Приложение МААМ

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ

Марина Челышева
Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ

К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особый» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Речь идет о детях, у которых со здоровыми детьми больше сходств, чем различий. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не прятать за стены специального учреждения.

Публикация «Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

В МБДОУ «Детском саду комбинированного вида №127» г. Иваново с 2008 года работает инклюзивная группа. Термин «инклюзия» был введен в обиход в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзия (с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение. В нашем детском саду успешно работают 2 логопедические группы,в планах – открытие группы «выходного дня». Но хочется подробнее остановиться на работе именно инклюзивной группы как на более новой форме вариативного дошкольного образования.

Я работаю воспитателем на инклюзивной младшей группе и одновременно на 0,5 ставки психологом. На группе 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (болезнь Дауна; заболевание сердечно - сосудистой системы). С одной стороны это тяжело, но с другой есть свои плюсы, так как имею возможность всегда находиться рядом с детьми и координировать работу всех специалистов.

Из прошлого опыта работы следует отметить, что для успешной работы необходимо соблюдать следующие условия:

- полная укомплектованность кадрами (воспитатели, педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед);

- установление отношений взаимопонимания между специалистами и родителями;

- правильно выбранная направленность программы, с учетом возможностей ребенка и его индивидуально- типологических особенностей, проложенный образовательный маршрут для конкретного ребенка.

- привлечение к работе следующих специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, имеющих соответствующее педагогическое образование, так как эти дети очень творчески одаренные и особо эмоционально восприимчивы.

- подготовить детский и взрослый коллектив к принятию такого ребенка

(здесь задача психолога «проиграть»всевозможные ситуации, используя при этом различные методы и приемы, интерактивные игры, театрализованную деятельность, арттерапию и др.) Здесь следует отметить, что ребенок с болезнью Дауна склонен к подражанию и сочувствию, он живет не только с другими, но и в других.

В своей работе столкнулись с такими трудностями, как недостаточная поддержка со стороны семьи, ее малое участие, незаинтересованность в занятиях с ребенком дома, а иногда и полное игнорирование рекомендаций специалистов, рентная позиция родителей. В некоторых случаях и сами специалисты, сочувствуют семье, воспитывающей ребенка с нарушениями, понимают всю сложность жизни – и психологическую, в том что родителю нужен отдых и перерыв от ребенка и его проблем, и экономическую в том, что важно, чтобы родители работали, социальная пенсия маленькая, расходы семьи большие, тем самым способствуют такому «высвобождению» родителей. Родители, в свою очередь, зачастую не понимают, что именно происходит с ребенком на занятиях, «что и как» они должны делать сами дома. Они жалуются, что предлагаемые специальные занятия с ребенком дома часто требуют изменения всего уклада жизни семьи и забирают много сил, или что заниматься дома у них просто не получается. Родитель чувствует себя неуспешным, усилия кажутся бессмысленными. Бывает также, что семья уже представляет, как должны строиться занятия с ребенком, например хочет определенных занятий или увеличения их продолжительности, но это пожелание может игнорироваться специалистами. Такие ситуации в дальнейшем могут развиваться в сторону увеличения взаимного непонимания, недоверия, возникновения конфликтов, когда каждая из сторон постепенно утверждается во мнении, что именно она обладает действительно верным знанием о потребностях ребенка.

В том случае, когда между семьей и специалистами устанавливаются отношения сотрудничества, и возникает преемственность между домашней и образовательно- терапевтической средой, что очень важно для ребенка. Системы отношений в семье и на занятиях (в том числе наличие баланса между заботой и требованиями) становятся более устойчивыми, а значит и у ребенка появляются устойчивые ориентиры, которые помогают по- новому проживать свой опыт. Обычно это ведет к большему эмоциональному комфорту, появлению чувства уверенности у ребенка, возможности сообщать о своих потребностях и даже самому действовать в этой области, что увеличивает его самостоятельность. Благодаря преемственности создаются условия для более широкого использования освоенных ребенком умений и навыков, а следовательно и для его развития.

Считаю, что хотя бы один из родителей, особенно во время адаптации ребенка к детскому саду, должен всегда находиться рядом. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может и не должен посещать детский сад «от звонка до звонка», ему это трудно и тяжело. Такое посещение детского сада может привести к аффективным расстройствам у ребенка, а также к неврозам.

Специалистами нашего сада были учтены ранее допущенные ошибки, мы двигаемся в правильном направлении. Родители нашего Коли – это первые наши помощники, многие постройки на участке сделаны их руками, оказывают помощь в проведении различных мероприятий и праздников на группе.

Такое совместное пребывание в группе идет на пользу детям, которые учатся принимать различия, существующие между людьми и проявлять терпимость по отношению к ним. Инклюзия идет на пользу и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, так как общаясь с воспитателями, специалистами родители перестают чувствовать себя в одиночестве, они узнают о новых способах оказания помощи своим детям.

Инклюзия дает определенное преимущество и педагогам, предоставляя им безграничные возможности для повышения своего профессионального мастерства и самообразования.

Буду рада общению по обмену опытом: e-mail : marina.iyni1963@yandex.ru

педагог-психолог МБДОУДСКВ№127 г. Иваново

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше.

«Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ» Актуальность Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления.

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».

Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи). Выполнила: педагог-психолог МБДОУ.

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием.

Психологическое сопровождение родителей в ДОУ В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как технология сбережения психического здоровья дошкольников.

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Мой интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все.

Психологическое занятия с целью подчеркнуть уникальность ребенка «Я звездочка»Психологическое занятия с целью подчеркнуть уникальность ребенка «Я звездочка» Занятие разработано педагогом-психологом Крюковой А. В. МБДОУ детского сада №423. В период дошкольного возраста происходит закладка основ.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ в Рамках ПМПК. Сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках ПМПк в МБДОУ "Детский сад № 2". Из опыта работы учителя-логопеда Кизиловой С. В., председателя ПМПк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 18:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Челышева (УИ 293522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД