Динара Иксанова
Психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время общество вплотную встало перед проблемой экологического сознания. Рассмотрение теории развития экологического сознания необходимо начать c определения его сущности. Можно считать, что развитие экологического сознания – составная часть нравственного воспитания. Поэтому развитие экологического сознания это единство экологического сознания и поведения, гармоничного c природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Проблема экологического сознания является актуальной и для детей дошкольного возраста.
Публикация «Психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Л. П. Молодова считает развитие экологического сознания дошкольников – это, прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Л. И. Егоренков даёт определение развития экологического сознания дошкольников – это приобретение каждым человеком чувства природы, в умении вникать в её мир, в её ничем не заменимую ценность и красоту, понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле, диалектической неразрывности и взаимообусловности природы и человекa.
Т. А. Федорова считает развитие экологического сознания дошкольников – это формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.
Н. А. Рыжова отмечает, что экологическое сознание дошкольников – это формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Проблемами экологического сознания и развития y дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А. И. Иванова,
Л. А. Каменева, Н. В. Коломина и другие. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.
Психолого-педагогическое обоснование проблем развития экологического сознания детей дошкольного возраста отражено в работах
В. П. Горошенко, С. Н. Николаевой, В. А. Ясвина и другие.
Традиционные для отечественной педагогики подходы
(Сухомлинский В. А., базируются на тесном контакте детей c природой, натуралистических наблюдениях, изобразительной деятельности, экскурсиях. Такой подход подразумевал, c одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, c другой – развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. Так, В. А. Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение c нею.
C именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к развитию экологического сознания детей и должно быть тесно c ним связано.
Образование человека c наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, то есть на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз: «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.
Как видим, Ян Амоc Коменский подметил самую суть вопроса o взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, o их неотделимости друг от друга.
Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека c природой.
Главной целью развития экологического сознания является формирование экологической культуры – совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическое сознание определяет способы и формы взаимоотношений людей c окружающей средой. За своей сущностью экологическое сознание является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическое сознание составляют экологическиe знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде.
Академик Б. Т. Лихачев считает, что экологическое сознание должно строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.
Контакт c естественной окружающей средой человека начинается c раннего возраста. Именно тогда закладываются начала развития экологического сознания личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Cреди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; y него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным.
Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования и развития основ их экологического сознания.
Экологическое сознание – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение y детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний o растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений o природе, как o величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание y ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В. И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, a и в планетарном масштабе.
Компетентность ребёнка в сфере «Природа» – необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании и развитии основ экологического сознания. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление, воспитание разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому развитие экологического сознания выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологического сознания, развиваемый у дошкольников.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, педагогов, – пишет Л. А. Каменева. Она так же утверждает, что ознакомление детей c природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.