Изольда Потапчук
Детские конфликты
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду конфликтные ситуации неизбежны. В дошкольном возрасте детей важно научить находить компромисс, также важно отстаивать свою позицию, все это нужно для дальнейшего конструктивного взаимодействия с другими людьми. Мы можем наблюдать, что не все дети доброжелательны.
Публикация «Детские конфликты» размещена в разделах
В основном взрослые люди научились скрывать свою неприязнь по отношению к знакомым, соседям, коллегам, но, к сожалению, у детей конфликты проходят очень остро, внезапно. Бывает невербальная и вербальная агрессия, малыш кусается, бросается с кулаками на неугодного, щиплет его, бросает в него разные предметы.
Почему дети дерутся?
1. Они еще не научились выражать свои желания и мысли словами.
2. Дети не могут ответить на слова взрослого, что-то попросить.
3. Малыши в этом возрасте не умеют контролировать себя.
4. Навыки общения у них еще только в начале своего развития.
Взрослым нужно учить ребенка общаться, нужно проговаривать чувства малыша вслух, показывать и объяснять как вести себя в ситуациях по-другому, без агрессивных моментов: «Ты хочешь машинку? Давай попросим Сашу дать ее поиграть? – Саша, дай, пожалуйста, нам машинку, мы с ней поиграем. Спасибо большое, Саша. – Вот посмотри, Саша дал нам машинку, мы попросили ее и сказали волшебное слово».
Многие же родители считают, что уже в этом возрасте в 2-3 года, детей нужно учить «давать сдачи». Большинство же психологов считает, что нельзя детей учить давать сдачу. Они считают, что ребёнок не может разграничить понятия «нападение» и «защита», он неправильно реагирует на возникающие ситуации.
Например, ребёнок может напасть на другого ребёнка только за то, что тот раньше него взял желанную игрушку, или он может ударить или толкнуть со всей силой того, кто нечаянно его заденет. Малыш не умеет рассчитывать свою силу, оценивать свои возможности и противника. Дети не способны предусмотреть последствия ссоры.
Поэтому, когда мы обучаем ребёнка давать сдачу, мы подвергаем опасности в первую очередь его самого, так как «противник» может быть сильнее. Ведь представьте и этого сильного малыша, тоже учат «давать сдачу».
В основном, совсем не важно, кто из детей первым затеял ссору, одной «сдачей» эти конфликты не ограничиваются. У малышей «сдача» с печальными последствиями и она неадекватная. Они «дают сдачу» друг другу до того момента пока их не останавливает воспитатель. Получается, чем быстрее их остановит воспитатель, тем больше вероятность того, что все может обойтись без серьезных травм, синяков и шишек. Так может лучше сразу учить не давать сдачу, а звать на помощь воспитателя?
Таким образом, мы не учим ребенка ябедничать, мы учим прибегать к услугам медиатора. Это цивилизованный способ решать конфликты, а не ябедничанье. Вы бы хотели, чтоб ваш малыш научился решать и договариваться не кулаками, а мирным путём? Ребёнок не научится этому, давая сдачу, только на примере действий адекватных взрослых можно этому научиться.
Еще, нельзя забывать о возрастном кризисе, его ведь никто не отменял. В три года каждый ребёнок, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже, все обязательно его переживают. У одних деток кризис короткий, у других - длинный, иной ребёнок до пяти лет не может выйти из своего первого кризиса. Получается, что в это, и так тяжелое для маленького малыша, время родители дают довольно антисоциальные установки.
Важно развивать ребенка физически, однако при этом акцентировать внимание на том, что вопросы, в которых возникает спор, лучше решать словами.
Родители должны понимать главную вещь - воспитание - слово переводится как "в-ось-питание". Любой ваш разговор с ребёнком, любой ваш взгляд, любое ваше с ним соприкосновение - все питает какую-то его ось. Например, когда родители кричат на своих детей или бьют их, то они питают ось страха. То, что вы питаете, то и вырастет.
В последствии, если ребенок говорит какие-либо пугающие вас слова, если его поведение начинает вас беспокоить, то нужно понять сам принцип, принцип нашего мироздания, который устроен таким образом, что те люди, которые нас окружают они просто "отзеркаливают" наш внутренний мир, нас самих. Это просто совершенные зеркала. Если с этой стороны смотреть на ребенка, смотреть на него такими глазами, то можно увидеть, что ребенок - это совершенное зеркало вас самих. Все недостатки, все, что у нас вызывает тревогу, опасение в поведение ребенка, на самом деле мы должны понимать, что это отражение вашей реальности.
У самих детей как таковых нет проблем, все проблемы детей - это отражение проблем родителей. Поэтому, в первую очередь, нужно начинать с самого себя. Как говорил Серафим Саровский – «Хочешь изменить мир - начни с себя!».
С чего же начинается личное развитие? Развитие начинается с умиротворения - внутри должен быть мир! Пока у нас нет мира внутри, мы с вами ничего не можем. Желаю мира в вашем доме!