Ульяна Подколзина
Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : ролево - игровой
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.
Образовательная область: физическая культура, здоровье, познание, музыка, коммуникация, социализация.
Публикация «Психолого-педагогический проект „Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов“» размещена в разделах
Актуальность.
Не все в жизни пятилетнего ребенка вызывает искренний интерес, поэтому он должен уметь “включать” волю, уметь подчинять свои действия требованиям “надо”, а не “хочу”. Отсутствие или недостаточное развитие произвольности, к сожалению, является проблемой большинства детей. Дети на занятиях не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения (сосут палец, качаются на стуле, действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову. Поэтому важно, чтобы старший дошкольник умел планировать, проверять и корректировать свою деятельность, вел себя в соответствии с правилами и требованиями.
Наблюдая за воспитанниками во время занятий физической культурой и досугов, инструктор по физической культуре часто обращает внимание на негативное эмоциональное поведение детей в случае их проигрыша либо поражения в подвижных играх или эстафетах.
Принимая во внимание все вышеизложенное, встал вопрос о том, как более эффективно, применительно к двигательной сфере дошкольника обеспечить сопровождение воспитанников во время физкультурных занятий: переключить их внимание на совместную деятельность, в которой нет победителей и проигравших. Таким образом, эффективным условием развития произвольности у детей стало взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога ДОУ.
На досугах дети закрепляют полученные на физкультурных и коррекционно-развивающих занятиях с психологом знания, умения и навыки. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, через развитие движений ребенка мы опосредованно оказываем влияние на развитие психических свойств и процессов, в том числе высшей нервной деятельности.
Цель проекта :
Создание и апробирование модели интеграционного взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре, как эффективного условия, направленного на развитие произвольности детей шести лет.
Задачи:
Определение и обоснование психолого-педагогических условий развития произвольности детей шести лет;
разработка планов-конспектов и апробирование физкультурных досугов с элементами психогимнастики;
развитие у детей умения контролировать и корректировать свою деятельность;
знакомство педагогов со способами развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста;
привлечение внимания родителей к вопросам развития у детей произвольности.
Гипотеза: Развитие произвольности у детей шести лет будет успешным при условии взаимодействия специалистов ДОУ в процессе :
диагностики уровня развития произвольности поведения
воспитанников;
разработки содержания и апробации физкультурных досугов с элементами психогимнастики;
создания картотеки психофизических упражнений.
Основные направления проекта :
развитие произвольности движений; преодоление двигательного автоматизма.
развитие произвольного внимания;
развитие умения выражать чувства и эмоции;
развитие пальчиковой моторики и координации движений.
Этапы и сроки проведения проекта
1. Организационный (октябрь)
2. Практический (ноябрь-декабрь)
3. Заключительный (январь)
Предполагаемый результат:
- ребенок правильно оценивает поступки сверстников, объясняет возможный свой поступок;
- мотивирует свою оценку;
- умеет понимать чувства других детей;
- умеет вести себя в соответствии с требованиями и правилами;
- владеют азами психомышечной тренировки.
Реализация проекта :
[/b]
Процесс реализации проекта проходил по составленному плану.
1 этап – организационный. Подготовка методического обеспечения проекта (подбор литературы и создание картотеки игр и упражнений с элементами психогимнастики). Подбор диагностических методик с целью определения уровня развития у детей произвольности внимания, движений, эмоциональных проявлений и поведения. На этом же этапе проводился мониторниг уровня развития произвольности, был составлен план мероприятий, разработано содержание физкультурных досугов с элементами психогимнастики. Ознакомление родителей с целями и задачами формирования у детей произвольности поведения.
2 этап – практический. Время проведения практических занятий психофизической тренировкой составляет 30-35 минут, по подгруппам до 10 человек. Для достижения эффекта занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое из них включает в себя 3 последовательных этапа:
1. динамические упражнения аэробного характера;
2. напряжение отдельных мышечных групп с последующим их расслаблением в форме определенных статических поз;
3. сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.
