Лилия Лукьянова
Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ
Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно.
Публикация «Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
Развитие и совершенствование психологической основы развития системы дошкольного образования основывается на трех моментах:
1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.
Мы учим ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию. При создании программы, направленной на формирование того или иного навыка или умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о ребенке и с учетом психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде. Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного возраста.
2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
Ребенок учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша (игровой, трудовой деятельности, театрализованной, музыкальной и др.). В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.
3. Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.
Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования.
Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста
Основными направлениями работы в рамках
психологизации образовательного процесса являются:
• Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
• Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
• Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
• Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.
На относительно невысокий уровень психологической подготовки современного педагога указывают некоторые имеющиеся данные.
Низкий уровень:
- общей психологической культуры общения;
- умения организовать деятельность детей;
- знаний о типологии детских проблем и детства в целом;
- умения работать с различными категориями детей;
- знаний психологии и физиологии детей;
- умения работать с другими участниками образовательного процесса.
Реализация содержания ФГОС дошкольного образования может быть обеспечена не только использованием традиционных технологий, форм, методов и средств обучения, но и современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Основными формами работы педагога-психолога с педагогами ДОУ могут являться:
• Деловая игра
• Тренинг
• Педагогический мост
• Педагогический КВН
• Мозговой штурм
• Решение педагогических задач
• Круглый стол
• Дискуссия
• Педагогический ринг
• Педагогический диалог
• Семинар / семинар-практикум
• Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион
• Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская
• Коучинг-сессия и др.
Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов. В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно с целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
1. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
2. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.
3. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
4. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
5. Творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
6. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
7. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
8. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Цель психологического сопровождения родителей – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей. Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога-психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций.
Основными формами работы педагога-психолога с родителями могут являться
• Родительский клуб
• Родительский университет
• Родительская конференция
• Родительские собрания
• Родительские вечера
• Родительский тренинг
• Дискуссии
• «Душевный разговор»
• Мастер-класс
• Ток-шоу «Есть мнение»
• Круглый стол
• «Ящик предложений»
• Интервью / анкетирование
• Информационные стенды
• Тематические консультации (групповые/индивидуальные) и др.
Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования; реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека при условии, что структура принципа включает требования и правила отбора и конструирования содержания образования с целью активизации свойств и качеств индивидуальности и личности человека.
Психологизация образовательного процесса – это возможность использования психологических методов и приемов в образовательном процессе.