Сашина Кристина
Психолого-педагогические предпосылки развития познавательной активности ребенка в период экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого -педагогические особенности экспериментальной деятельности дошкольника заключаются в развитии мышления, памяти, внимания, проявление творческо инициативы, коммуникации. Физиологической основой познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного анализаторов (Павлов И. И).
Публикация «Психолого-педагогические предпосылки развития познавательной активности ребенка в период экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Именно поэтому они любят эксперименты. Это способ познания мира, определения свойств предметов и явлений, алгоритма выполнения действий, исследования пространства вокруг, времени (месяцы, недели, часы).
В процессе экспериментирования у дошкольников мыслительная деятельность. Дети способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями природы. Учатся задавать вопросы и активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют самостоятельность при решении познавательных и практических задач. Педагог, помогает ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал (Н. В. Виноградова).
Не забывая о том, что основу экспериментов составляет наблюдение, то именно этому методу, основанному на чувственном познании природных объектов, отводится важное место в экологическом воспитании дошкольников. Правильная организация развития различных форм восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинетического, обонятельного) ребенка формирует правильные представления о предметах живой и неживой природы. В процессе экспериментами педагог формирует умение дошкольников выделять наиболее значимые признаки животных, растений и явлений природы, находить в них взаимосвязь и зависимости. Наблюдательность, как одно из средств интеллектуального развития личности ребенка придается огромное психолого-педагогическое значение. Проверено на опыте, что спешная учеба в школе во много зависит насколько был пробужден интерес к окружающему миру в дошкольном возрасте.
"Эксперимент или опыт особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условий" (А. И. Васильева). В соответствии с поставленными задачами опыт способствует активному воздействию на предмет или явление, их преобразованию и может проводиться как длительное (кратковременное) сравнительное наблюдение, включающее различные сенсорные и мыслительные процессы.
Специально организованные опытнические наблюдения в отличие от обычных позволяют точнее представить отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Эксперимент побуждает ребенка сравнивать, сопоставлять. Педагог создает познавательную задачу, или ситуацию, проблему и предоставляет возможность ее решения. Сложным для дошкольников является установление причинно-следственных связей. Это требует умственного поиска, развитие мышления, именно эксперимент может дать возможность детям свободно воспринимать внешние и внутренние свойства предметов, явлений и переходит к пониманию существенного. Актуальность нашего времени диктует необходимость использовать новые педагогические технологии в опытнической деятельности дошкольников.