Получи документы

Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха»

Юля Светличная
Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №314»

Проект

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ СТРАХА

Подготовила: Чеботарева Римма Александровна

Практикующий психолог

Член Санкт Петербургской Организации Транзактных Аналитиков (СОТА) и Европейской Организации Транзактного Анализа (EATA)

Педагог – психолог МБДОУ №314

Актуальность проблемы

Публикация «Психолого-педагогический проект „Тайное общество победителей страха“» размещена в разделах

Страх – одно из четырех базовых человеческих чувств, НЕОБХОДИМЫХ для выживания, это эмоция мобилизующая силы организма перед лицом опасности, это чувство в котором кроется огромная движущая энергия. Но если страх чрезмерен, или подавлен, то он парализует. Противоположность страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором для нормальной жизни и взрослого и ребенка. Сколько бы вокруг не говорили о том, что детство – лучшее время в жизни, самое и счастливое и беззаботное, на самом деле это не так! Ситуация «детства» сама по себе очень травмотична – ты маленький, ты ничего не решаешь в этом мире и в своей жизни, от тебя как будто ничего не зависит. При это от тебя много ждут, ты много ДОЛЖЕН (стараться, хорошо учится, не огорчать, не злить и наконец РАДОВАТЬ своих родителей). В нынешнее врем, когда очень модным стало «ранее развитие» происходит погоня за детскими успехами, родители таким образом удовлетворяют свои нарциссические потребности. Можно представить в каком напряжении живет маленький ребенок, зная что кто – то из друзей уже читает, а ты нет, кто – то красиво рисует, а ты нет, и мама восхищается не твоими успехами. Дети свято верят в то, что если они не будут «достаточно хороши» их бросят, разлюбят, не будут о них заботиться, они станут не нужны. А для ребенка оказаться брошенным равно погибнуть. Безусловно находясь под таким давление тревоги и страха о нормальном, спонтанном развитии речь идти не может. Снижение уровня детской тревожности является улучшение качества жизни ребенка. В виду вышесказанного работа с детской тревожностью напрямую связанна с работой с родителями.

Таким образом целью данной программы является:

- создание условий необходимых для преодоления детских страхов

- повышение психологической компетентности родителей и педагогов

Сопутствующие задачи:

1. Установление положительных взаимоотношений ребенка с психологом.

2. Совершенствования умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

3. Актуализация страхов с целью их коррекции

4. Снятие поведенческих нарушений у детей (торможение, импульсивность, скованность, возникающих в результате воздействия страхов.

5. Формирование позитивного образа Я

6. Поиск новых психологических ресурсов для эффективного развития.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижения количества страхов;

- улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста их родители и педагоги ДОУ.

Содержание программы:

1. Диагностический блок

2. Информационный

3. Развивающе – коррекционная работа с детьми

4. Просветительская работа с родителями и педагогами.

Важно отметить, что третий и четвертый блок реализуются параллельно.

1. Диагностический блок:

Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.

Диагностика:

- Тест «Страхи в домиках»

- Тест «Тревожности» (Р. Темлл, М. Дорки, В. Амен.)

2. Информационный блок

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей

3. Практический блок

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4. Просветительский блок (Приложение 2)

Цель: поддержка семью, повышение психологической компетентности родителей и педагогов ДОУ.

Методы и техники используемые в программе:

Основным коррекционным методом выступает сказкотерапия, чтение сказки происходит в середине занятия, затем следует обсуждение услышанного.

Метод выбран не случайно многочисленные исседования показали, что особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Непременным условием проработки страхов является их актуализация: при чтении сказки на какое-то время страх может усилиться. Этого не стоит бояться, так как у малыша происходит близкая «встреча» со страхами и он испытывает и переживает страх вместе с главным героем сказки. Однако эта встреча происходит уже не один на один, ведь рядом находятся надежные и близкие друзья, и конечно психолог, которые помогут справиться, с пониманием отнесутся к страхам ребенка и не будут торопить с победой над ними.

