Юля Светличная
Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №314»
Проект
ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ СТРАХА
Подготовила: Чеботарева Римма Александровна
Практикующий психолог
Член Санкт Петербургской Организации Транзактных Аналитиков (СОТА) и Европейской Организации Транзактного Анализа (EATA)
Педагог – психолог МБДОУ №314
Актуальность проблемы
Публикация «Психолого-педагогический проект „Тайное общество победителей страха“» размещена в разделах
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Страх – одно из четырех базовых человеческих чувств, НЕОБХОДИМЫХ для выживания, это эмоция мобилизующая силы организма перед лицом опасности, это чувство в котором кроется огромная движущая энергия. Но если страх чрезмерен, или подавлен, то он парализует. Противоположность страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором для нормальной жизни и взрослого и ребенка. Сколько бы вокруг не говорили о том, что детство – лучшее время в жизни, самое и счастливое и беззаботное, на самом деле это не так! Ситуация «детства» сама по себе очень травмотична – ты маленький, ты ничего не решаешь в этом мире и в своей жизни, от тебя как будто ничего не зависит. При это от тебя много ждут, ты много ДОЛЖЕН (стараться, хорошо учится, не огорчать, не злить и наконец РАДОВАТЬ своих родителей). В нынешнее врем, когда очень модным стало «ранее развитие» происходит погоня за детскими успехами, родители таким образом удовлетворяют свои нарциссические потребности. Можно представить в каком напряжении живет маленький ребенок, зная что кто – то из друзей уже читает, а ты нет, кто – то красиво рисует, а ты нет, и мама восхищается не твоими успехами. Дети свято верят в то, что если они не будут «достаточно хороши» их бросят, разлюбят, не будут о них заботиться, они станут не нужны. А для ребенка оказаться брошенным равно погибнуть. Безусловно находясь под таким давление тревоги и страха о нормальном, спонтанном развитии речь идти не может. Снижение уровня детской тревожности является улучшение качества жизни ребенка. В виду вышесказанного работа с детской тревожностью напрямую связанна с работой с родителями.
Таким образом целью данной программы является:
- создание условий необходимых для преодоления детских страхов
- повышение психологической компетентности родителей и педагогов
Сопутствующие задачи:
1. Установление положительных взаимоотношений ребенка с психологом.
2. Совершенствования умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
3. Актуализация страхов с целью их коррекции
4. Снятие поведенческих нарушений у детей (торможение, импульсивность, скованность, возникающих в результате воздействия страхов.
5. Формирование позитивного образа Я
6. Поиск новых психологических ресурсов для эффективного развития.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижения количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста их родители и педагоги ДОУ.
Содержание программы:
1. Диагностический блок
2. Информационный
3. Развивающе – коррекционная работа с детьми
4. Просветительская работа с родителями и педагогами.
Важно отметить, что третий и четвертый блок реализуются параллельно.
1. Диагностический блок:
Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.
Диагностика:
- Тест «Страхи в домиках»
- Тест «Тревожности» (Р. Темлл, М. Дорки, В. Амен.)
2. Информационный блок
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей
3. Практический блок
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4. Просветительский блок (Приложение 2)
Цель: поддержка семью, повышение психологической компетентности родителей и педагогов ДОУ.
Методы и техники используемые в программе:
Основным коррекционным методом выступает сказкотерапия, чтение сказки происходит в середине занятия, затем следует обсуждение услышанного.
Метод выбран не случайно многочисленные исседования показали, что особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.
Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Непременным условием проработки страхов является их актуализация: при чтении сказки на какое-то время страх может усилиться. Этого не стоит бояться, так как у малыша происходит близкая «встреча» со страхами и он испытывает и переживает страх вместе с главным героем сказки. Однако эта встреча происходит уже не один на один, ведь рядом находятся надежные и близкие друзья, и конечно психолог, которые помогут справиться, с пониманием отнесутся к страхам ребенка и не будут торопить с победой над ними.
Вспомогательные методы:
1. Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
2. Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
3. Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
4. Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
5. Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Структура занятия.
Ритуал приветствия, настрой на работу в группе – 10 минуты
Развивающе - коррекционный этап (чтение и обсуждение сказки, или арт – терапия с последующим обсуждением) - 20 минут
Подведение итогов и ритуал прощания - 10 минут.
Тематическое планирование практического развивающе – коррекционного блока:
№ Занятия Тема занятия время
1 Начало путешествия в страну не страшных страхов 40 мин.
2 У страха глаза велики 40 мин
3 Если очень захотеть 40 мин
4 Тайное правило 40 мин
5 Наши страхи 40 мин
6 Я больше не боюсь! 40 мин
7 Книга страхов 40 мин
8 Еще одна тайна 40 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
ЗАНЯТИЕ 1.
Начало путешествия в страну не страшных страхов.
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, повышение уверенности в себе на примере своих достижений, поиск внутренних ресурсов для дальнейшей работы.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.
1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи.
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Каждое занятие начинается с ритуального зажжения свечки, мягкая игрушка – свободный микрофон, необходимо объяснить детям правило, что на занятиях мы уважительно относимся друг к другу, никого не перебиваем, и говорит тот, у кого в руках игрушка. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т. д.
