Анна Иванова
Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в моих ладошках»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в наших ладонях»
Пояснительная записка
Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать. Мощно развивается «тактильная» чувствительность. Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка. В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение.
Публикация «Психолого-педагогический проект по песочной терапии „Мир в моих ладошках“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к деятельности. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательной и эмоциональной сфер.
Цель проекта : развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, исследовательской деятельности детей посредством использования технологии «Игры с песком» у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. развивать сенсорно-перцептивную сферу;
2. творческий потенциал ребенка;
3. формировать коммуникативные навыки;
4. тренировать мелкую моторику руки;
5. гармонизировать психоэмоциональное состояние;
6. формировать установку на положительное отношение к себе.
7. Развитие творческих и речевых проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
8. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;
Научная новизна и отличительная особенность:
Новизной и отличительной особенность данного проекта является использование технологии «Игры с песком» не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развития познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка.
Практическая значимость проекта состоит в том, что методические рекомендации по использованию технологии «Игры с песком» в самостоятельной НОД внесут существенный вклад в развитие эмоциональной сферы детей, повысят уровень умственной и социальной активности детей и активизации их психического развития в целом.
Принципы реализации проекта основываются на основных принципах ФГОС.
Смысл использования технологии «Игры с песком» в самостоятельной и НОД заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Вид проекта :
1. По количеству участников: групповой.
2. По доминирующей в проекте деятельности : игровой, исследовательский;
3. По содержанию: психолого-педагогический;
4. По контингенту участников: дети дошкольного возраста (средней группы «Б»).
5. По характеру контактов: в рамках группы.
6. По продолжительности: краткосрочный (сроки реализации проекта- июль 2016 г.).
База исследования МБДОУ «ЦРР-д/с № 20» г. Кинешма, Ивановской обл.
Перспективы дальнейшего развития проекта : дальнейшее применение на практике технологии «Игры с песком» в самостоятельной и НОД существенно поможет в качественном развитии эмоциональной и познавательной сфер детей дошкольного возраста.
Этапы работы над проектом.
1 этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный)- 1-я неделя июля 2016г.
2 этап – рабочий (внедренческий)- 2-3-4 неделя 2016г.
4 этап – обобщающий- конец 4-ой недели 2016-2017г.
Материал: песочница на улице; подносы с песком, рамки – подносы со стеклом, чистый просеянный песок, палочки; различные бусины; стеклянные камушки, шарики, пуговки, кубики и другие формы; фасоль; ракушки; цветочки; листочки; цветы, вырезанные, различные картинки; легкая музыка.
Психолог : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной сказочной страной,которая находится далеко-далеко в песках. В этой стране есть свой властелин и свои законы (правила). Вы хотите побывать в песочной стране, познакомиться с ее правительницей? (Дети). И прежде чем нам отправить в путешествие по волшебной песочной стране я предлагаю вам познакомиться друг с другом и сделаем мы это с помощью ладошек! (игра «Меня зовут, я умею делать вот так» дети стоят в кругу, начиная с ведущего представляется и придумывает и показывает любое движение с помощью ладошек. Все вместе за ним повторяют, и так по кругу).
Молодцы! Вот мы с вами и познакомились, пора в дорогу до песочной страны далеко нам надо пройти через волшебный дождь умыться капельками волшебства, поздороваться с ветерком и погреть ручки на солнышке, пройти через высокую траву и выйти на тропинку, где видна наша песочная страна.
Посмотрите, а здесь нас встречает и приглашает в гости правительница песочной страны - кто же это? Правильно - песочная черепашка. Психолог достаёт из большой песочницы фигурку песочной черепашки и говорит уже от ее имени: «Здравствуйте, ребята! Вы хотите встретиться с волшебством? (ответы детей) С волшебством может встретиться только тот человек, который стремится к новым знаниям, любит играть и фантазировать. Я думаю, что вы и есть такие ребята.
А сейчас вас песочная черепашка приглашает вас пройти за столы, где стоят подносы с волшебным песочком.
Молодцы! Ребята посмотрите, что перед Вами стоит. (Обращаем внимание детей на подносы с песком). Песочная страна находится вот в этих подносах (Перед каждым ребенком стоит поднос с просеянным, обработанным песком.) И в моей песочной стране есть правила, с которыми я вас хочу познакомить.
Правила работы с песком:
1) Правило первое запоминаем
2) Второе правило о том, как работать нам с песком
Нельзя его бросать, кидать
Нельзя сорить и рассыпать
3) А также не надо соседу мешать
И то, что он строит, не нужно ломать
Зато все, что хочешь ты, можешь творить
Можешь выдумывать и конечно чудить.
Итак, перед нами большая песочная пустыня. Пока здесь нет ничего, кроме песка. Давайте положим свою ладошку на песок и сделаем отпечаток. Очень хорошо.
