МААМ-картинки

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ

Лилия Лукьянова
Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно.

Публикация «Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

Развитие и совершенствование психологической основы развития системы дошкольного образования основывается на трех моментах:

1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.

Мы учим ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию. При создании программы, направленной на формирование того или иного навыка или умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о ребенке и с учетом психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде. Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного возраста.

2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.

Ребенок учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша (игровой, трудовой деятельности, театрализованной, музыкальной и др.). В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.

3. Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.

Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования.

Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста

Основными направлениями работы в рамках

психологизации образовательного процесса являются:

Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.

На относительно невысокий уровень психологической подготовки современного педагога указывают некоторые имеющиеся данные.

Низкий уровень:

- общей психологической культуры общения;

- умения организовать деятельность детей;

- знаний о типологии детских проблем и детства в целом;

- умения работать с различными категориями детей;

- знаний психологии и физиологии детей;

- умения работать с другими участниками образовательного процесса.

Реализация содержания ФГОС дошкольного образования может быть обеспечена не только использованием традиционных технологий, форм, методов и средств обучения, но и современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Основными формами работы педагога-психолога с педагогами ДОУ могут являться:

• Деловая игра

• Тренинг

• Педагогический мост

• Педагогический КВН

• Мозговой штурм

• Решение педагогических задач

• Круглый стол

• Дискуссия

• Педагогический ринг

• Педагогический диалог

• Семинар / семинар-практикум

• Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион

• Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская

• Коучинг-сессия и др.

Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов. В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно с целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

1. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

2. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.

3. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

4. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

5. Творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.

6. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

7. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.

8. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Цель психологического сопровождения родителей – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей. Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога-психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций.

Основными формами работы педагога-психолога с родителями могут являться

• Родительский клуб

• Родительский университет

• Родительская конференция

• Родительские собрания

• Родительские вечера

• Родительский тренинг

• Дискуссии

«Душевный разговор»

• Мастер-класс

• Ток-шоу «Есть мнение»

• Круглый стол

«Ящик предложений»

• Интервью / анкетирование

• Информационные стенды

• Тематические консультации (групповые/индивидуальные) и др.

Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования; реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека при условии, что структура принципа включает требования и правила отбора и конструирования содержания образования с целью активизации свойств и качеств индивидуальности и личности человека.

Психологизация образовательного процесса – это возможность использования психологических методов и приемов в образовательном процессе.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше.

«Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ» Актуальность Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления.

Методическое сопровождение ФГОС ДО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Слайд 2. Федеральный.

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (чаcть 1) Часть 2 Одна из основных задач, стоящих перед логопедом, работающим с дошкольниками с общим недоразвитием речи – овладение детьми самостоятельной,.

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2) Часть 1 Повысить мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой.

Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи). Выполнила: педагог-психолог МБДОУ.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Психологическое сопровождение родителей в ДОУ В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Мой интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ
Опубликовано: 3 марта 2016 в 16:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Лукьянова (УИ 410255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД