Папки-передвижки

Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов»

Ульяна Подколзина
Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов»
▼ Скачать + Заказать документы

Вид проекта : ролево - игровой

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

Образовательная область: физическая культура, здоровье, познание, музыка, коммуникация, социализация.

Публикация «Психолого-педагогический проект „Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов“» размещена в разделах

Актуальность.

Не все в жизни пятилетнего ребенка вызывает искренний интерес, поэтому он должен уметь “включать” волю, уметь подчинять свои действия требованиям “надо”, а не “хочу”. Отсутствие или недостаточное развитие произвольности, к сожалению, является проблемой большинства детей. Дети на занятиях не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения (сосут палец, качаются на стуле, действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову. Поэтому важно, чтобы старший дошкольник умел планировать, проверять и корректировать свою деятельность, вел себя в соответствии с правилами и требованиями.

Наблюдая за воспитанниками во время занятий физической культурой и досугов, инструктор по физической культуре часто обращает внимание на негативное эмоциональное поведение детей в случае их проигрыша либо поражения в подвижных играх или эстафетах.

Принимая во внимание все вышеизложенное, встал вопрос о том, как более эффективно, применительно к двигательной сфере дошкольника обеспечить сопровождение воспитанников во время физкультурных занятий: переключить их внимание на совместную деятельность, в которой нет победителей и проигравших. Таким образом, эффективным условием развития произвольности у детей стало взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога ДОУ.

На досугах дети закрепляют полученные на физкультурных и коррекционно-развивающих занятиях с психологом знания, умения и навыки. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, через развитие движений ребенка мы опосредованно оказываем влияние на развитие психических свойств и процессов, в том числе высшей нервной деятельности.

Цель проекта :

Создание и апробирование модели интеграционного взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре, как эффективного условия, направленного на развитие произвольности детей шести лет.

Задачи:

Определение и обоснование психолого-педагогических условий развития произвольности детей шести лет;

разработка планов-конспектов и апробирование физкультурных досугов с элементами психогимнастики;

развитие у детей умения контролировать и корректировать свою деятельность;

знакомство педагогов со способами развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста;

привлечение внимания родителей к вопросам развития у детей произвольности.

Гипотеза: Развитие произвольности у детей шести лет будет успешным при условии взаимодействия специалистов ДОУ в процессе :

диагностики уровня развития произвольности поведения

воспитанников;

разработки содержания и апробации физкультурных досугов с элементами психогимнастики;

создания картотеки психофизических упражнений.

Основные направления проекта :

развитие произвольности движений; преодоление двигательного автоматизма.

развитие произвольного внимания;

развитие умения выражать чувства и эмоции;

развитие пальчиковой моторики и координации движений.

Этапы и сроки проведения проекта

1. Организационный (октябрь)

2. Практический (ноябрь-декабрь)

3. Заключительный (январь)

Предполагаемый результат:

- ребенок правильно оценивает поступки сверстников, объясняет возможный свой поступок;

- мотивирует свою оценку;

- умеет понимать чувства других детей;

- умеет вести себя в соответствии с требованиями и правилами;

- владеют азами психомышечной тренировки.

Реализация проекта :

[/b]

Процесс реализации проекта проходил по составленному плану.

1 этап – организационный. Подготовка методического обеспечения проекта (подбор литературы и создание картотеки игр и упражнений с элементами психогимнастики). Подбор диагностических методик с целью определения уровня развития у детей произвольности внимания, движений, эмоциональных проявлений и поведения. На этом же этапе проводился мониторниг уровня развития произвольности, был составлен план мероприятий, разработано содержание физкультурных досугов с элементами психогимнастики. Ознакомление родителей с целями и задачами формирования у детей произвольности поведения.

2 этап – практический. Время проведения практических занятий психофизической тренировкой составляет 30-35 минут, по подгруппам до 10 человек. Для достижения эффекта занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое из них включает в себя 3 последовательных этапа:

1. динамические упражнения аэробного характера;

2. напряжение отдельных мышечных групп с последующим их расслаблением в форме определенных статических поз;

3. сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.

С точки зрения укрепления здоровья ребенка и формирования устойчивости организма к школьным нагрузкам, последовательность этапов занятия позволяет:

• научить ребенка произвольно регулировать тонус основных мышечных групп с помощью различных по форме и интенсивности физических нагрузок;

• восполнить дефицит двигательной активности и увеличить выносливость всего опорно – двигательного аппарата;

• осуществить выход как гиперстенических эмоций (в первой части занятия, так и эмоций спокойствия, радости, умиротворения, что происходит во время релаксационного сеанса.

На этом же этапе проводились игры по блокам:

1 блок – игры, упражнения направленные на представление о понятии «успех», выработку уверенности в своих возможностях, развитие слухового внимания : «Я сильный! Я слабый!», игра «Я справлюсь», «Я смогу!», «Мусорное ведро», «Звезда удачи», «Слушай хлопки», «Запретное число».

2 блок – развивающие игры, содержащие правила игры или условие; игры соревнования; релаксационные упражнения на снятие напряжения и скованности; игры на перевоплощения; подвижные игры на управление эмоциями и контролирование импульсивного поведения: упражнение «Яблонька», «Самолетики», «Птенчики», «Море волнуется», «Дыши и думай красиво».

3 блок – игры с правилами включающие очередность действий и/ или направленные на выработку усидчивости: игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; головоломки, блоки Дьенеша, шахматы, шашки, домино, лото.

Особенность предполагаемого способа сводится к тому, что правило становится всё менее связанным с воображаемой ситуацией и всё более относится к самому играющему ребенку. В правилах заключается значение игры для развития произвольности. Правило становится средством осознания своего поведения и средством овладения им, которое свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, не игровых ситуациях.

Важную роль в решении задач по развитию произвольного поведения дошкольников играет семья. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в детском саду не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги). Поэтому мы предложили родителям создать фото-альбом “Семейный опыт познавательно-двигательных мероприятий”, изготовили картотеку игр по развитию произвольности поведения. Участие родителей в совместных мероприятиях.

Известно, что однообразные упражнения дети выполняют неохотно. Если же они организованы как увлекательное путешествие, где нужна сила, ловкость, точность движений, то появляется желание заниматься, интерес к выполнению упражнений, эмоциональный настрой. Эмоции во время физкультурных занятий возникают спонтанно, а присутствие психологических заданий помогает осмысливать их проявление.

В физкультурно-психологические досуги включается рациональное чередование статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. Между эстафетами проводятся психогимнастика, психомышечная тренировка и другие психологические упражнения. Свобода импровизаций, разнообразие различных вариантов выполнения психологических заданий помогают переключить внимание детей после неприятных проигрышных ситуаций в эстафетах и подвижных играх.

Средства: различные виды ходьбы и бега, прыжки, лазанье, ритмические упражнения, подвижные и спортивные игры, соответствующей сюжету занятия, эстафеты, элементы сказкотерапии, психомышечная тренировка, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения. Используемые средства подчинены решаемым на занятии задачам и применяются в форме, соответствующей его сюжетной линии.

Заключительная часть – итог физкультурно-психологический досуг, совместно с родителями. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что им было трудно выполнить.

Задачи: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от выполнения упражнений.

Средства: игры малой подвижности, упражнения на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики, упражнения для сплочения группы в кругу.

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики мы использовали специальную музыку, тематически связанную с сюжетом в сочетании с естественными природными звуками. Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.

Большое значение на интегрированных физкультурно-психологических досугах имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету досуга, оформление спортивного зала. Это способствует развитию образного восприятия, творческого мышления. (Сценарий досуга см. в следующей статье)

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость выдержку, дисциплинированность, усидчивость.

3 этап – заключительный. Проведено контрольное анкетирование родителей, диагностика уровня сформированности психофизических качеств.

Оформление фото-галереи «В мире детских эмоций».

Результаты

Разработанный нами проект по развитию произвольности экспериментально апробирован с детьми 5–6 лет и их родителями. Важным результатом проведенной работы явилось повышение уровня психофизических способностей, умение сдерживать импульсивное поведение, лучшая сосредоточенность детей. Эти качества личности необходимы для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Интеграционное взаимодействие специалистов ДОУ с семьей в вопросах здоровьесбережения 1 слайд Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас с нашей работой по теме: 2 слайд «Интеграционное взаимодействие специалистов.

Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО «Рисунок придаёт вещам форму, Краска- жизнь. Она божественное дыхание, Которое всё оживляет». Денни Дидро Развитие творческого потенциала.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Осень в Башкортостане» (взаимодействие специалистов ДОУ)Интегрированное занятие в подготовительной группе «Осень в Башкортостане» (взаимодействие специалистов ДОУ) Цели мероприят я: • воспитание у детей чувства красоты, любви к родной природе; • развитие творческих способностей и формирования эстетического.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в осуществлении оздоровительной работы с детьми» Одной из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического.

Педагогический проект «Художественно — эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно – эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Проект «Развитию морально-нравственных качеств личности детей через взаимодействие с Центральной детской библиотекой» Слова к слайдам. 1 слайд. В 2014 – 2015 учебном году в нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности.

Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №314» Проект ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Взаимодействие специалистов ДОУ Цель: создать условия для успешной коррекции речевых недостатков в режимных моментах или в воспитательно – образовательном процессе, формировать.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 09:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Подколзина (УИ 418546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД