Брагазина Мария
Психолого-педагогические особенности адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач возрастной психологии и дошкольного образования на современном этапе является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребенка, формирование его жизненной компетентности, развития у него ценностного отношения к миру и к себе. Базовый компонент дошкольного образования в настоящее время- приоритет развития дошкольника как личности, воспитание у него основ активной позиции, стремление реализовать свой природный потенциал, определиться со своими предпочтениями и интересами.
Публикация «Психолого-педагогические особенности адаптации» размещена в разделах
Психолого-педагогические особенности ребенка оказывают воздействие на адаптационный процесс. Дети в этот период отличаются интенсивным психическими развитием. Происходят изменения, связанные с разными сферами, начиная с психофизиологической и заканчивая формированием личности ребенка.
В это период дети отличаются активным становлением и формированием памяти, воображения, пространственных представлений, образного мышления. Это позволяет им в большей степени изучать окружающий мир, учиться анализировать себя, свои поступки, взаимодействовать с окружающими.
У детей происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, поэтому дети отличаются эмоциональностью и возбудимостью. Познание окружающего мира через систему ощущений и восприятий. В этот период дети отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Главной особенностью детей в этот период является развитие произвольного внимания, а также формирование воображения, которое имеет непосредственную связь с речью ребенка. Дети учатся беспрепятственно анализировать различные пространственные формы и ситуации. Конечно, результаты, получаемые в процессе деятельности, не всегда имеют положительную окраску, но дети стараются безошибочно расчленять пространственные образы, при этом акцентируя внимание не только на отражении предметов, расположенных в том или ином пространстве, но и на их взаимном расположении относительного друг друга.
В период адаптации происходит полноценное развитие и формирование различных форм образного мышления, поэтому можно отметить интенсивное развитие познавательных процессов у детей, выражающийся в формировании новых умений, навыков, которые, в большей, степени направлены на изучение окружающей среды, анализу ее свойств.
Дети накапливают опыт практических действий, происходит развитие восприятия памяти, воображения, дети становятся более уверенными в своих силах, что также отражается на их уровне самооценки, без которой невозможно достичь конечного положительного результата в рамках адаптации к ДОО. В этот период больше внимание уделяется постановке более сложных целей и задач, которые ребенок должен достичь самостоятельно, опираясь на свои способности.
Еще одной характерной особенностью детей в период адаптации выступает тесная связь психического развития ребенка с его практической деятельностью.
В раннем возрасте ребенок открывает для себя мир предметов и их назначение как достижениям человеческой материальной и духовной культуры – за счет функционирования ведущей деятельности данного возраста – предметно-манипулятивной.
Мощным механизмом научения ребенка раннего возраста является подражание, которое лежит в основе двигательного и умственного развития ребенка раннего возраста и обеспечивает развитие психики ребенка раннего возраста:
- изучение предметов и их функционального назначения;
- усвоения общественных форм и норм поведения;
- выработка навыков самообслуживания;
- формирование полоролевой поведения.
Ранний период – это стадия сенситивности ребенка к развитию речи и других психических процессов, это первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых взаимоотношений с людьми, период бурного развития эмоциональной сферы, которая имеет огромное влияние на личностное развитие ребенка, на овладение им разнообразными видами деятельности.
В раннем возрасте складываются важные предпосылки для формирования личности. До 3 лет ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному "Я", то есть у него возникают начальные формы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, позиция "Я сам". Развитие самосознания тесно связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Также развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. К концу раннего возраста у детей формируется ситуативно-деловое и ситуативно-познавательное общение, меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается в стремлении к автономии и сопоставления своих желаний с желанием и требованиям взрослых.
Общение с взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста. Представление о себе, первая самооценка детей в это время зависит от оценки взрослого. В этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности.
В раннем возрасте продолжается интенсивное физическое развитие ребенка, но темпы его замедляются. Наблюдается ряд физиологических признаков, большинство из которых имеет благоприятный характер для психического развития детей раннего возраста: концентрация возбуждения и торможения - способность к сосредоточению внимания преобладание возбуждения над торможением - импульсивность поведения.
