Екатерина Шильникова
Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
Публикация «Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до,» размещена в разделах
Объект психологического сопровождения - воспитательно-образовательный процесс. Субъект психологического сопровождения - психическое развитие ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Предмет - социально-психологические условия дошкольного образовательного учреждения.
ФГОС включает три группы требований к дошкольному образованию :
1. Требования к структуре образовательной программе дошкольного образования, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений.
2. Требования к условиям, в которых должны реализовываться программы ДО: финансовым, кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим и развивающей предметно-пространственной среде.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Психолого-педагогические условия
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Психолого-педагогические условия
Получение без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
- создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению:
- дошкольного образования
- социального развития
в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
А так же к психолого-педагогическим условия может проводиться оценка индивидуального развития детей. Педагогическая диагностика (оценки индивидуального развития детей связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Задачи которой :
1) индивидуализации образования
- поддержка ребёнка,
- построение его образовательной траектории,
- профессиональной коррекции особенностей развития.
2)оптимизации работы с группой детей.
- При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
! Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
! Результаты психологической диагностики решения задач психологического сопровождения проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Условия для создания социальной ситуации развития детей предполагают:. Суть социальной ситуации - ребенок включается в систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми. РЕБЕНК радуется первым дружбам, входит в жизнь взрослых, реализует себя в игровой деятельности и справедливо очень хорошо к себе относится.
Условия для создания социальной ситуации развития детей предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия :
-непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка) :
– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
– -поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.
5) взаимодействие с родителями (законными представителями).
- вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Родителям, чьи дети посещают подготовительные группы, мы объясняем, что успешная адаптация к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. А именно эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.