Марина Челышева
Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ
К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особый» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Речь идет о детях, у которых со здоровыми детьми больше сходств, чем различий. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не прятать за стены специального учреждения.
Публикация «Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
В МБДОУ «Детском саду комбинированного вида №127» г. Иваново с 2008 года работает инклюзивная группа. Термин «инклюзия» был введен в обиход в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзия (с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение. В нашем детском саду успешно работают 2 логопедические группы,в планах – открытие группы «выходного дня». Но хочется подробнее остановиться на работе именно инклюзивной группы как на более новой форме вариативного дошкольного образования.
Я работаю воспитателем на инклюзивной младшей группе и одновременно на 0,5 ставки психологом. На группе 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (болезнь Дауна; заболевание сердечно - сосудистой системы). С одной стороны это тяжело, но с другой есть свои плюсы, так как имею возможность всегда находиться рядом с детьми и координировать работу всех специалистов.
Из прошлого опыта работы следует отметить, что для успешной работы необходимо соблюдать следующие условия:
- полная укомплектованность кадрами (воспитатели, педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед);
- установление отношений взаимопонимания между специалистами и родителями;
- правильно выбранная направленность программы, с учетом возможностей ребенка и его индивидуально- типологических особенностей, проложенный образовательный маршрут для конкретного ребенка.
- привлечение к работе следующих специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, имеющих соответствующее педагогическое образование, так как эти дети очень творчески одаренные и особо эмоционально восприимчивы.
- подготовить детский и взрослый коллектив к принятию такого ребенка
(здесь задача психолога «проиграть»всевозможные ситуации, используя при этом различные методы и приемы, интерактивные игры, театрализованную деятельность, арттерапию и др.) Здесь следует отметить, что ребенок с болезнью Дауна склонен к подражанию и сочувствию, он живет не только с другими, но и в других.
В своей работе столкнулись с такими трудностями, как недостаточная поддержка со стороны семьи, ее малое участие, незаинтересованность в занятиях с ребенком дома, а иногда и полное игнорирование рекомендаций специалистов, рентная позиция родителей. В некоторых случаях и сами специалисты, сочувствуют семье, воспитывающей ребенка с нарушениями, понимают всю сложность жизни – и психологическую, в том что родителю нужен отдых и перерыв от ребенка и его проблем, и экономическую в том, что важно, чтобы родители работали, социальная пенсия маленькая, расходы семьи большие, тем самым способствуют такому «высвобождению» родителей. Родители, в свою очередь, зачастую не понимают, что именно происходит с ребенком на занятиях, «что и как» они должны делать сами дома. Они жалуются, что предлагаемые специальные занятия с ребенком дома часто требуют изменения всего уклада жизни семьи и забирают много сил, или что заниматься дома у них просто не получается. Родитель чувствует себя неуспешным, усилия кажутся бессмысленными. Бывает также, что семья уже представляет, как должны строиться занятия с ребенком, например хочет определенных занятий или увеличения их продолжительности, но это пожелание может игнорироваться специалистами. Такие ситуации в дальнейшем могут развиваться в сторону увеличения взаимного непонимания, недоверия, возникновения конфликтов, когда каждая из сторон постепенно утверждается во мнении, что именно она обладает действительно верным знанием о потребностях ребенка.
В том случае, когда между семьей и специалистами устанавливаются отношения сотрудничества, и возникает преемственность между домашней и образовательно- терапевтической средой, что очень важно для ребенка. Системы отношений в семье и на занятиях (в том числе наличие баланса между заботой и требованиями) становятся более устойчивыми, а значит и у ребенка появляются устойчивые ориентиры, которые помогают по- новому проживать свой опыт. Обычно это ведет к большему эмоциональному комфорту, появлению чувства уверенности у ребенка, возможности сообщать о своих потребностях и даже самому действовать в этой области, что увеличивает его самостоятельность. Благодаря преемственности создаются условия для более широкого использования освоенных ребенком умений и навыков, а следовательно и для его развития.
Считаю, что хотя бы один из родителей, особенно во время адаптации ребенка к детскому саду, должен всегда находиться рядом. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может и не должен посещать детский сад «от звонка до звонка», ему это трудно и тяжело. Такое посещение детского сада может привести к аффективным расстройствам у ребенка, а также к неврозам.
Специалистами нашего сада были учтены ранее допущенные ошибки, мы двигаемся в правильном направлении. Родители нашего Коли – это первые наши помощники, многие постройки на участке сделаны их руками, оказывают помощь в проведении различных мероприятий и праздников на группе.
Такое совместное пребывание в группе идет на пользу детям, которые учатся принимать различия, существующие между людьми и проявлять терпимость по отношению к ним. Инклюзия идет на пользу и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, так как общаясь с воспитателями, специалистами родители перестают чувствовать себя в одиночестве, они узнают о новых способах оказания помощи своим детям.
Инклюзия дает определенное преимущество и педагогам, предоставляя им безграничные возможности для повышения своего профессионального мастерства и самообразования.
Буду рада общению по обмену опытом: e-mail : marina.iyni1963@yandex.ru
педагог-психолог МБДОУДСКВ№127 г. Иваново