесса должен быть серьезный мотив заинтересованного участия. Поэтому свою работу, как педагог-психолог, старались выстроить таким образом, чтобы эксперимент стал средством развития учреждения и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для повышения профессиональной компетентности педагогов.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках экспериментальной деятельности дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
На I этапе организации эксперимента обозначилась главная цель - это становление педагога-экспериментатора, обладающего компетентностью, креативностью, готового к созданию и использованию инноваций.
Чтобы решить непростую и актуальную проблему, необходимо было в условиях эксперимента грамотно спланировать и организовать методическую и психологическую работу, способствующую активизации творческой деятельности педагога.
Поэтому свою партнерскую деятельность педагога-психолога выстроила по следующим направлениям:
• выявление уровня готовности педагогов к экспериментальной деятельности и удовлетворённости психологическим микроклиматом (беседы, анкетирование, наблюдение);
• психолого-педагогическое сопровождение педагогов (работа методического объединения, консультации, упражнения, тренинги);
• психолого-педагогическое просвещение и образование родителей.
В первые месяцы эксперимента у нас возникла необходимость определить уровень готовности педагогов к экспериментальной деятельности путем бесед, наблюдений, анкет по темам «Готовность педагогов к экспериментальной деятельности» и «Психологический микроклимат в коллективе».
К сожалению, анализ анкетных данных по вопросам рационально используемого времени и об удовлетворённости работой в экспериментальных условиях показали низкий процент (56%). Весьма распространенным ответом среди педагогов было предпочтение откладывать всё на «потом» и считать инновацию дополнительной нагрузкой, которая требует затрат личного времени и сил.
Чтобы поддержать интерес педагогов, повысить мотивацию к экспериментальной деятельности нами были проведены индивидуальные беседы, консультации и упражнения для регуляции психического состояния, самооценки и профессиональной значимости участников эксперимента.
Хорошим стимулом послужило использование таких форм работы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия или «мозговая атака» по наиболее важным вопросам.
Самые положительные результаты повышения психологической активности педагогов показали тренинги «Путешествие в мир взаимопонимания» и «Путь к себе», направленные на развитие внутренних резервов, личностного самораскрытия, приобретения внутреннего и внешнего комфорта, уверенности.
На протяжении первого года эксперимента была организована работа методического объединения «Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента», в ходе которого рассматривались основные подходы к решению психолого-педагогических задач программы эксперимента с целью расширения знаний о значимости и актуальности проблемы профилактики и коррекции психоречевых нарушений у детей.
Новой формой исследовательской деятельности нашего дошкольного учреждения является Научно-методический совет. Именно НМС позволяет интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов, в комплексе решать основные практические задачи с помощью мастер-классов, творческой группы.
Важное место в содержании работы Научно-методического совета занимает анализ педагогической деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий учителя-логопеда, старшего воспитателя, педагога-психолога, обобщение опыта воспитателей младших групп.
Построенное таким образом психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива под руководством педагога-психолога позволило включить большинство педагогов в этот процесс и получить положительные результаты:
• по окончании первого этапа анкетирование показало высокий порог уровня готовности педагогов к экспериментальной деятельности – 100%;
в дошкольном учреждении :
• создана научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности;
• создана единая система мониторинга речевого развития детей;
• с помощью сайта, открытых занятий, мастер-классов, бесед, консультаций повысилась заинтересованность родителей в вопросах профилактики и коррекции речевого нарушения у детей.
Именно такой системный подход работы, ориентированный на повышение профессиональной компетентности педагогов позволил нам за короткое время создать коллектив единомышленников для эффективной экспериментальной деятельности дошкольного учреждения.