2. Упражнение “ Росточек под солнцем”
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
3. Чтение сказки «Кенгуренок» (Приложение 1)
Обсуждение, ответы на вопросы после сказки, психолог говорит о том, что у вас тоже раньше был такой же страх, как у кенгуренка, но вы с ним справились! Несколько лет назад вы так же как кенгуренок боялись отходить от мамы, оставаться в садике, а теперь вы победили этот страх!
4. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .
Дети делятся своими открытиями на занятии, необходимо дать возможность каждому высказаться, затем дети берутся в кругу за руки и по цепочке передают друг другу тепло (любовь, уверенность, радость. на каждом занятии можно «передавать» что – то новое). Цепочка начинается с психолога и психологом заканчивается. Затем каждый загадывает про себя желание и вместе задувают волшебную свечки. Занятие завершено.
ЗАНЯТИЕ 2.
У страха глаза велики!
Цель : раскрытие своего “Я”, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.
1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)
2. Упражнение “ Росточек под солнцем” (смотри занятие №1)
3. Чтение сказки «Подсолнечное семечко»
Обсуждение сказки, ответы на вопросы: чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться? Поиск ресурсов в уже преодоленных детских страхах. Дети приводят свои примеры того, как они чего – то очень боялись, а потом оказалось, что это было вовсе не страшно! (Например, девочка рассказала как она долго боялась сделать манту, а потом оказалось что ожидание прививки было куда страшнее самого укола).
4. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)
ЗАНЯТИЕ 3.
Если очень захотеть…
Цель: актуализация чувства тревоги и неуверенности в себе с целью поисков решения, формирование позитивного образа Я.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.
1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)
2. Упражнение “ Возьми и передай”
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
3. Чтение сказки «Белочка - припевочка»
Обсуждение, ответы на вопросы после сказки: почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки? Поиск ресурсов в том, что дети приводят свои примеры того, как у них что – то получилось после того как они поверили в свои силы.
4. Упражнение “ Превращения”
Психолог предлагает детям :
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)
ЗАНЯТИЕ 4.
ТАЙНОЕ ПРАВИЛО
Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка;
1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)
2. Игра “ На что похоже моё настроение?”
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.
4. Чтение сказки «Случай в лесу» (приложение 1)
Обсуждение, ответы на вопросы после сказки. Почему Зайчонку было плохо и грустно? Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?
6. Рисование на тему “ Автопортрет”
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)
ЗАНЯТИЕ 5.
НАШИ СТРАХИ
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка, актуализация страхов с целью поиска выхода из него.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, карандаши, фломастеры, альбомные листы, свеча, игрушка
1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)
2. Упражнение “ Расскажи свой страх”
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись. когда были маленькими.
3. Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким. ”
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
4. Упражнение “ Чужие рисунки”
Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)
ЗАНЯТИЕ 6.
Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ
Цель : преодоление негативных переживаний, актуализация страхов символическое уничтожение страха, поиск стратегий справляться со страхами, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.
1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)
2. Чтение сказки «Светлячки» (Приложение 1)
Обсуждение сказки, ответы на вопросы: чего больше всего боялся Волчонок? Что испытывал Волчонок, когда родители оставили его ночью одного? Опиши словами (подбери синонимы) и покажи (поза, жесты, мимика, как было страшно Волчонку ночью. Чему был рад Волчонок, когда помогал Папе-волку латать крышу? Кто и как помог Волчонку справиться со страхами? Давайте придумаем вместе как еще можно было помочь Волчонку?
3. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)
ЗАНЯТИЕ 7.
КНИГА СТРАХОВ
Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги А4, свеча, игрушка.
1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)
2. Упражнение «Паровозик»
Наше занятие мы начнем с приветствия. Сейчас мы с вами поиграем в "Паровозик". Это не простой паровозик. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровиком? Отлично! После того как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком и 'его помогать новому паровозику повторять его имя. (Цель игры — 'строить детей на работу в группе.)
Отлично!
Наш поезд останавливается на станции "Художественная". Все, прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художницы и художники.
3. «Книга страхов»
Сегодня вы будете рисовать иллюстрации к "Книге страхов". Садитесь за столы и придумывайте свои картинки. (Цель — развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.) Когда все работы будут закончены, предложите детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Когда первый ребенок закончит рассказ, предложите всем, в том числе и автору, придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал или стал менее страшным.
У вас замечательно получилось побороть страхи!
5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)
ЗАНЯТИЕ 8.
ЕЩЕ ОДНА ТАЙНА
Цель : преодоление негативных переживаний, актуализация страхов символическое уничтожение страха, поиск стратегий справляться со страхами, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, свеча, игрушка.
1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)
2. Упражнение “ Неоконченные предложения”
Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.
“Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю. ”
“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”
3. Чтение сказки «Случай в сказочном лесу» (Приложение 1)
Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы, беседа о том, что иногда страшное вовсе не страшное, почему некоторые люди хотят казаться злыми? Какие они на самом деле? Приведите пример из жизни.
4. Игра “ Комплименты”
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребё нок говорит : “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”
Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.
5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)