Елена Емельянова
Психологический практикум с элементами тренинга для педагогов «Детские конфликты. Как их разрешить?»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический практикум с элементами тренинга для педагогов.
Тема: «Детские конфликты. Как их разрешить?»
Автор составитель:Емельянова Елена Владимировна
МАДОУ «Детский сад №369» г. Перми
педагог-психолог
Условия проведения:
Ведущий: психолог
Участники: педагоги
Число участников: от 8 до 20 человек.
Продолжительность 60-90 минут.
Публикация «Психологический практикум с элементами тренинга для педагогов „Детские конфликты, Как их разрешить?“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Рекомендуемое помещение - музыкальный зал.
Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах особенностей детских конфликтов, основных путей и способов их позитивного разрешения.
Задачи:
1. Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми.
2. Обсудить способы воздействия детей друг на друга во время конфликта.
3. Рассмотреть основные способы позитивного разрешения конфликтов детей.
4. Проработка оптимальных способов решения детских конфликтов.
План мероприятия:
1. Разминка «Лист бумаги»
2. Мини-лекция «Что такое конфликт?»
3. Практический блок «Выявление причин детских конфликтов».
4. Мини-лекция «Основные причины конфликтов между детьми».
5. Практический блок «Способы воздействия детей друг на друга во время конфликта».
6. Практический блок. Способы решения детских конфликтов.
7. Ролевая игра «Это моя кукла»
8. Мозговой штурм «Правила поведения педагога во время конфликта между детьми» Работа в группах.
9. Мини-лекция «Как должен себя вести воспитатель во время конфликта между детьми».
10. Обратная связь.
Ход мероприятия
Упражнение «Лист бумаги»
Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за одну минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно Вам).
Ведущий: Это был пример простого конфликта. И даже нам взрослым порой трудно уступать и договариваться друг с другом. Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах между детьми. Узнаем, что такое конфликт и каковы его последствия для детской личности, как анализировать конфликты; рассмотрим способы решения детских конфликтов, позволяющие обучить детей навыкам общения и (как следствие) избежать или смягчить конфликты между детьми.
Итак, попробуем дать определение понятию «конфликт» (мнение группы).
Мини-лекция «Что такое конфликт?»
Конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с острым противоборством и эмоциональными переживаниями. Противоречие становится конфликтом, если затрагивает цели, интересы, социальный статус, престиж, моральное достоинство, жизненные ценности и т. д.
С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от одного до двух лет (японские воспитатели, например, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возраста).
Практический блок. Выявление причин детских конфликтов.
Ведущий: Вспомните различные случаи детских конфликтов, с которыми вам приходилось сталкиваться в работе и запишите их на мольберте в1 столбике.
Работа в таблице1.
Конфликт Причина кофликта
Это могут быть такие: ребенок забирает у ровесника игрушку; не берет в игру, ребенок проявляет немотивированную агрессию (бьет, щипает); ребенок отказывается решать конфликт с ровесником, отказывается мириться (отталкивает, плачет).
Ведущий: Теперь давайте определим возможные причины перечисленных конфликтов. В случае затруднения ведущий объясняет, что конфликты со сверстниками могут быть обусловлены различными причинами.
Мини-лекция «Основные причины конфликтов между детьми»
Д. Б. Элькониным описана динамика конфликтов : у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры. Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.
Я. Л. Коломинский выделил следующие основные причины конфликтов между детьми во время игры: «разрушение игры», «по поводу выбора общей темы игры», «по поводу состава участников игры», «из-за ролей», «из-за игрушек», «по поводу сюжета игры», «по поводу правильности игровых действий».
Но кроме внешних причин существуют и внутренние причины конфликтов :
• недостаточно развитые коммуникативные навыки;
• особенности личности ребенка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);
• влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.
Ведущий: Таким образом, конфликт между детьми – это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована.
Ведущий: А теперь давайте приведенные ваши примеры конфликтов соотнесем с выделенными сейчас причинами, работа в таблице № 1.
Практический блок. Способы воздействия детей друг на друга во время конфликта.
Ведущий: Вспомните, какими способами дети воздействуют друг на друга в конфликте. Заполняем таблицу №2 в 1столбик.
Таблица 2
Способы воздействия детей друг на друга Способы воздействия педагога во время конфликта.
В случае затруднения ведущий объединят высказывания педагогов и дает понятие способа воздействия которые дети демонстрируют в конфликте.
Способы воздействия на других участников игрового конфликта (Я. Л. Коломинский) :
1. «Физическое воздействие» - сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.
2. «Опосредствованное воздействие» - в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.
3. «Психологическое воздействие» - сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.
4. «Словесное воздействие» - в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий - «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.
5. «Угрозы и санкции» - сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, - например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры - «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом - «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.
6. «Аргументы» - сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании - «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре - «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, - например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.
Ведущий: Что нам дают знания о способах воздействия детей друг на друга во время конфликта?
Анализируя способы воздействия, друг на друга детьми, можно определить и способ воздействия педагога на конфликтующих детей. Если дети используют именно этот способ поведения, значит, он является наиболее эффективным для них, т. к. он выбирается в зависимости от уровня развития коммуникативных навыков, эмоционально-волевых особенностей, поведенческих реакций.
Заполнение в таблице 2 столбика 2.
