Акматова Айнура Асанкуловна
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Добрые дела» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать у детей духовно-нравственные качества: доброту, вежливость, уважение.
Задачи:
- Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, упражнять в подборе слов-антонимов.
- Закрепить знания детей о значении слов: добро, доброта, вежливость. Понимать, что вежливые слова помогают людям в общении.
- Развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи.
- Упражнять в грамотном построении ответов на заданные вопросы
Публикация «Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию „Добрые дела“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- Развивать способность к сопереживанию.
- Вызвать желание участвовать в совместных играх.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство доброты, уважительное отношение к окружающим.
Материалы и оборудование: аудиозапись песни В. Я. Шаинского «Облака», Б. И. Савельева «Если добрый ты» (песня кота Леопольда, Ю. М. Чичкова «Волшебный цветок»; облака из картона; цветок из бумаги с разноцветными лепестками, на самых ярких и красивых изображены цифры от 1 до 5; отрез голубой ткани для речки; дощечки для мостика; макет замка; сердечки (сюрпризы для детей); игрушечные очки, мяч, иллюстрации для решения проблемных ситуаций.
Приоритетная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Ход ОД:
Организационная часть:
Воспитатель приглашает детей в круг.
Воспитатель: Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся во Дворец Доброты. Хотите?
Ответы детей: да, хотим!
Воспитатель: Хорошо! А скажите, вы сегодня здоровались друг с другом?
Ответы детей: Да, здоровались.
Воспитатель: Как можно поприветствовать друг друга?
Ответы детей: Здравствуй, Привет, Доброе утро, Добрый день!
Воспитатель: Всё верно, ребята.
Я люблю, когда при встрече
мы знакомым и родным:
«С добрым утром!»,
«Добрый вечер!»
«Доброй ночи!» - говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдем -
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседу:
«Чай да сахар!»
«Хлеб да соль!»
Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
Хорошо и путь-дорогу
По обычаю начать:
У родимого порога
Посидеть и помолчать.
Не спешу с моралью строгой,
Коль в дорогу кто-нибудь
По привычке скажет:
«С богом!»
«С богом!» -
тоже ’В добрый путь!’
От души желаю счастья
Всем товарищам своим,
Молодым - в любви согласья,
Долголетья - пожилым.
Рыболовам, звероловам -
Теплой ночи у костра,
И - богатого улова,
И - ни пуха ни пера.
Пусть людей во всех заботах
Ждут удачи и успех,
Чтоб работалось с охотой
И гулялось без помех.
Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
«В счастливый час!»
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
А. Яшин.
Воспитатель: А еще можно приветствовать друг друга без слов. Давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга.
- Кивнём головой
- Прикоснемся щечкой.
- Как вам больше понравилось здороваться?
Ответы детей:…
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Там на опушке Радости, у Приветливой Речки, рядом с Улыбчивой поляной в Заботливой чаще стоит Дворец Доброты. А вот на чём мы туда отправимся попробуйте догадаться? (Звучит минусовка песни В. Я. Шаинского «Облака»).
Воспитатель предлагает детям присесть на облака, расположенные на ковре.
Дети садятся на «облака» (вырезанные шаблоны из бумаги).
Воспитатель: Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками. А теперь откроем глазки.
Основная часть:
Воспитатель: Ах, какой красивый волшебный цветок вырос на нашем пути (звучит отрывок из песни о волшебном цветке).
Воспитатель: Если вы по порядку выполните все задания, то мы попадем во Дворец Доброты, в котором нас ждет приятный сюрприз.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на самых красивых лепестках цветка расположены цифры. Давайте по порядку отрывать лепестки, с какого начнем?
Ответы детей: с первого.
Дети находят лепесток с цифрой 1.
Воспитатель: На вашем пути встречается Приветливая речка (выложенный отрез голубой ткани виде речки). На первом лепестке задание: «Переправиться через речку вам поможет мостик Вежливости. Пройдёт по мостику только тот, кто ответит на вопросы. За каждый правильный ответ, вы можете брать по одной дощечке».