Положите руки на песок. Что вы почувствовали, какой песок на ощупь? (Холодный, мягкий.) Давайте погреем песок, перетираем между ладошками. У кого уже песок стал теплым? Молодцы! Вы хорошо потрудились. А теперь закопаем свои ладошки в песок и познакомим пальчики друг с другом.
В этом нам поможет «Сказка, про пальцы»!
Жили братья не тужили, Гладим песок в разном направлении
Но однажды приуныли… легким движением кисти
Стали думать и гадать Приподнимаем пальчики при этом
Как бы имена всем дать! Не поднимая тыльной части ладони
Я хоть ростом не велик, Показываем большой палец
Но веселый озорник правой и левой руки, оставляем отпечатки
Все стоите вы за мной на песке
Буду зваться я … Большой!
Я указывать люблю Показываем по тексту и оставляем отпечатки
На цветы, и на луну обеими руками
Очень я внимательный
Палец указательный!
Я стою по середине Показываем средний палец и вместе
Буду зваться я отныне с детьми называем его и оставляем отпечатки
Средний палец – удалец, обеими руками
Вот какой я молодец!
Меньше всех я братьев ростом, Показ мизинца с проговариванием имени
Ох, как маленьким не просто, пальца, оставляем отпечатки
Но меня легко узнать,
Пусть мизинцем будут звать!
Брат один, как не гадал Показ, отпечаток безымянным пальцем
Имя, так себе не дал, обеих рук и называем все вместе.
Но его не обижают –
Безымянным называют!
А теперь, давайте поиграем с пальчиками: «Найди и пошевели».
Поднимите сначала указательные пальчики и пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А теперь пошевелите средними пальчиками, безымянными. (Это упражнение проделывается с каждым пальчиком по отдельности двумя руками одновременно. Во время этой игры обращаем внимание на то, чтобы на поверхности песка работали только те пальчики, имена которых называются, а остальная часть руки полностью закопана в песке.)
- Послушайте… Песок с вами здоровается, шуршит, играет только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Упражнение «Змейка» (дети берут специальные ниточки, на конце которых завязаны узелки и оставляют следы на песке как будто змейки проползли между пальчиками ладошки).
Упражнение «Ёжик» ( материал: шарик суд-жок, песок на подносе, линейка со скрепкой).
Ребята посмотрите, кого к нам в гости пригласила песочная черепашка. Это ежики, дети берут в руки шарики суд-жок и разминают ладошки, затем предварительно разгладив песок, ребята оставляют отпечаток своей ладошки, а затем проводят шариком по песочной ладошке, оставляя колючие отпечатки.
Упражнение «Песочный ветер» ( материал: коктейльная трубочка, песок, поднос, линейка со скрепкой).
А теперь нам песочная черепашка предлагает поиграть с ветерком и очистить нашу ладошку. Дети, разгладив песочный лист оставляют отпечаток, затем по предварительном показу, ребята сдувают с каждого пальчика песок, оставляя контур ладошки.
Молодцы ребята! Давайте скажем нашей правительнице песочной страны спасибо за интересные игры и сказку про пальцы! Что вам сегодня больше понравилось в песочной стране? Какие игры вы запомнили? (ответы детей). Ритуал выхода: дети протягивают ладошки над песочным листом и произносят волшебные слова: «Спасибо, милый наш песок, что подрасти чуть-чуть помог!» До свидания, до новых встреч!
Психолог : Здравствуйте, ребята!
Ритуал приветствия (Солнышко из ладошек). Ребята сегодня мы с вами опять отправляемся в путешествие в песочную страну, к нашей правительнице – песочной черепашке. В путь! (через волшебный дождик, ветерок, солнышко обогревая помогает пройти через высокую траву и подходим к большой песочной стране, где нас встречает песочная черепашка.
Здравствуйте, ребята. Рада вас снова видеть! Как ваши дела? (ответы детей). Хорошо! Я хочу у вас узнать, готовы дальше путешествовать со мной? (дети). А не забыли ли вы правила моей страны? (дети рассказывают правила). Молодцы, проходите за столы. Сегодня я расскажу вам сказку, но прежде хочу поиграть с вашими пальчиками и ладошками.
Игровой массаж «Ладошка» Е. Железновой (музыкальная распевка)
Твоя ладошка – это пруд
По ней кораблики плывут…
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок…
Твоя ладошка, как тетрадь
В тетради можно рисовать…
Твоя ладошка, как окно
Его помыть пора давно…
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходит кошка…
Молодцы! Хорошо поиграли!
-А теперь, послушайте сказку.
Утром солнышко проснулось,
Сладко – сладко потянулось.
И, откинув одеяло,
С нами в сказку пошагало.
Психолог предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладет ладошку, оставляя отпечатки по кругу, при этом поворачивая руку и поднос. Получилось солнышко.
- Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот – улыбку.
- У всех получилось солнышко? (да).
- Какое солнышко у нас получилось?
Дети отвечают. (Доброе, лучистое, яркое, красивое, улыбчивое, песочное).
- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.
Дети проводят по лучика пальчиками. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Психолог предлагает взять детям палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, чередуя длинный – короткий.
А сейчас песочная черепашка приглашает вас к себе в песочную страну, проходите к большому светопесочному столу. Там ребята получают задание от песочной черепашки, нарисовать солнце ладошками по очереди и показать какие они дружные.
Молодцы! Ребята, ваши ладошки большие молодцы, сегодня мы с вами сможем сделать настоящие портреты - «Цветные ладошки».
Материал: цветной песок, клей, карандаш для обводки ладошки, бархатная бумага.
Дети берут заготовку – лист бархатной бумаги и обводят ладошку с помощью карандаша, затем аккуратно смазывают, обведенную ладошку клеем и просаливают цветным песком.
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие замечательные цветные ладошки у нас получились! Давайте их сфотографируем для нашей фотовыставки.
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости опять пришла наша песочная черепашка! Давайте поздороваемся с ней и вспомним правила песочной страны! (Дети с психологом вспоминают правила). Сейчас мы достанем наши руки и положим их на поверхность песка. Разровняйте песок, сделайте его гладким (с помощью линейки, чтобы удобно было рисовать. Возьмите в руки палочку и обведите свою правую ладошку на песке.
Скажите игрокам: «Есть такое выражение – знать, как свои пять пальцев! Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Сегодня мы изучим свои ладошки еще более внимательно. Сначала очень внимательно рассмотрите свою правую ладонь. Рассмотрите линии, которые есть на ней. Найдите самую длинную. Проведите по ней указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь - то же самое, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией исследуйте свою руку. Обратите внимание на то, как и где пересекаются линии на ваших ладонях. Пройдитесь пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами. Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины. Да, конечно же, это ямочки, родинки, родимые пятнышки… Рассмотрите их Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А теперь сможете ли вы найти их с закрытыми глазами? Отлично! Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их «имена»? Самый короткий и толстый, какое имя носит? А самый длинный? (и так далее.) Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь вспомнить свои пять пальцев.
Пододвиньте поднос с песком. Обведите палочкой свою правую руку. У вас на листе получится контур вашей ладони.
А теперь, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его из фасоли. (Можно использовать и другой материал, например мелкие пуговички, камушки, морскую соль.)
В игре принимают участие (6-8 чел.) Устройтесь удобно на ковре, включаются треки с релаксационной музыкой. Особенностью этой игры является привлечение внимания детей к себе, к своим индивидуальным качествам. Игра учит принятию себя, своих способностей и возможностей.
Важно, чтобы игра не утомляла детей, а была для них интересна и увлекательна. Пробудить интерес к игре и к самому себе, детям не удастся без вашей помощи.
Посмотрите, похожие получились у нас ладошки? А теперь посмотрите внимательно на свою ладонь, что вы видите? Чем она отличается от ладошки на песке? Конечно, у нас на ладошках есть много разных линий. У некоторых людей линии нарисованы так, что даже напоминают буквы, цифры, а иногда и фигуры. Мы можем многое увидеть если как следует приглядимся и рассмотрим свои ладошки. У меня на ладошке линии нарисованы так, что напоминают букву «Ж». А кто видит на своей ладошке какие-нибудь буквы или цифры.? Очень хорошо! Легонечко обведите палочкой свои линии на руке, запомните, как они проходят, как будто маленькие ручейки, реченьки бегут куда-то. Прислушайтесь к своим ощущениям, когда палочка касается ладошки. А теперь давайте перенесем рисунок с нашей ладошки на песочную. (Дети, глядя на свою ладонь, (а кто запомнил делает это по памяти, копируют рисунок из линий на песок.)
Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом – вашей ладонью! Похоже? Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь! Психолог рассматривает полученные рисунки, подчеркивая при этом не качество выполненной работы, а индивидуальность каждой руки. Что вы узнали о себе и о своей руке интересного и нового, на что раньше не обращали внимание?»
А сейчас мы с вами отправимся на поиски «СТРАНЫ СОКРОВИЩ», карта которая начерчена линиями руки. (Каждый участник должен будет закрыть глаза, а водящий рисует и оставляет отметки на картах – схемах ладошек отметки, те участники которые обнаружат отметку подходят к острову и находят сокровища (на столе стоят камушки, которые дети выбирают для дальнейшей игры). Затем вместе с детьми придумываем историю по кругу, почему «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» имеет форму руки? Какие сокровища можно найти в этой стране?
Ребята, на что похожа песочная ладошка, если сейчас ее дорисовать? ( Варианты могут быть различными: птица, павлин, цветы, солнышко и т. д.)
Ребята я сегодня к вам пришла с загадками. Послушайте…
Игра-загадка «Подскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И, как хороший мальчик,
Послушен каждый … (пальчик)
(Екатерина Васильевна Серова)
А вот и песочная загадка для вас.
Песок линеечкой разгладь
И отпечаток свой оставь…
Ты пальцы преврати в цветы,
А из ладошки – клумбу сотвори!
(Психолог рисует на песке у основания ладошки клумбу, из силуэтов пальцев вырисовывает цветы. Дети выполняют на своих подносах клумбы с цветами)Что же у нас получилось? Да, это цветы, которые растут на клумбе.
Я предлагаю вам оживить их и украсить. (Дети выкладывают силуэтное изображение клумбы с помощью дополнительного материала – стеклянных камушков и кубиков, бусинок, пуговок, фасольки и пр., а каждый пальчик песочной ладошки превращают в цветок, используя ракушки, искусственные камушки, цветочки, листочки, косточки, различные семена, картинки.)
Ребята, у нас получилась чудесная работа. Давайте сделаем фото этих красивых цветов, а затем оформим красивую фотовыставку под названием «Мир в мох ладошках», такмы сможем подарить частичку нашей дружбы и тепла из Песочной страны всем кто пожелает посетить нашу выставку.
Работы фотографируются для фотовыставки «Мир в моих ладошках».
Занятие проводится на улице, прогулочная площадка.
Предварительная работа: подготовка песка в песочнице на улице, проливается кипятком, утрамбовывается. Украшение флажками и шариками.
Материалы: пробки цветные, камушки, ракушки, веточки, палочки для рисования, лопатки, грабельки.
Здравствуйте ребята! Сегодня нас с вами радует наше солнце. Ярко светит и дарит нам тепло. Давайте поздороваемся (психогимнастика «Здравствуй, солнце! По методике М. Монтессори)
Здравствуй, солнце (дети поднимают руки вверх к солнцу)
Это – я! (показывают на себя)
Здравствуй, небо голубое (поднятыми руки вверх, проводят волнообразные
движения)
Здравствуй, матушка Земля, (поклон земле)
Здравствуй, ты… (показывают рукой на своих друзей)
И здравствуй, ты…
Здравствуй, я! (обнимают себя)
Здравствуйте все мои друзья! (берутся за руки и поднимают вверх)
Игра «Рука друга». В игре принимает участие четное количество человек Психолог : «Познай себя и неустанно познавай другого», - гласит народная мудрость. Внимание к другому, понимание его, принятие – вот «золотой ключик», открывающий волшебные двери в миры ближних. На поиски такого ключика мы сегодня и отправимся.
Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях, как хозяина страны, так и путешественника. Разместитесь на лавочках вокруг пасочницы. Звучит приятная, расслабляющая музыка. Распределяем игроков по парам.
Психолог : «Мы уже знаем, как много чудес и сокровищ таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путешествии каждого из нас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке». Психолог свою речь сопровождает действием. Показывает на своей руке одному из детей те линии и их пересечения, бугорки и впадинки, о которых идет речь. Тем самым дает образец позитивного взаимодействия с партнером.
Игра начинается. Психолог внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости он оказывает играющим помощь. Вербализует, комментирует действия детей, или совместно с парой исследует руку одного из партнеров… Когда игра закончится нужно обсудить ее.
Рефлексия: что ты чувствовал, когда вел партнера по своей руке? О чем хотел рассказать, что показать, а что скрыть, спрятаться? Приятны тебе были прикосновения партнера, или нет? Что чувствовал ты, когда путешествовал по руке партнера? Что нового узнал? Приятны ли тебе были прикосновения к его руке? Расскажи об этом!
Ребята, а сейчас мы с вами сможем вместе построить песочную страну, с песочным замком в нашей большой и уютной песочнице и конечно сделать это помогут нам наши помощницы – ладошки! Дети создают своими руками «Волшебный город» сначала активно утрамбовывая песок, затем прорывают туннели, украшают их вход камушками и пробочками, с помощью палочек рисуют окна.
А теперь, давайте сделаем отпечаток своей ладошки внизу нашей постройки и превратим свою ладошку в картинку – парусник. С помощью палочки рисуем лодку. Отпечатки указательного и среднего пальцев превращаем в большой парус, а затем с помощью безымянного и мизинца – парус поменьше. Украшаем различными материала: фасолью, горохом, камушками, морской солью и т. д.
Мы смогли построить вместе красивые туннели, большой замок, смогли нарисовать великолепные парусники, подплывающие к нашему замку и конечно сделали это все вместе - дружно, радостно, весело, помогая друг другу… Вы, большие друзья, молодцы! Храните свою дружбу и поддерживайте друг друга!