Например, для ребенка трех лет эффективным является «физическое воздействие» - значит, педагог должен непосредственно вмешаться в конфликт, развести конфликтующих, и переключить их внимание на другую деятельность. А использование «угроз, санкций» или «аргументов» неэффективно. Для детей 5-6 лет наоборот наиболее действенным способом будет являться именно «аргументы» и «словесные воздействия».
Практический блок. Способы решения детских конфликтов.
Ролевая игра «Это моя кукла»
Как пример адекватного разрешения детского конфликта, предлагается сценарий «Это моя кукла» (пример взят из книги Е. Рейнольдс «Руководство маленькими детьми»).
Участники группы играют роли детей и педагога. Дети – Катя. 3,5 года и Наташа, 4 года (она старше и значительно сильнее Кати).
Катя играет с куклой. Наташа подходит и отбирает ее. Катя плачет.
Педагог, увидев девочку, которая плачет, спрашивает ее: «Что случилось?»
Катя. Наташа забрала мою куклу.
Педагог. Ты хочешь сказать об этом Наташе?
Катя смущенно молчит.
Педагог желая поддержать Катю, предлагает: – Хочешь, я подойду вместе с тобой? Катя берет взрослого за руку и подходит к Наташе. Педагог приседает рядом с Катей напротив Наташи (будто усиливая позицию Кати) и обращается к Наташе: – Наташа! Катя хочет тебе что-то сказать. Катя не решается обратиться к Наташе и молчит. Педагог обращается к Кате : – Катя, очень важно сказать Наташе, что ты чувствуешь.
Катя, как и раньше, молчит. Наташа обращается к взрослому: – Она не говорит.
Педагог. Я считаю, Катя боится, но, по-моему, она хочет сказать что-то о кукле. Правда, Катя?
Катя кивает головой и говорит: – Так!
Педагог вновь обращается к Кате: – Катя. Ты можешь сказать Наташе то, что хочешь куклу?
Катя. Я хочу куклу.
Педагог сразу же подхватывает слова Кати, обращаясь к Наташе: «Катя говорит, что хочет, чтобы ты вернула ей куклу».
Наташа. Нет, я буду с ней играть.
Педагог. Вы обе хотите играть одной куклой. Как же быть?
Наташа продолжает настаивать на своем, Катя смущена и ждет, когда ей вернут куклу.
Педагог, обращается к Наташе: – Я не разрешаю тебе играть куклой до тех пор, пока вы не договоритесь.
Далее участники инсценировки разыгрывают возможные варианты поведения девочек.
Анализ ситуации
Группа анализирует поведение и высказывания педагога.
Ведущий стремится зафиксировать внимание группы на таких важнейших моментах:
- отсутствие в произношении педагога директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию взрослого, вроде: «Отдай куклу». «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;
- отсутствие порицаний, которые унижают ребенка: «Жадина», «Ты поступаешь плохо»;
- тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (приседает рядом с ребенком, выступает посредником);
- использование косвенных способов для побуждения ребенка самому высказать свои переживания и желания ( обращение типа: «Ты хочешь сказать. ?». «Очень важно сказать.»);
- тактичная интерпретация переживаний обиженного ребенка, позволяет детям лучше понять их;
- использование запретов лишь после исчерпания других способов решения конфликта;
- запрет сформулирован таким образом, что открывает возможности детям договориться самим «Я не позволяю. пока вы не договоритесь»).
Мозговой штурм «Правила поведения педагога во время конфликта между детьми»
Ведущий: теперь на основе полученных знаний давайте сформулируем рекомендации по разрешению конфликта.
Воспитатели работают в двух группах. Первая формулирует общую стратегию действий воспитателя при затяжном конфликте между детьми. Вторая – алгоритм действий при остром конфликте (например, в ситуации драки)
Примерный вариант рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации i методы воспитательных воздействий.
5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительны конфликтов, и уже с участием взрослых.
Примерный вариант действий педагога в опасных конфликтных ситуациях.
Воспитатель должен:
1. Вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
2. Оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; оказать помощь пострадавшему; сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия ( например: успокоить, отвести к заведующей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже, позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;
3. Избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;
4. Разрешить конфликт : когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.
Мини-лекция «Как должен себя вести воспитатель во время конфликта между детьми».
1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих детей, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из детей, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть «айсберга», а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание детей часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
4. Переориентация поведения ребенка в конфликтной ситуации эффективна с помощью позитивных сообщений, которые должны включать следующие компоненты:
- описание произведенного ребенком действия («когда ты);
- описание возможного или (неизбежного) результата этого действия («может случиться, что …»);
- предложение альтернативного варианта поведения («лучше…»).
5. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.
Подведение итогов, получение обратной связи.
Ведущий: Продолжите любое из предложений:
Главное что я сегодня узнала…
Я поняла что…
Я не согласна с тем, что…
Наиболее значимым для моей практической работы было…
Список литературы
1. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /под ред. Т. А. Репиной. - М. : Педагогика, 1987.
2. Зедгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников : пособие для практических работников ДОУ / В. Я. Зедгенидзе. – М. : Айрис-пресс, 2009.
3. Коломинский, Я. Л., Жизневский, Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1990. №2. - С. 35-42.
4. Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А. А. Рояк. - М., 1988.