Вспомогательные методы:

1. Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Структура занятия.

Ритуал приветствия, настрой на работу в группе – 10 минуты

Развивающе - коррекционный этап (чтение и обсуждение сказки, или арт – терапия с последующим обсуждением) - 20 минут

Подведение итогов и ритуал прощания - 10 минут.

Тематическое планирование практического развивающе – коррекционного блока:

№ Занятия Тема занятия время

1 Начало путешествия в страну не страшных страхов 40 мин.

2 У страха глаза велики 40 мин

3 Если очень захотеть 40 мин

4 Тайное правило 40 мин

5 Наши страхи 40 мин

6 Я больше не боюсь! 40 мин

7 Книга страхов 40 мин

8 Еще одна тайна 40 мин

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

ЗАНЯТИЕ 1.

Начало путешествия в страну не страшных страхов.

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, повышение уверенности в себе на примере своих достижений, поиск внутренних ресурсов для дальнейшей работы.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Каждое занятие начинается с ритуального зажжения свечки, мягкая игрушка – свободный микрофон, необходимо объяснить детям правило, что на занятиях мы уважительно относимся друг к другу, никого не перебиваем, и говорит тот, у кого в руках игрушка. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т. д.

2. Упражнение “ Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

3. Чтение сказки «Кенгуренок» (Приложение 1)

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки, психолог говорит о том, что у вас тоже раньше был такой же страх, как у кенгуренка, но вы с ним справились! Несколько лет назад вы так же как кенгуренок боялись отходить от мамы, оставаться в садике, а теперь вы победили этот страх!

4. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .

Дети делятся своими открытиями на занятии, необходимо дать возможность каждому высказаться, затем дети берутся в кругу за руки и по цепочке передают друг другу тепло (любовь, уверенность, радость. на каждом занятии можно «передавать» что – то новое). Цепочка начинается с психолога и психологом заканчивается. Затем каждый загадывает про себя желание и вместе задувают волшебную свечки. Занятие завершено.

ЗАНЯТИЕ 2.

У страха глаза велики!

Цель : раскрытие своего “Я”, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение “ Росточек под солнцем” (смотри занятие №1)

3. Чтение сказки «Подсолнечное семечко»

Обсуждение сказки, ответы на вопросы: чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться? Поиск ресурсов в уже преодоленных детских страхах. Дети приводят свои примеры того, как они чего – то очень боялись, а потом оказалось, что это было вовсе не страшно! (Например, девочка рассказала как она долго боялась сделать манту, а потом оказалось что ожидание прививки было куда страшнее самого укола).

4. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 3.

Если очень захотеть…

Цель: актуализация чувства тревоги и неуверенности в себе с целью поисков решения, формирование позитивного образа Я.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. Чтение сказки «Белочка - припевочка»

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки: почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки? Поиск ресурсов в том, что дети приводят свои примеры того, как у них что – то получилось после того как они поверили в свои силы.

4. Упражнение “ Превращения”

Психолог предлагает детям :

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 4.

ТАЙНОЕ ПРАВИЛО

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка;

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Игра “ На что похоже моё настроение?”

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Чтение сказки «Случай в лесу» (приложение 1)

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки. Почему Зайчонку было плохо и грустно? Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

6. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 5.

НАШИ СТРАХИ

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка, актуализация страхов с целью поиска выхода из него.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, карандаши, фломастеры, альбомные листы, свеча, игрушка

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись. когда были маленькими.

3. Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким. ”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

4. Упражнение “ Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 6.

Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ

Цель : преодоление негативных переживаний, актуализация страхов символическое уничтожение страха, поиск стратегий справляться со страхами, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Чтение сказки «Светлячки» (Приложение 1)

Обсуждение сказки, ответы на вопросы: чего больше всего боялся Волчонок? Что испытывал Волчонок, когда родители оставили его ночью одного? Опиши словами (подбери синонимы) и покажи (поза, жесты, мимика, как было страшно Волчонку ночью. Чему был рад Волчонок, когда помогал Папе-волку латать крышу? Кто и как помог Волчонку справиться со страхами? Давайте придумаем вместе как еще можно было помочь Волчонку?

3. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 7.

КНИГА СТРАХОВ

Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги А4, свеча, игрушка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение «Паровозик»

Наше занятие мы начнем с приветствия. Сейчас мы с вами поиграем в "Паровозик". Это не простой паровозик. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровиком? Отлично! После того как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком и 'его помогать новому паровозику повторять его имя. (Цель игры — 'строить детей на работу в группе.)

Отлично!

Наш поезд останавливается на станции "Художественная". Все, прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художницы и художники.

3. «Книга страхов»

Сегодня вы будете рисовать иллюстрации к "Книге страхов". Садитесь за столы и придумывайте свои картинки. (Цель — развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.) Когда все работы будут закончены, предложите детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Когда первый ребенок закончит рассказ, предложите всем, в том числе и автору, придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал или стал менее страшным.

У вас замечательно получилось побороть страхи!

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

ЗАНЯТИЕ 8.

ЕЩЕ ОДНА ТАЙНА

Цель : преодоление негативных переживаний, актуализация страхов символическое уничтожение страха, поиск стратегий справляться со страхами, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, свеча, игрушка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

“Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю. ”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

3. Чтение сказки «Случай в сказочном лесу» (Приложение 1)

Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы, беседа о том, что иногда страшное вовсе не страшное, почему некоторые люди хотят казаться злыми? Какие они на самом деле? Приведите пример из жизни.

4. Игра “ Комплименты”

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребё нок говорит : “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”

Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

5. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки» .(смотри занятие №1)

Публикации по теме:

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» «Лимон-полезный фрукт. Тайное письмо» Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Лимон – полезный фрукт.

Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота» Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота» Цель занятия:.

Конспект занятия во второй младшей группе по разделу «Ребенок и общество» Тема: Я живу в г. Полоцке.Конспект занятия во второй младшей группе по разделу «Ребенок и общество» Тема: Я живу в г. Полоцке. Программные задачи: формировать представления о понятии город, знать название города, улиц, знаменательных мест, уточнить правила поведения.

Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе Общие сведения: Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе 6-7 лет, №15 «Знайки»,.

Психолого-педагогический портрет (вторая группа раннего возраста) Психолого-педагогический портрет второй группы раннего развития № 1. Возраст детей 2-3 года. Количество воспитанников : 19 человек. Адаптация.

Психолого-педагогический практикум с родителями детей младшего дошкольного возраста «Кто Важнее?» Цель: Содействовать осознанию родителей своей роли в развитии ребёнка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального.

Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в моих ладошках»Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в моих ладошках» Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в наших ладонях» Пояснительная записка Через игры с песком существенно усиливается.

Психолого-педагогический проект «Психологическая гостиная» для сотрудников МБДОУ ЦРР ДС №12 «Орлёнок» г. Лобня Долгосрочный проект реализуется как профилактическая помощь педагогам и сотрудникам в преодолении стрессовых.

Торжественная церемония награждения победителей муниципального конкурса «Лучший по профессии» 2016 гТоржественная церемония награждения победителей муниципального конкурса «Лучший по профессии» 2016 г 21 июня состоялось «мероприятие, посвящённое награждению педагогов, которые участвовали в традиционном конкурсе «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ», то.

Турслёт-2016. Кубок победителей (фотоотчет)Турслёт-2016. Кубок победителей (фотоотчет) Со 2 по 4 сентября 2016 года на территории загородного лагеря "Светлячок" проходил юбилейный XV туристский слет среди педагогических работников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха»
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 17:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха»» (включая файлы) размещена пользователем Юля Светличная (УИ 773818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД