Лариса Бычковас
Психологический тренинг для родителей детей среднего дошкольного возраста по коммуникативному развитию «Я тебя понимаю, мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг с родителями детей средней группы
проведен Бычковас Ларисой Викторовной
Тема "Я тебя понимаю, мама"
Цель тренинга : обсуждение актуальных вопросов партнерства детей и взрослых в общении, выявление родительского мнения и предпочитаемых родительских позиций в общении, психологическая профилактика нарушений коммуникативного развития детей.
Публикация «Психологический тренинг для родителей детей среднего дошкольного возраста по коммуникативному развитию „Я тебя понимаю, мама“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Программа тренинга :
1. Интерактивное общение родителей по актуальным вопросам воспитания детей.
2. Практикум "Позиции в общении"
3. "Детская жалобная книга"
4. Подведение итогов. Вопрос "на засыпку".
Ход тренинга.
1. Родителям предлагается поделиться на группы для обсуждения следующих вопросов.
Сколько запретов должен (должен или нет) иметь ребенок?
Как вы относитесь к высказыванию "Разрешено все, что не запрещено"
Что значит для вас выражение "Подстраиваться под кого-либо" Кто в семье под кого подстраивается.
После обсуждения в подгруппах представители оглашают мнение, ведущий делает выводы из сказанного, обобщает.
2. Практикум "Позиции в общении"
Родители произвольно разбиваются на пары и общаются в позициях "Сверху и снизу" "Спиной друг к другу" "Один спиной к лицу другого" "Рядом" "Напротив друг друга"
По окончании выполнения упражнений ведущий подводит итоги, организует обсуждение, обмен мнениями.
В разных ситуациях уместны разные коммуникативные позиции. Вы почувствовали неудобность позиции "спина к спине" - это позиция игнорирования, отказа от общения, используется, если ребенок получает наказание.
Если вы пытаетесь общаться с ребенком, делая свои дела, не отрываясь от телевизора, газеты, мытья посуды, приготовления пищи и т. д., ребенок почувствует свою отверженность, ваше равнодушие к нему. Оторвите свой взгляд от неотложных дел и взгляните ребенку в глаза, когда разговариваете с ним.
Позиция "рядом" - это одна из наиболее предпочитаемых, психологичных и мягких позиций о общении. Здесь вы можете общаться с ребенком, занимаясь вместе каким-то делом. Рассматривая вместе книжку, можно расспросить ребенка обо всем, что его волнует, услышать от него то, о чем ребенок не может рассказать в прямой беседе, глядя прямо в глаза. Важен настрой взрослого собеседника на ребенка. Нередко вечером замотанная мама, читая ребенку книгу на ночь, параллель думает о своих делах, машинально отвечая на вопросы ребенка, или вовсе не отвлекаясь на них.
Позиция "напротив". Эта позиция не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Использовать ее надо грамотно. Когда ребенку хотят сделать внушение, особенно отцы семейства, их "огненные" взгляды говорят многое, зачастую совершенно другое, чем слышимые ребенком слова. Диапазон Эмоциональной подстройки очень широк при контакте "глаза в глаза" - от полного взаимопонимания до открытого подавления.
Позицию общения "Сверху вниз" целесообразно использовать при коротких, быстрых контактах, когда надо что-то сказать для быстрого выполнения какого-либо действия в срочном порядке в ситуации дефицита времени.
3. "Детская жалобная книга" Интерактивное общение на тему "Как реагируют родители на жалобы ребенка на происшествия в группе и на то, что на вашего ребенка жалуются".
Причины и в первом и во втором случае могут быть самые разные:
1. Ребенок сигнализирует о желании внимания к себе со стороны родителей, педагогов, сверстников
2. Нежелание посещать детский сад.
3. Работа на "опережение" с целью замалчивания собственной вины.
Какой же должна быть реакция, чтобы для ребенка это была реальная помощь в обретении эмоционально-психологического комфорта в детском коллективе?
1. Выслушать ребенка серьезно, не отвлекаясь и не умаляя значимости происшествия.
2. Обратить его внимание на то, какие действия он предпринимал для разрешения ситуации.
3. Постараться предложить конструктивные, а не разрушительные способы поведения ребенка без подкупа и попадания в зависимость (игрушкой можно поделиться на время, а не дарить, угощать конфетой за доброе, что для тебя сделали, а не за то, чтобы не делали плохого).
4. Вопрос "на засыпку" "Сколько запретов может иметь ребенок?" Запретов столько, сколько ребенку лет.
Ведущий подводит итог встречи, организуя обмен впечатлениями от состоявшейся встречи.