С точки зрения укрепления здоровья ребенка и формирования устойчивости организма к школьным нагрузкам, последовательность этапов занятия позволяет:
• научить ребенка произвольно регулировать тонус основных мышечных групп с помощью различных по форме и интенсивности физических нагрузок;
• восполнить дефицит двигательной активности и увеличить выносливость всего опорно – двигательного аппарата;
• осуществить выход как гиперстенических эмоций (в первой части занятия, так и эмоций спокойствия, радости, умиротворения, что происходит во время релаксационного сеанса.
На этом же этапе проводились игры по блокам:
1 блок – игры, упражнения направленные на представление о понятии «успех», выработку уверенности в своих возможностях, развитие слухового внимания : «Я сильный! Я слабый!», игра «Я справлюсь», «Я смогу!», «Мусорное ведро», «Звезда удачи», «Слушай хлопки», «Запретное число».
2 блок – развивающие игры, содержащие правила игры или условие; игры соревнования; релаксационные упражнения на снятие напряжения и скованности; игры на перевоплощения; подвижные игры на управление эмоциями и контролирование импульсивного поведения: упражнение «Яблонька», «Самолетики», «Птенчики», «Море волнуется», «Дыши и думай красиво».
3 блок – игры с правилами включающие очередность действий и/ или направленные на выработку усидчивости: игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; головоломки, блоки Дьенеша, шахматы, шашки, домино, лото.
Особенность предполагаемого способа сводится к тому, что правило становится всё менее связанным с воображаемой ситуацией и всё более относится к самому играющему ребенку. В правилах заключается значение игры для развития произвольности. Правило становится средством осознания своего поведения и средством овладения им, которое свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, не игровых ситуациях.
Важную роль в решении задач по развитию произвольного поведения дошкольников играет семья. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в детском саду не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги). Поэтому мы предложили родителям создать фото-альбом “Семейный опыт познавательно-двигательных мероприятий”, изготовили картотеку игр по развитию произвольности поведения. Участие родителей в совместных мероприятиях.
Известно, что однообразные упражнения дети выполняют неохотно. Если же они организованы как увлекательное путешествие, где нужна сила, ловкость, точность движений, то появляется желание заниматься, интерес к выполнению упражнений, эмоциональный настрой. Эмоции во время физкультурных занятий возникают спонтанно, а присутствие психологических заданий помогает осмысливать их проявление.
В физкультурно-психологические досуги включается рациональное чередование статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. Между эстафетами проводятся психогимнастика, психомышечная тренировка и другие психологические упражнения. Свобода импровизаций, разнообразие различных вариантов выполнения психологических заданий помогают переключить внимание детей после неприятных проигрышных ситуаций в эстафетах и подвижных играх.
Средства: различные виды ходьбы и бега, прыжки, лазанье, ритмические упражнения, подвижные и спортивные игры, соответствующей сюжету занятия, эстафеты, элементы сказкотерапии, психомышечная тренировка, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения. Используемые средства подчинены решаемым на занятии задачам и применяются в форме, соответствующей его сюжетной линии.
Заключительная часть – итог физкультурно-психологический досуг, совместно с родителями. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что им было трудно выполнить.
Задачи: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от выполнения упражнений.
Средства: игры малой подвижности, упражнения на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики, упражнения для сплочения группы в кругу.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики мы использовали специальную музыку, тематически связанную с сюжетом в сочетании с естественными природными звуками. Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.
Большое значение на интегрированных физкультурно-психологических досугах имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету досуга, оформление спортивного зала. Это способствует развитию образного восприятия, творческого мышления. (Сценарий досуга см. в следующей статье)
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость выдержку, дисциплинированность, усидчивость.
3 этап – заключительный. Проведено контрольное анкетирование родителей, диагностика уровня сформированности психофизических качеств.
Оформление фото-галереи «В мире детских эмоций».
Результаты
Разработанный нами проект по развитию произвольности экспериментально апробирован с детьми 5–6 лет и их родителями. Важным результатом проведенной работы явилось повышение уровня психофизических способностей, умение сдерживать импульсивное поведение, лучшая сосредоточенность детей. Эти качества личности необходимы для успешного обучения в школе.