Вопросы к детям:
- Какие слова говорят при встрече?
- Как можно «по-доброму» попрощаться с другом?
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Что нужно сделать, чтобы человек улыбнулся?
- Что мы говорим, когда нечаянно друг друга обидим?
- Плачет девочка, как её успокоить?
- Что ты скажешь, если тебе помогли?
- Вы с другом нечаянно столкнулись. Тебе больно. Что ты скажешь?
- Как ты попросишь у друга игрушку?
- Кто должен уступать место в транспорте?
- У тебя одно яблоко, а друг просит угостить его, что ты сделаешь?
Дети отвечают на вопросы и строят мостик. Проходят и садятся на стульчики, которые стоят полукругом.
Воспитатель: отрываем следующий лепесток 2, на нем нарисован мячик.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какой красивый мячик, но почему-то он грустный. Почему? (С ним никто не играет.) А вы хотите поиграть с мячиком?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Я буду бросать мяч, и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот.
Разорвать – склеить.
Толкнуть – обнять.
Ударить – приласкать.
Намусорить – убрать.
Поломать – починить.
Грустить – радоваться.
Плакать – улыбаться.
Нагрубить – извинится.
Ссорится – мирится.
Промолчать при встрече – поздороваться.
Бросить в птиц камнем – покормить птиц.
Воспитатель: Молодцы! Вот и мяч развеселили.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.
Физкультминутка
По тропинкам доброты вместе мы шагаем,
И про добрые дела никогда не забываем.
Всем всегда поможем дружно, потому что это нужно.
Добрым быть веселей, улыбнись нам поскорей.
Мы в ладошки хлопаем раз, два, три.
На наши добрые дела посмотри.
Воспитатель: Ребята, отрывает следующий лепесток. Под какой цифрой?
Ответы детей: цифрой 3.
Воспитатель: на этом лепестке волшебного цветка вам предлагается игра «Объясни ситуацию». У меня на столе лежат картинки, которые перевернуты вниз. Вы еще не знаете, что на них изображено. Каждый из вас возьмет картинку, рассмотрит ее и объяснит, какой поступок на ней изображен – добрый или плохой.
Дети по очереди раскладывают картинки и объясняют.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием. Подойдите ко мне и встанем в круг. На лепестке с цифрой 4 заготовлено задание. И мы сейчас его постараемся выполнить.
Задание называется «Волшебные очки». В этом футляре хранятся очки. Тот, кто их одевает, видит в окружающих только хорошее. Вы, конечно, тоже хотите их примерить. Итак, по очереди. Вначале очки одену я. Ой я увидела, какой сегодня Тимур молодец. Он дал играть своей машинкой Саше. А что увидите вы?
Дети по очереди надевают очки и высказываются о положительных качествах сверстников.
Воспитатель: На нашем волшебном цветке остался лепесток с цифрой. …
Ответы детей: с цифрой 5.
Воспитатель: На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.
- Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
- Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)
- Если друг попал в беду (Помоги ему)
- Решай споры словами, а (не кулаками)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (Здравствуйте)
- В разных странах на прощанье говорят (До свидания)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (Спасибо)
Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова, будем чаще их говорить друг другу.
Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания и пришли ко Дворцу Доброты.
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы думаете, какие люди живут во Дворце Доброты? Каким лучше быть добрым или злым?
Ответы детей: добрые, улыбчивые, вежливые, всегда помогают друг другу и так далее.
Дети читают стихи втроем по частям.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть,
И в беде друг друга не забыть!
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети!
Воспитатель: А вот и обещанный сюрприз за правильно выполненные задания (шкатулка с картонными сердечками, в средине которых – конфетка).
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? А что запомнилось больше всего?
Воспитатель: Поэтому, дети, будьте добры со всеми. Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).
Воспитатель: Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»
Спасибо за внимание!