Ольга Бадашова
Психологические условия развития понимания эмоциональной стороны речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Роль эмоций и чувств в культуре и внутреннем мире каждого человека огромна, так как сопровождает, наполняет всю жизнь. С самого рождения эмоции играют важную роль, помогая ребенку воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, а эмоции придают им особую окраску и выразительность
Публикация «Психологические условия развития понимания эмоциональной стороны речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Установление положительного эмоционального взаимодействия, на наш взгляд, является важным условием для благоприятного проживания детьми своего дошкольного детства в условиях образовательного учреждения. В психологических исследованиях отечественных ученых (В. П. Морозов, А. Х. Пашина и др.) важным компонентом взаимоотношений человека с окружающим миром обозначено восприятие эмоционального состояния говорящего по голосу. А способность ребёнка к эмпатии формируется через развитие восприятия и понимания речи других людей по голосу. Развитие эмоциональной чувствительности, таким образом, способствует продуктивному взаимодействию в социуме (И. В. Ковязина). Исследования в области психофизиологии; а именно, изучение межполушарной асимметрии мозга, показали, что голос является невербальным средством общения (Н. И. Горелов, В. П. Морозов, Н. Н. Брагина и др.). Левое полушарие (Рациональный мозг) ответственно за способность человека логически, связно говорить и воспринимать логику слова. А правое (эмоциональный мозг) ответственно за формирование эмоционально-образных свойств речи и их восприятие в голосе другого человека. У разных людей преобладает одна из форм мышления: рационально-логическая или образно-эмоциональная (мыслительный и художественный типы по И. П. Павлову). В дошкольном возрасте абстракно-логическая функция мозга особенно хрупка, так как ещё полностью не сформирована.
Согласно классификации В. П. Морозова[3] в голосе человека можно выделить до семи видов невербальной экстралингвистической информации: 1) эстетическая (красивый, не красивый, приятный, не приятный голос); 2) эмоциональная; 3) индивидуально-личностная (позволяет опознать личность говорящего) ; 4) биосоциальная (пол, возраст, национальность); 5) психологическая (черты характера, воля, темперамент, самооценка, оценка слушателя и т. п.) ; 6) медицинская (простуженный голос и др.); 7) пространственная (местоположение, перемещение говорящего). Также, в исследованиях В. П. Морозова отмечено, что существует вариативность не только способности людей выражать эмоции голосом, а и способности слушателей правильно воспринимать.
Дети с ОНР (нарушением всех компонентов речевой системы) при нормальном слухе и сохранном интеллекте обладают правополушарной ориентировкой в языковом материале (Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова) [2]. При восприятии и понимании речевого материала они опираются не на невербальную составляющую, на эмоциональный контекст речи (А. Х. Пашина). По мнению И. В. Ковязиной, это свидетельствует о высоком развитии эмоционального слуха, по сравнению с детьми нормального уровня развития. Учеными доказана взаимосвязь индивидуальных особенностей личности и эмоционального слуха. К примеру, успешность опознавания зависит от эмпатии, уровня тревожности, эмоционального фона во время участия в эксперименте (А. Х. Пашина). Причем, эмоциональный слух, зависимый от природных свойств мозга, называют пассивным, а совершенствующийся и развивающийся в процессе обучения – активным.
Затрагивая процесс понимания эмоциональной стороны речи, мы считаем необходимым расширение «словаря эмоций» ребёнка старшего дошкольного возраста. То есть увеличение количества понятий, которыми ребёнок может оперировать, объясняя эмоциональное состояние.
Исследования в этой области позволили ученым определить схему эмоции. К её элементам отнесены : сама ситуация, вызывающая эмоцию; внешние проявления, мимические и вокальные; сопутствующие физиологические изменения; поведенческие следствия; желания, мысли.
Н. Д. Былина и Д. В. