Лазарева
Психологическое благополучие младших школьников городских и сельских школ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема психологического благополучия обучающихся является одной из важнейших областей изучения в психологии. Интерес к данной проблеме сохраняется на протяжении всей истории психологической науки в целом.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что психологическое благополучие обучающихся определяет высокую значимость дальнейшего развития и функционирования личности, при этом не имеет достаточно теоретических и эмпирических исследований, касающихся частных вопросов его формирования.
Публикация «Психологическое благополучие младших школьников городских и сельских школ» размещена в разделах
Объектом нашего исследования является психологическое благополучие обучающихся.
Цель исследования, гипотезу и задачи исследования вы можете видеть на экране.
В теоретической части нашей работы психологическое благополучия рассматривается как состояние удовлетворенности, счастья и позитивных эмоций, которое вызвано удовлетворением своих потребностей и ценностей.
Мы рассмотрели младший школьный возраст как сензитивный период развития психологического благополучия и выяснили, что формирование психологического благополучия младшего школьника зависит от таких показателей, как адекватность самооценки, способность личности к развитию и ощущение своего личностного роста, удовлетворённость своей деятельностью, а также умение выстраивать доверительные отношения с окружающими.
Наше эмпирическое исследование было посвящено исследованию особенностей психологического благополучия младших школьников городских и сельских школ. Исследование осуществлялось в несколько этапов:
На первом этапе нашего исследования – организационном – была сформирована выборка и определены психодиагностические методы исследования.
В нашем исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста. Все учащиеся были разделены на две группы, в 1 группу вошли обучающиеся городской школы, во вторую группу вошли младшие школьники сельской школы.
На втором этапе исследования – диагностическом – были проведены психодиагностические процедуры, включающие в себя тестирование по трем методикам:
1) диагностика «Шкалы обидчивости и мстительности» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев, 2) методика определения уровня школьной тревожности Филлипса 3) «Шкала психологического благополучия» (К. Риффа).
Из полученных результатов диагностики «Шкала обидчивости и мстительности» после обработки данных видно, что в незначительной мере у учеников городской школы преобладает обидчивость и враждебность, а у обучающихся сельских школ показатель значительно превышает у шкалы мстительности.
Вторая методика, которая была нами применена, была нацелена на определения уровня школьной тревожности, которая связана с различными областями школьной жизни младшего школьника. Применение шкал школьной тревожности Филлипса позволило нам получить следующие результаты в первой группе испытуемых, куда вошли учащиеся городской школы.
В целом низкий уровень тревожности имеют 56% опрошенных нами младших школьников, что говорит о том, что у детей положительное эмоциональное состояние, связанное со школьной жизнью.
Однако 12% младших школьников имеют высокий уровень школьной тревожности, что говорит нам о том, что ребенок испытывает затруднения или негативное эмоциональное состояние в общении со сверстниками и школьным коллективом, испытывает страхи, которые не позволяют в полной степени раскрыться и достигнуть желаемого результата школьнику.
Обратимся теперь к результатам опроса, полученных по той же методике во второй группе младших школьников сельской школы.
Таким образом, общая школьная тревожность на низком уровне находится у 76% респондентов, это говорит о том, что процесс обучения и школьные трудности не являются для этих ребят неблагоприятными, создаются нормальные условия для функционирования и развития школьника, в коллективе устанавливаются дружеские взаимоотношения.
Повышенный уровень общей школьной тревожности у 20% опрошенных, школьники могут переживать тревожность различной степени и в разных областях процесса обучения.
Третьей методикой нашего исследования была «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф). Эта методика направлена на выявление положительного отношения школьников друг к другу, на сколько школьники автономны и какие цели имеют в жизни.
Рассмотрим данные полученные нами на группе младших школьников городской школы по методике шкалы психологического благополучия (К. Рифф).
В целом, психологически здоровыми себя ощущают 85% опрошенных младших школьников из них 35% имеют высокий показатель и 50% - нормальный.
Однако при этом 15% младших школьников обладают низким показателем уровня психологического благополучия, что может быть обусловлено тем, что из-за отсутствия внимания и помощи со стороны взрослого школьник не имеет возможности для развития целеполагания, ответственности, отсутствует умение правильно организовывать свою жизнь и самостоятельно принимать решения.
Обратимся теперь к результатам тестирования, полученным по той же методике во второй группе учащихся, сформированной из младших школьников сельской школы.
В целом психологически благополучными считают себя 80% младших школьников, из них 30% находятся на высоком уровне и 50% на уровне нормы. Но все же 20% опрошенных обладают показателями ниже нормы психологического благополучия. Это может обусловлено тем, что в период поступления в начальное звено обучения требования, предъявляемые младшему школьнику со стороны окружающих, могут быть необоснованно завышенными и достичь целей школьнику не всегда удается.
Для подтверждения достоверности различий мы применили метод Манна-Уитни, предназначенный для сравнения двух несвязанных между собой выборок.
Эмпирическое исследование показало по шкале «Мстительность» (Uэмп=0,017, достоверное различие. Полученные данные, свидетельствует о том, что менее выражена мстительность у младших школьников из городских школ, что обусловлено, скорее всего, более богатой окружающей средой и разнообразию впечатлений.
Достоверно значимые различия в показателях общей школьной тревожности и ее компонентами между двумя выборками младших школьников получены по следующим шкалам: «Общая школьная тревожность» (Uэмп=0,098, «Страх самовыражения» (Uэмп=0,041, «Страх ситуации проверки знаний» (Uэмп=0,075).
Более выражены данные компоненты школьной тревожности оказались у младших школьников городской школы, что позволяет нам предположить, что в сельских школах круг общения более сужен.
Достоверные значимые различия в показателях психологического благополучия между двумя выборками младших школьников, получены по следующим шкалам: «Автономия» (Uэмп=0,009, «Личностный рост» (Uэмп=0,022, «Цели в жизни» (Uэмп=0,064).
Младшие школьники сельских школ чувствуют себя более автономными и не зависимыми от окружающих, чем их сверстники и городских школ.
Различия по шкалам: «Личностный рост», «Цели в жизни», говорит нам о том, что целеполагание, упорство в достижении поставленной цели, умение добиваться желаемого, присущи младшим школьникам городских школ.
Таким образом, наша гипотеза о том, что учащиеся младших классов городской школы отличаются особенностями психологического благополучия от своих сверстников, обучающихся в сельских школах, нашла свое подтверждение, так как достоверно установлены различия по большинству исследованных параметров. В результате нами сформулированы следующие выводы:
1. Учащиеся младших классов городских школ отличаются особенностями благополучия от своих сверстников, обучающихся в сельских школах.
2. У обучающихся городских школ оказались наиболее выражены такие особенности, как общая школьная тревожность, повышенный страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний, что мешает им ощущать себя как психологически благополучных. При этом, в отличие от своих сельских сверстников, они характеризуются высокими показателями нацеленности на дальнейшую жизнь и более высоким стремлением к развитию своего личностного потенциала.
3. Младшие школьники сельской школы, наоборот, более автономны, самостоятельны, в целом, более психологически благополучны. Однако, они более склонны к проявлению мстительности, а личностный рост и цели в жизни не являются для них первостепенными задачами.
4. В целом, младшие школьники городских и сельских школ не склонны к обидам и враждебности по отношению к окружающим. В школьной жизни они чувствуют себя благополучно и позитивно воспринимают учебную деятельность. Младшие школьники обоих групп в полной мере принимают себя, свои достоинства и недостатки, демонстрируют готовность к управлению своей жизнью, позитивным настроем к окружению.