Гульнара Дербердеева
Конспект НОД по речевому и социально-коммуникативному развитию «Семья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75]https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, музыкально – художественная.
Задачи.
1. Образовательные.
Формировать общее понятие «Семья»; расширять знания детей о родственных связях, о составе семьи;
2. Развивающие.
Публикация «Конспект НОД по речевому и социально-коммуникативному развитию „Семья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Развивать связную речь, логическое мышление, восприятие, эмоционально – волевую сферу, познавательный интерес.
Продолжать учить образовывать слова, пользуясь уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Закреплять знания детей об однокоренных или родственных словах.
3. Воспитательные.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Оборудование: рисунки, фотографии, карточки, схемы генеалогического дерева.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, называние по имени и родству всех членов своей семьи; совместно с родителями рисование на тему «Моя семья», выполнение заготовок, чтение художественной литературы о семье, заучивание пословиц и поговорок
Методика проведения.
Дети сидят на стульчиках полукругом в игровой зоне. Воспитатель предлагает детям повернуть стул спинкой вперед, сесть на воображаемый «велосипед» и поехать, крутя ногами воображаемые «педали».
Воспитатель. Мы ехали, ехали
К речке ( Дети: подъехали)
Мост (переехали)
Дальше поехали.
Мы ехали, ехали
К горке (подъехали)
С горки (съехали,
Дальше поехали.
Мы ехали, ехали
К яме (подъехали)
Яму (объехали)
Дальше поехали.
Мы ехали, ехали
И домой (приехали).
Воспитатель. Дети, что такое дом для вас
Предполагаемые ответы: дом – это здание. Дом - это где живут мои родители и живу я.
Воспитатель. Я напишу цифру 7 и букву «я». Что получилось (7+я= семья)
Воспитатель. А что такое семья. Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, говорят друг с другом ласково.
- А сколько человек у каждого из вас в семье (дети отвечают)
- Я буду раскладывать карточки и называть тех, кто на них изображен: бабушка, дедушка, мама, папа, брат (сестра). Давайте поразмышляем. В семье живут родные люди разного возраста. Самые старшие в семье – это бабушка и дедушка. Моложе бабушки и дедушки – это мама и папа. Младшие в семье – это вы, дети. Все члены семьи проживают в одной квартире или доме. Бывает и так, что дедушка и бабушка живут отдельно, они ходят в гости. Это дружная семья, и каждый в семье выполняет свои обязанности. Семья объединяет родных людей. Слово родные произошло от слова род. Род – это родственники, имеющие одну и ту же фамилию. Слова род, родные, родственники, родители произошли от слова род. Эти слова называются однокоренными.
Пальчиковая игра «Семья» (Дети загибают пальцы соответственно тексту)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Постановка проблемной ситуации. Игра «Кого как называть»
Бабушка для твоей мамы – кто (Мама)
Дедушка для папы – кто (Папа)
Девочка для бабушки – кто (Внучка)
У нее есть дочка и внучка (Бабушка)
У него есть сын и внук (Дедушка)
У нее есть сын и дочь (Мама)
У него есть сын и дочь (Папа)
Физкультминутка. Игра – хоровод «Назови ласково»
Хоровод мы водим, весело играем.
Круг остановился, слова называем.
Да так ласково!
(Мать – матушка, мама – мамуля, мамочка, папа – папочка, дед – дедушка, дедуля, баба – бабушка, бабуля, сестра – сестренка, сестрица, брат – братец, братик)
Рассказы детей о своей семье из личного опыта(3-4 рассказа)
Воспитатель. Мне очень приятно, что о своих семьях вы рассказали с такой любовью и уважением, чувствуется, что вы очень нежно относитесь к своим родным.
Воспитатель. А теперь подберем определения к слову «семья»
(Дружная, крепкая, трудолюбивая, порядочная, многодетная, богатая, молодая, неполная). Молодцы!
Познавательная деятельность. Рассказ педагога.
- Дети, рассмотрите фотографию бабушки. Опишите ее внешний вид словами. (Лицо покрыто морщинками, волосы седые, глаза усталые, но добрые)
- А всегда ли бабушка была такой старенькой
Воспитатель. Каждый человек, как только родится, совсем маленький ребенок, младенец. Года идут. Человек растет, растет и превращается из грудного малыша во взрослого человека. Взрослый поживет, поживет и начинает стареть. Стареет, стареет и делается совсем стареньким. Так бывает со всеми людьми.
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире»
1, 2, 3, 4, (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире
1, 2,3, 4, 5, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать,
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища)
Вот и вся моя семья.
Воспитатель. Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
Дети: Вся семья вместе, и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.
Русский человек без родни не живет.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Не нужен клад, если в семье лад.
Дети – цветы жизни.
Работа с генеалогическим деревом.
Воспитатель. – Я раздам вам листочки. На них нарисовано дерево. Называется оно генеалогическим. На ветках дерева нарисованы круги. На этих кругах вы должны нарисовать себя, ваших мам и пап, бабушек и дедушек, сестер и братьев, если они есть.
(Дети работают под спокойную музыку)
Рефлексия.
- Почему человеку нужна семья
(Семья нужна потому, что без нее человеку плохо.
Семья нужна, чтобы не было одиноко.
Дедушка и бабушка – главные в семье, потому что старшие.
Хорошо, когда все друг друга любят и все вместе.)
- Чтобы вы пожелали каждому члену своей семьи
(Здоровья, радости, благополучия)