Акматова Айнура Асанкуловна
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Вежливые слова и поступки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «ПР», «СКР», «РР», «ФР»
«Речевое развитие» :
- Учить эмоционально и активно участвовать в диалогах;
- Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений;
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Вежливые слова и поступки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- Научить детей хорошим манерам; использовать в своей речи вежливые слова.
«Социально-коммуникативное развитие» :
- Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей;
- Воспитывать нравственные качества: вежливость, уважение к старшим, доброжелательность.
«Познавательное развитие» :
- Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц и поговорок о вежливости
«Физическое развитие» :
- Способствовать развитию двигательной активности детей : координации движений, согласованности действий, ловкости
Предварительная работа: создание специальных ситуаций требующих вежливого обращения. Рассказы воспитателя из своего детства «Как я маленький учился вежливости». Наблюдение за взаимоотношениями детей в играх, быту, чтение произведений с эстетической основой.
Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, ситуативный разговор, игры с правилами, обсуждение.
Ход деятельности:
Воспитатель: проводит психогимнастику:
Солнце на небе проснулось,
Нам всем улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Ну-ка, дети соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Дети встают в круг:
Скажем «Здравствуйте» руками
Скажем «Здравствуйте» глазами
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Дети садятся на стульчики. Звучит тихая музыка, воспитатель начинает читать сказку «Про медвежонка-невежу» ( автор: Константин Реннер)
В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.
Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.
Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».
Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.
- Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! – стал требовать медвежонок.
- А ты разве не читал, что в объявление написано? – спросила тётушка Росомаха. – Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?
Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тё тушки Росомахи:
- А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?
- Нужно ходить в школу, — отвечает она, — там тебя всему научат.
На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.
Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.
- Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку!-
сказал Гоша.
Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.
Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тё тушке:
- Спасибо.
- Какой вежливый медвежонок! – произнесла в ответ тётушка Росомаха.
О ВЕЖЛИВОСТИ
Стасик проснулся очень рано, вышел на крыльцо, протянул руки к солнцу и произнес:
«Здравствуй, солнышко! Тебя сегодня так много. Ты такое ласковое, нежное. Я тебя очень, очень люблю».
Вдруг солнце протянуло к Стасу яркий луч, который неожиданно превратился в радужную волшебную палочку - Лучик.
Стасик испугался и чуть не выронил его.
Лучик весело и радужно сверкал, вдруг на нём появились слова : «Загадай желание».
Мальчик вначале растерялся, а затем выпалил на одном дыхании:
«Я хочу компьютер, самой последней модели, и чтоб он был крутой, супернавороченный».
Стасик быстро вошел в свою комнату, смотрит, а на столе компьютера нет.
-Лучик, почему ты не выполнил моё желание, я давно мечтаю о компьютере, но у родителей нет возможности купить его?
-Стасик, я бы выполнил просьбу, но ты не сказал волшебное слово «пожалуйста», а без него я никакое желание не могу выполнить.
-Извини меня, Лучик. Пожалуйста, пожалуйста, сделай так, чтобы у меня появился новый, классный компьютер.
И вдруг Стас увидел на столе компьютер,однако, не успел обрадоваться, как тот исчез.
Огорчился мальчик, опечалился. На глаза навернулись слёзы.
-Лучик, почему куда-то пропал компьютер? Я же извинился и сказал самое волшебное слово «пожалуйста».
- Стасик, ты забыл поблагодарить меня и солнышко за этот волшебный подарок.
-Лучик, пожалуйста, верни компьютер, я виноват, извини, больше никогда не буду таким невежей.
И тут на столе появился исчезнувший подарок. Перед Стасиком стояла сбывшаяся мечта.
От радости мальчик запрыгал и звонко закричал:
«Лучик, спасибо большое тебе и солнышку. Никогда не забуду вашу доброту».
На это Лучик ответил:
"Мы рады были сделать подарок за то, что ты так сильно любишь солнце. Каждое утро с ним здороваешься, разговариваешь, играешь с солнечными зайчиками, загораешь. Будь всегда воспитанным, вежливым мальчиком и тебя жизнь будет часто одаривать, отвечать доброй взаимностью. "
Прошло много лет, Станислав стал папой, затем дедушкой.
Он всегда был вежливым, этому учил своих детей, внуков и правнуков.
Золотые слова : здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, до свидания были всегда у него в копилке вежливых слов.
А вы,ребята, вежливые?.
Пусть история со Стасиком послужит вам хорошим уроком в жизни.
Воспитатель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Кто из главных героев понравился больше? Почему?
- Какое волшебство произошло в лесу?
- Как часто вы говорите волшебные слова?
А сейчас давайте поиграем в игру "Кто больше знает вежливых слов?"
Для этого надо встать в круг. Водящий воспитатель, находится в центре этого круга, кидает мяч, обращаясь к любому из участников игры и задаёт ему вопросы. Игрок который не нашел или не знает нужного слова, выбывает из игры. Победителем оказывается тот, кто ответил на все вопросы водящего, не запинаясь.
Воспитатель:
- Какие слова нужно говорить когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день)
-Какие слова нужно говорить когда обращаешься к кому-либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста)
-Какие слова мы произносим когда извиняемся? (извините, простите.)
-Какие слова мы произносим прощаясь? (прощайте, всего хорошего, до свидания и т. д.)
Дидактическая игра «Передай вежливое слово»
(Дети встают в круг, передают друг другу мяч, и называют по очереди, вежливые слова).
Пример: Здравствуй, до свиданья, извините, спасибо, пожалуйста, будьте здоровы, доброго пути, благодарю, добро пожаловать, прошу прощенья, с добрым утром, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, поздравляем, будьте так добры, приятно познакомится, угощайтесь, приятного аппетита…
Воспитатель:
- Молодцы, вы знаете много вежливых слов.
- А как вы думаете, звери могут быть вежливыми? (ответы детей)
- Хотите услышать стихотворение о том, какие вежливые слова знают звери?
Воспитатель: Молодцы ребята! Присаживайтесь на стульчики. А теперь попробуйте разгадать волшебные загадки, которые знают звери.
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
До чего ж оно красиво
Слово доброе… (Спасибо)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» (Браво)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)
Говорит Лиса Матрё на: «Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся, А скажи: «…» (Пожалуйста)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…» (после вас)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти Скажут: «…» (Доброго пути)
Когда нас бранят за шалости, Говорим… сп (Простите, пожалуйста)
Друг другу на прощание
Мы скажем… (До свидания)
Воспитатель: Ребята, в разных странах по-разному здороваются. Некоторые обычаи могут показаться вам очень странными. Давайте встанем парами, друг к другу лицом. Я буду рассказывать, и показывать, а вы повторяйте.
-В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
-Во Франции обмениваются рукопожатиями.
-Жители острова Самоа при приветствии обнюхивают друг друга.
-Латиноамериканцы обнимаются.
-Саамы, жители Крайнего Севера, трутся носами.
--Здороваясь, еврей скажет: «Мир вам, перс!»
-В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди.
-Туркмены засовывают руки в длинные рукава, а - китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
- Таджики складывают обе руки чуть ниже груди и немного подходят к приветствуемому человеку: «Ас-саляму алейкум» и протягивают обе руки.
-Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием.
Воспитатель: присаживайтесь на стульчики. Ребята, сегодня мы многое узнали про вежливые слова. Давайте вспомним, какие бывают вежливые слова.
Дети: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания.
4. Рефлексия
Воспитатель:
- Хорошо или плохо быть вежливым? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
Спасибо за внимание!