От рождения до завершения раннего возраста в жизни ребенка появляется новая система общения - с ровесниками, для которой характерна последовательная динамика:
- восприятие ребенком другого ребенка как игрушки (6-12 месяц);
- проявление интереса к ровесникам как к равным (1 - 1,5 года);
- параллельное выполнение предметных действий (1, 5 -3 года);
- взаимодействие в рамках сюжетно-ролевой игры (после 3-х лет).
Психологи подчеркивают, что одним из условий возникновения у детей сложных эмоций является взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер их психологического развития.
Эмоциональное развитие детей раннего возраста связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.
Дети постепенно начинают полноценно осознавать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми.
В этот период у ребенка активно сформируется речевое общение, познавательная активность. Именно в это период ребенок должен обладать этическими представлениями, которые служат основной для развития духовно-нравственной сферы, которая в дальнейшем выступает базой для формирования уже вполне зрелых нравственных чувств и убеждений. Нравственные инстанции порождают у ребенка нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единстве вербальных и невербальных средств. Сначала в общении преобладают невербальные средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач, а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речи.
Значительно шире становится сфера стимулов, вызывающих эмоции ребенка, быстрее налаживается игровой эмоциональный контакт. Дети уже могут проявлять сострадание, жалость к другому при условии стимуляции взрослого. Под влиянием отношений с взрослым развиваются социальные эмоции ребенка, проявляется эмпатия к другим людям. Важную роль в развитии эмоций ребенка раннего возраста играют слова-оценки взрослых, они формируют будущую самооценку ребенка.
Общаясь с взрослым или играя с ровесниками, ребенок раннего возраста локализует свои телесные и психические состояния в самом себе, отделяя «Я» от «не Я». Постепенно складывается его представление о себе, возникают зачатки самосознания: ребенок уже хорошо узнает себя в зеркале, на фото. Вместо высказываний о себе в третьем лице и как бы со стороны, она все чаще употребляет местоимение «Я».
Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста определяется активизацией общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение с взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности.
Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса - воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние,но может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.
Устойчивый интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника. Общаясь с ровесниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства.
Среди ряда причин, вызывающих трудности в адаптационном периоде, исследователи отмечают некоторые особенности детей раннего возраста. Резкая смена образа жизни одновременно с медленной работоспособностью нервной системы детей раннего возраста невосприимчивой к нервному напряжению, которое вызывает состояние психического стресса не способствует адаптации. Маленький ребенок болезненно переживает разрыв прочных связей с близкими взрослыми.
Совместно с эмоциональными расстройствами в период адаптации наблюдается снижение языковой и игровой активности детей, что обусловлено определенными причинами. Раннему возрасту присущи процессы овладения речью, стремлением к активным действиям с игрушками и предметами, что требует от каждого ребенка нервного напряжения. Обычно в типовых условиях у малышей возникают радостные переживания. В то же время негативные изменения в эмоциональном состоянии выступают препятствиями для естественного проявления речевой и игровой активности детей: тормозится функция речи, ослабевает интерес к игровому материалу и действиям с ним. Кроме этого, у большинства детей в период адаптации наблюдается нарушение сна, снижение аппетита, что приводит к потере веса. Обычно, указанные расстройства негативно сказываются и на состоянии иммунной системы.
Таким образом, в период адаптации к ДОО имеют свои психолого-педагогические особенности, которые выступают основой дальнейшего развития и формирования новых знаний и представлений. В это период дети отличаются активным становлением и формированием памяти, воображения, пространственных представлений, образного мышления. Это позволяет им в большей степени изучать окружающий мир, учиться анализировать себя, свои поступки, взаимодействовать с окружающими. Дети в этот период склонны к формированию и достижению целей, что отражается на становлении их как личности со своими особенностями, знаниями, навыками и умениями. Это влияет на дальнейшее становление внутренней позиции ребенка, его мотивационной сферы, которая необходима и выступает фактором активизации ребенка к достижению новых целей и задач. Характеризуя психолого-педагогические особенности адаптации детей к ДОО, мы пришли к выводу, что в раннем детстве отмечается бурное развитие всех психических сфер ребенка : общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой сферы.