Наталья Мокрецова
Взаимодействие специалистов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие специалистов ДОУ
Цель: создать условия для успешной коррекции речевых недостатков в режимных моментах или в воспитательно – образовательном процессе, формировать правильную речь, как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.
Задачи:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
4. Развитие навыков связной речи.
Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ» размещена в разделах
Интеграция видов деятельности детей в коррекционной деятельности
Субъект
к/р
работы
Коррекционные задачи
Виды деятельности
Учитель-логопед - Коррекция нарушенных звуков, автоматизация и дифференциация. - Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза. - Формирование слоговой структуры слов. - Развитие словаря. - Развитие лексико-грамматических категорий. - Развитие связной речи. - Развитие всех видов восприятия (зрительное, слуховое, тактильно - двигательное,
- Развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация). - Развитие мелкой моторики рук и зрительно - двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма. - Развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.
- Освоение представлений социального характера (оказание взаимопомощи, участие в коллективных мероприятиях; развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках) Коммуникативная
Познавательно -исследовательская
Двигательная
Игровая
Воспитатели
- Формирование культурно - гигиенических навыков, развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления
- Формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе
- Подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
- Обучение трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами
- Формирование полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
- Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений.
- Формирование пассивного и активного словаря.
- Развитие связной речи.
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта
Коммуникативная
Познавательно - исследовательская
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Восприятие художественной литературы
Инструктор по физической культуре
- Развитие речи посредством движения. - Формирование пространственных и временных представлений. - Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности. - Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально - волевых качеств личности.
Двигательная
Познавательно - исследовательская
Коммуникативная
Музыкальный руководитель
- Развитие и формирование слухового внимания и слуховой памяти, координации движений, умение передавать музыкальный ритмический рисунок;
- Развитие дыхания, просодики
Познавательно - исследовательская
Музыкальная
Преподаватель по ИЗО
Развитие тонкой моторики рук и зрительно - двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.
Изобразительная
Двигательная
Для осуществления образовательной деятельности с детьми в группе комбинированной направленности подразумевается наличие специалистов – логопедов, которые будут направлять и контролировать взаимодействие воспитателя с детьми, с родителями в вопросах речевого развития и коррекции. В тоже время, весь образовательный процесс с детьми группы комбинированной направленности, будет скоординирован со всеми специалистами и направлен на преодоление речевых нарушений через разные виды деятельности: рисование, плавание, занятия спортом и т. д.
Для успешной реализации образовательного процесса заведены тетради взаимодействия со всеми специалистами.
Алгоритм тетради взаимодействия со специалистами
Дата Тема, цель Рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по плаванию, Отметка о выполнении воспитателя
Воспитатель
Обязательным условием развития детей с ОНР является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи.
Взаимодействие :
Воспитатель + дети
Воспитатель проводит занятия с детьми, праздники, экскурсии, различные конкурсы, досуги, наблюдения, походы; дидактические, подвижные, режиссёрские, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, ведёт проектную и исследовательскую деятельность.
Воспитатель + родители
Для родителей воспитатель проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, семинары, деловые игры, «круглые столы», мастер-классы, даёт практические рекомендации и советы.
В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Педагог-психолог
Для успешного воспитания и обучения детей с ОНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводиться психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с общим недоразвитием речи;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребёнка с ОНР;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОНР в дошкольном учреждении;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребёнка;
- консультировать родителей ребёнка с ОНР.
Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в речевом развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:
Педагог-психолог + воспитатель
Психолог дает практические рекомендации и советы воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с детьми после занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Педагог-психолог + дети
Психолог проводит занятия с детьми. Использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, релаксационные паузы.
Педагог-психолог + родители
Для родителей психолог проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, даёт практические рекомендации и советы.
В работе используются следующие формы: подгрупповая, в микрогруппах индивидуальная.
Педагог дополнительного образования по рисованию
Основная цель художественно-эстетического развития - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОНР должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
В зависимости от степени речевых возможностей ребёнка, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объёмность, цвет, контрастность, продумывать способы предъявления материала (показ, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.
Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:
Педагог по рисованию + воспитатель
Педагог по рисованию дает практические рекомендации воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с некоторыми детьми после занятия. Включает речевые задачи.
