Наталья Балобанова
Психологический тренинг для педагогов «Формула здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности, умения и желания заботиться о своем здоровье.
Задачи:
- мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья;
- формировать навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость;
- поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.
Публикация «Психологический тренинг для педагогов „Формула здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Продолжительность: 45-55 минут.
Аудитория: педагоги МБДОУ №6
Ведущий: педагог-психолог
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, музыкальное оборудование, фрагменты афоризмов, клей, чистые листы бумаги формата А4, ватман, маркеры, ручки или простые карандаши по количеству участников, листы с написанным компонентом ЗОЖ, макет дерева, листья дуба выполненые из цветной бумаги, шкатулка, записки с пожеланиями, мандалы по количеству участников, цветные карандаши.
Ход тренинга:
1. Ритуал приветствия «Волшебное слово»
Цели: настрой на работу, обозначение главной темы тренинга.
Психолог : Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю всем встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте! (Участники кланяются и опускают руки, затем садятся на стулья, установленные в круг).
Психолог : Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. В нашей жизни есть слова, над смыслом которых ввиду частого их употребления мы уже не задумываемся. Произносим их автоматически, по инерции, иногда даже искажая. Одним из таких слов является «здравствуйте». Скажите, как вы понимаете это слово? Какой посыл, какую энергию оно несет? Подумайте, какие образы у вас возникают, когда вы говорите это слово другим людям?. Представьте, что, произнося его, вы как бы открываете невидимый канал, по которому передаете другому человеку особую энергию. Что она несет? Удержите этот образ в своем воображении. А теперь давайте возьмемся за руки и с поклоном снова скажем друг другу «Здравствуйте!».
Примечание. На данном этапе следует обратить внимание педагогов на то, что часто взрослые, а вслед за ними и дети вместо «здравствуйте» говорят «здрасьте», тем самым как бы обнуляя положительную энергетику этого слова.
Тема нашего сегодняшнего тренинга– здоровье. (Слайд 3)
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое благополучие, социальное благополучие.
«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (Мишель Монтенью).
Психолог : «Сегодня мы с вами будем много говорить о здоровье, о нашем свами здоровье. Все мы прекрасно понимаем, как важно беречь свое здоровье. Но делаем ли мы что-то для того, чтобы сохранить его на долгие годы? Я предлагаю вам вспомнить о собственном здоровье. Давайте сейчас ответим на несколько вопросов упражнения «Я работаю над своим здоровьем» и узнаем, как мы относимся к своему здоровью.
Мы проверим ведете ли вы ЗОЖ. Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- я периодически провожу разгрузочные дни;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
- я эмоционально уравновешен;
- я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»!
Помните, что здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью.
Это упражнение помогло наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
2. Принятие правил работы в группе
После выполнения первого упражнения психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы: «Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил (слайд 4) :
- «Доверительный стиль общения» (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
- «Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
- Правило «Поднятой руки» - желающий высказаться поднимает руку, никто из участников не перебивает говорящего.
- Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).
- «Без оценочное восприятие партнера» - не давать оценок другим участникам тренинга, если они об этом не просят.
- «Персонификация высказываний» (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.»).
- «Искренность в общении» (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
- «Конфиденциальность» (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
- «Определение сильных сторон личности» (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
- Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно).
- Правило «стоп» (я не хочу о чём-то высказываться, я передаю слово другому).
Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.
Принятые правила записываются мелом на доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости. Например, может появиться такое правило: опоздавшие выполняют задание, придуманное группой, - песни, танцы, стихи и пр. Как раз для этого могут пригодиться записи экзотической музыки.
3. Упражнение «Найди правильный ответ».
Психолог : «Я предлагаю вам поработать в мини группах. Постарайтесь ответить на вопрос: «Что мешает именно вам быть здоровыми? Найдите причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на ваше здоровье. Только, давайте постараемся не затрагивать глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология. Нужно найти те причины, на последствия которые можем повлиять именно мы сами».
Ход. Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Ключевой вопрос: каким образом мы можем на это повлиять? Работа в группах. Презентация ответов. Один представитель от группы. Обсуждение.
4. Упражнение «Собери целое»
Цель: активизация на работу, мобилизация уже имеющихся знаний
Ход: Работа в группах. Педагогам раздаются фрагменты афоризмов про здоровье. Задача — собрать части высказываний в единое целое и пояснить смысл высказывания.
Материал к упражнению «Собери целое»
Здоровье за деньги не купишь.
Здоровье и счастье не живут друг без друга.
Здоров будешь – всё добудешь.
Здоровье дороже денег.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Двигайся больше – проживёшь дольше.
Здоровье - это главное жизненное благо.
Без здоровья невозможно и счастье.
5. Сообщение ведущего «Формула здоровья»
Психолог : «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…» (Артур Шопенгауэр).
Сейчас я хочу обратить наше с вами внимание на сцену спора двух друзей.
Постановка притчи «Счастье или Здоровье?»
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:
- Я важнее!
- Почему?
- Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым.
- Каждый также хочет быть здоровым.
- Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.
- Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?
- Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее - счастье или здоровье?
Они обратились к мальчику.
- Мальчик, что для тебя важнее - счастье или здоровье?
- Конечно же, счастье! - не задумываясь, ответил мальчик.
- Ты счастливый?
- О! Да, я счастливый!
- Вот видишь! - захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. - Я же говорю, что счастье главнее.
- А скажи, мальчик, ты здоров? - задало следующий вопрос Здоровье.
- Да, я здоров!
- Везет тебе! - вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. - Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
Психолог : Как вы считаете коллеги, что важнее: счастье или здоровье? (обсуждение).
До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний. В 80-е годы ХХ в. Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «Здоровье — это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психологического и социального благополучия». (Слайд 5)
(Слайд 6) Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника, сторонами которого являются физическое (слайд 7, психологическое здоровье (слайд 8, а в основании — социальное благополучие. (Слайд 9)
Здоровье формируются под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. (Слайд 10)
Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод — от чего зависит наше здоровье.
Эти данные можно обобщить в виде формулы здоровья :
100-процентное здоровье = 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда + 50% образ жизни.
Важно! 50% — образ жизни. То есть это та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. (Слайд 11)
Вопрос педагогам : Что необходимо делать для сохранения и поддержания здоровья?
6. Спортивная сказка «Репка»
Цели: нервно-мышечная релаксация, снятие напряжения, дать возможность педагогам прочувствовать прямую взаимосвязь между состоянием тела и физического здоровья.
Педагог-психолог : А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, размяться и снять напряжение и усталость.
Ход: Пошел дед в огород (ходьба друг за другом, посадил репку (приседание с прямой спиной, и не одну, а много (серия приседаний). Выросла репка большая-пребольшая (потянуться вверх). Стал деде репку тянуть (наклоны с прямой спиной). Тянул, тянул…не вытянул. Позвал дед бабку. Пошла бабка в огород (ходьба с перекатом). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной, не вытянули. Позвали внучку (ходьба на носочках). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной, не вытянули. Пришла Жучка (ходьба на коленях с опорой на ладони, не вытянули репку. Прибежала Мурка, спинку выгибает (стоя на четвереньках, прогибать спину, хвостиком машет (повороты таза в стороны, не отрывая ног от пола). Не вытянули репку. Позвали мышку (легкий бег на носочках). Взялись друг за друга (сесть друг за другом, ноги упираются в спину сидящего, потянули репку (наклоны вперед) и вытащили репку. Устали, легли на спину. А потом встали, показали, какая репка была большая (потянулись вверх, и захлопали от радости в ладоши (хлопки над головой). В конце сказали на выдохе: «Тянули, тянули…вытянули репку!». (Слайд 12)
7. Упражнение «Мозговой штурм»
Психолог : Наиболее всеобъемлющей является формулировка принятая Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Поэтому главной задачей по укреплению нашего здоровья является формирование у нас привычки к здоровому образу жизни.
Психолог : Соревноваться командой легко, хорошо и надёжно. Ведь не зря говорят в народе: «Одна голова хорошо, а две – лучше». У меня есть могучее дерево – дуб (нарисованное на ватмане). В древности люди его ассоциировали со здоровьем. Но наше дерево без листочков. Я предлагаю вам сейчас украсить этот «Дуб» листочками, компонентами здорового образа жизни.
Задание «Найди правильный ответ», выполнив которое вы выделите компоненты здорового образа жизни (педагог -психолог выдает педагогам листок с написанным компонентом ЗОЖ, который крепится на дуб)
1. Закончи определение: отсутствие болезни и физических дефектов, полное физическое, психическое и социальное благополучие:
• Здоровье.
• Сон.
• Питание.
2. Закаливание это -
• Тренировка организма к действию различных метеорологических факторов.
• Физические упражнения.
• Прогулки.
3. Система методов и приёмов, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья :
• Игровые технологии.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Компьютерные технологии.
4. Что согласно известному лозунгу, является залогом здоровья :
• Красота.
• Чистота.
• Доброта.
5. Как называется наука о здоровье :
• Физиология.
• Геронтология.
• Валеология.
6. Состояние, при котором замедляется большинство
физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма
• Сон.
• Игра.
• Отпуск.
7. К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу: «Двигаюсь, значит, живу».
• Художественно-эстетическое развитие.
• Познавательное развитие.
• Физическое развитие.
8. Рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это –
• Игра.
• Занятие.
• Режим дня.
8. Упражнение - релаксация «В поисках себя»
Материал: на каждого участника — рисунок мандалы, цветные карандаши.
Инструкция ведущего: «Медитация на мандалу, буддийский секретный символ, помогает лучше понять себя, расслабиться и почувствовать прилив сил». Эта мандала позволяет культивировать вокруг себя стабильность, здоровье и долголетие. Сосредоточитесь на ней - и сможете поправить не только психическое, но и физическое здоровье! (мандала здоровья) (Слайд 13)
9. Упражнения «Формула здоровья»
Психолог : Каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом.
Давайте «здоровье» поставим на 1-ое место. А привычку вести здоровый образ жизни не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, сейчас, неважно утро это, день или вечер.
Ну вот все упражнения нашего тренинга выполнены, наша с вами встреча подходит к завершению. Давайте подведем итог всей нашей работе. Я предлагаю вам обобщить все сказанное вами и вывести «формулу здоровья» в виде рисунка, высказываний и т. д. на листе формата А3. От каждого из вас зависит успех общего дела.
10. Рефлексия.
Вопрос педагогам : Так что же такое здоровье?
- Принятие себя таким, какой я родился, т. е.
адекватное оценивание себя и своих поступков.
- Принятие других.
- Хорошо развита рефлексия, умение распознавать свое эмоциональное состояние, мотивы поведения, последствия поступков.
- Стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
1. Что нового узнали на тренинге?
2. Какие положительные эмоции и мысли появились?
3. Чего не удалось достичь?
4. Какую формулу здоровья вы лично выделили для себя?
11. Завершающий этап.
Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь, что время, проведенное в этом зале, подарило Вам ощущение здоровья и желание заботиться о своем здоровье. Я желаю Вам успехов и всего самого доброго! Пусть вас всегда сопровождает добро и радость общения.
Ритуал прощания «Волшебная шкатулка»
Инструкция: каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.
Материал к ритуалу прощания
Будет пусть душа полна любовью, тело - бодростью и золотым здоровьем!
Дари улыбку — всем, Дружбу - некоторым, любовь - одному, тайну - никому.
Желаем жизни подлинней и радостных моментов в ней!
Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись, а все неудачи скорей забывались!
Желаем, чтобы била жизнь ключом, чтоб горя не было ни в чем!
Желаем веселья и доброго смеха, здоровья, достатка, в делах лишь успеха!
Желаем здоровья, желаю успеха, чтоб слезы в глазах были только от смеха!
Желаем счастья и добра, чтоб жизнь, как день была светла!
Живи для счастья, для души, ведь жизнь одна, и надо ЖИТЬ!
Здоровье, бодрость сохрани и много-много лет живи!
Иди вперед к своей удаче! И будет сердце пусть горячим!
Как солнечный день, как чудесная сказка, пусть жизнь твоя будет всегда так прекрасна!
От солнышка - тепла, от людей- добра, от друзей- верности, Счастья сполна!
Пусть будет рядом доброта, здоровье, мир и красота!
Пусть в жизни будут все решаемы задачи, желаю в их преодолении удачи!
Хочу Вам пожелать: физического, духовного, психического эмоционального и нравственного ЗДОРОВЬЯ! И удачи! Будьте здоровы! (Слайд 14)