Саркисян Мила
Психолого-педагогические основы организации работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в
человеческую культуру»
Публикация «Психолого-педагогические основы организации работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Говоря о социальном мире, мы имеем в виду реальное состояние социального развития, проявляющееся в развитии общества в историческом прогрессе, включая все достижения его в общественной жизни. В социологии понятие социальный мир представляет собой совокупность всех возможных предметов социологического познания, конструируемый социологией ансамбль всех условий во всех рядах причин социальных событий. Социальная действительность — реальность, основой которой являются люди как социальные существа, их жизнь, деятельность, взаимоотношения. С. А. Козлова дает такое определение «Социальная действительность - конкретные события и факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий, временный период функционирования человеческого общества». Социальное пространство рассматривается как вся материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду с общением, человеческими деятельностями и системой прав и обязанностей"
Реальность социального пространства развивается в процессе исторического движения человечества и отражается, прежде всего, в языке, языковом знаке. Социальное пространство личности — условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей.
Усваивая нормы поведения, культурные ценности, индивид становится личностью и одновременно частью общества. В данном контексте понятие "общество" определяется нами как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В отечественной педагогике и психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания Социальное развитие детей дошкольного возраста - это процесс, в ходе которого ребенок приобщается к ценностям, традициям, нормам, культуре общества, в котором ему предстоит жить.
Анализ теоретических источников показал, что ряд ученых рассматривают термин «социализация» как синоним термину «социальное развитие». В частности, «социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для включения его в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; знаний, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Термин "социализация" в целом определяется как процесс присвоения человеком социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. Психолог А. В. Петровский определяет социализацию как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивида социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
В отечественной психологии проблемы социализации разрабатывалась в рамках концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций (готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому различные личности могут выносить из объективно социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение лежит в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессов - социализации и индивидуализации.
Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным институтам относятся дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, профтехучилища, техникумы, вузы, детские и молодежные организации и объединения. Важным институтом социализации является семья. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета».
Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как более "хорошо" или "менее плохо".
Ребенок дошкольного возраста не является только объектом социализации, но и активным субъектом этого процесса, сущность которого состоит в соединении приспособления, обособления и интеграции как важных, взаимосвязанных составляющих.
Знания о социальном мире, представления о нем закладываются с детства и развиваются по мере приобретения ребенком социального опыта. Приобщение ребенка к социальному миру происходит в основном на уровне образа жизни окружающих ребенка людей, родителей родственников, педагогов. Для ребенка важным является не то, что взрослые говорят, а что они делают, как общаются друг с другом, как ведут себя в конфликтах.
Процесс социального развития - это сложное явление, в ходе которого осуществляется усвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общества и постоянное открытие, и утверждение себя как социального субъекта.
Социальное развитие детей было и остается одним из актуальных и одновременно сложнейших аспектов воспитательно-образовательного процесса. По определению Е. Л. Кононко социальное развитие ребенка является процессом его постепенного вхождения в новую социальную среду, во время которого ребенку приходится пройти несколько этапов своего становления как социального существа.
На первом этапе ребенок осваивает разнообразные социальные роли (семейные, половые, гражданские); усваивает социальные нормы и культурные ценности; овладевает соответствующими формами и способами деятельности. Ребенок старается быть, как все. Это этап адаптации ребенка к социуму.
Второй этап порождается обострением противоречий между достигнутым дошкольником результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью проявить свою индивидуальность, выделиться среди других, проявить собственное «Я» и сохранить собственную уникальность, не раствориться в социальной группе.
На третьем этапе происходит интеграция ребенка в группе сверстников; личность, которая развивается, стремится проявить индивидуальные качества, которые отвечают групповым интересам и одновременно свидетельствуют о личном вкладе ее как члена коллектива в общее дело; отсюда трансформация «Я» в «Мы».
В ходе социализации ребенок испытывает множество явных и неявных направляющих воздействий со стороны взрослых. Это система запретов и поощрений, выражающихся не только через язык, но и существующих как данность и определённых в самой организации специфически детского пространства (детской комнаты, детской площадки) как участка выраженного и ограниченного от запретных пространственных измерений.
Процесс социального развития личности сложный он включает в себя: усвоение социальных норм и ценностей ребенком, вхождение его в данную культуру и последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека.
В научной литературе используют в отношении первого этапа термин "адаптация", то есть приспособление к соответствующим условиям. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли.
Существенным в процессе реализации в поведении социальной роли является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином "ожидания", сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности.
Как было отмечено в определении Петровского А. В., процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение и где происходит социальное развитие. В дошкольном возрасте проявляются дружеские взаимоотношения и конфликтные, выявляются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников, как к взрослым, так и к сверстникам и в целом характер взаимоотношений. Такие преобразования во многом зависят от успешности реализации задач социального развития детей в ДОО.
Каждый индивид социализируется по-своему, у разных людей накапливается различный социальный опыт. Ученые определили ряд факторов, которые существенно влияют на социальное развитие личности. Все факторы можно условно разделить на три большие группы: микро-, мезо - макрофакторы. Дошкольный возраст - это возраст формирования способности выражать свои чувства, потребности, переживания. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательному воздействию, агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта, снижает чувствительность и порой само разрушает личность. И одновременно - это воспитание терпимого отношения к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Научить этому можно, если ребенок умеет донести до окружающих смысл своих переживаний с помощью слов, мимики, позы. Исследования свидетельствуют, чем лучше развита эмоциональная речь ребенка первых 4-5 лет, тем в большей степени обогащается его эмоциональный мир, тем более точно он учится распознавать чувства других людей, анализировать свои переживания с помощью слов.
Социальное развитие ребенка невозможно без формирования системы знаний детей, которая направлена на раскрытие социальных задатков в процессе познания мира. Организуя работу в данном направлении, педагог ориентирован на сообщение, информацию, формирование представлений о социальных явлениях и на формирование у детей способа жизни среди людей, в первую очередь, с взрослыми и детьми, которые ребенка окружают.
Важнейшим условием социального развития детей является личностно- ориентированное педагогическое общение, т. е. воздействие воспитателя на детей с помощью коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических) направлено не только на эффективность обучения, но и на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического климата в группе. Речевое поведение усваивается и формируется у детей не на уровне знания, а на уровне образа жизни и очень рано. Репрессивное поведение воспитателей, родителей: безапелляционный, дидактичный тон, издевательские обращения, бестактные замечания, грубые одергивания, запугивания, угрозы - все это усваивается ребенком в качестве эталона речевого поведения.
Углубление и расширение социального опыта, социальное развитие детей возможно на основе реальных взаимоотношений, постепенно моделирующих все виды социальных контактов, отношений. Сюда входит обучение на базе конкретных жизненных ситуаций, единство свободной игры и обучения детей, разновозрастная организация режима детей, тесная связь с жизнью окружающих людей, т. е. активные формы накопления социального опыта. Результативность работы по социальному развитию детей проявляется в поведении детей. Если ребенок физически здоров, достаточно самостоятелен, т. е. собственными усилиями умеет организовать себя, воспринимает окружающий мир оптимистично, если умеет выйти из сложной ситуации, мобилизуется на преодоление трудностей, умеет сориентироваться в новых условиях, если в нем развито чувство собственного достоинства и ценности для других - значит, ребенок растет в условиях психологического комфорта, поэтому он легко найдет свое место в любом коллективе сверстников, в окружающем мире.