Педагог по рисованию + дети
Педагог по рисованию проводит практическое занятие с детьми. Использует, как индивидуальные, так и коллективные формы работы.
Педагог по рисованию + родители
Для родителей педагог по рисованию проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, мастер-классы.
В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, в мигрогруппах, индивидуальная.
Инструктор по плаванию
Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:
Инструктор по плаванию + воспитатель
Воспитатель группы должен ежедневно взаимодействовать с инструктором по плаванию. Хорошие результаты по подготовке детей к очередному занятию даё т предварительная работа в группе:
С детьми: беседы, конкурсы рисунков, выставки поделок из нестандартного материала, подборка картинок и создание тематических картотек и каталогов, т. е. деятельность, направленная на показ и закрепление движений с помощью моделирования.
С родителями: беседы о регулярном посещении занятий в бассейне и отсутствии пропусков занятий без уважительных причин; рассказ о необходимости специальной формы (купальные принадлежности, халат, обувь) и гигиенических принадлежностей для занятий плаванием (мочалка, мыло, полотенце); консультации о значении плавания и закаливания в оздоровлении ребёнка (систематическое посещение занятий приводит к снижению заболеваемости).
Инструктор по плаванию дает практические рекомендации воспитателю по правильному дыханию детей.
Инструктор по плаванию + дети
Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, включает в занятие:
- плавание на воде «Аквабилдинг»;
- акваэробику с мячом на воде «Весёлые утята»;
- подводную разминку «Бригитта»;
- дыхательную гимнастику;
- дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом;
- дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом;
- релаксационные упражнения;
- образно-игровые упражнения в воде и на суше «Весёлая карусель»;
- игры-соревнования;
- игры на воде с нестандартным оборудованием.
Инструктор по плаванию + родители
Рекомендации родителям:
- Доброжелательность и взаимная заинтересованность в занятиях в бассейне (родители рассказывают о своём детском опыте посещения бассейна, общении с водой: при этом можно использовать фотографии, нарисовать совместный рисунок, вырезать или вылепить из подручного, нестандартного материала фигуры морских обитателей);
- Терпеливое отношение в изучении новых движений (помочь ребёнку в словесном контакте понять необходимость и правильность выполнения трудных упражнений, посредством сказкотерапии, например, вместе с ребё нком придумывать новые сказки: «Путешествие в подводное царство», «В гостях у Золотой рыбки», «Русалка и дельфин». Д
Инструктор по физической культуре
Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОНР включается адаптивная физическая культура (АФК) – комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с нарушениями речи, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты.
АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК - улучшение качества жизни детей с ОНР посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путём изменения самого ребёнка, так и окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.
На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначение предметов;
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:
Инструктор по физической культуре + воспитатель
Инструктор по физической культуре дает практические рекомендации воспитателю. Воспитатель проводит физкультурно-оздоровительную работу в течение дня: утренняя гимнастика, спортивные подвижные игры и упражнения на прогулке и в группе, физкультминутки (в середине статистического занятия, а также индивидуальную работу с некоторыми детьми после занятия. Дети используют физкультурное и спортивно-игровое оборудование в самостоятельной двигательной деятельности, а также самостоятельно играют в подвижные и спортивные игры.
Инструктор по физической культуре + дети
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия в спортивном зале и на улице ( включает в занятие: основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры, а также организует активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья).
Инструктор по физической культуре + родители
Для родителей инструктор по физической культуре проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей. А также организует активный отдых: совместные спортивные соревнования, дни здоровья.
В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная и в микрогруппах.
Учитель-логопед
Задачи развития речи:
- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников:
- развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качество, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;
- воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
- формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);
- развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддержать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельно высказывания разных типов;
- формирование элементарного осознания явления языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;
- развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОНР, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Целью является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей норма + общее недоразвитие речи в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Основной формой работы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающиеся занятия должны носить игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной системы и гигиенической культуры;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:
- речевого и креативного развития;
- сенсорного развития;
- моторного и конструктивного развития.
Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:
Учитель-логопед + воспитатель
Логопед дает практические рекомендации и советы воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с детьми после занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Учитель-логопед + дети
Логопед проводит занятия с детьми. Использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, релаксационные паузы.
Учитель-логопед + родители
Для родителей логопед проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, даёт практические рекомендации и советы.
В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.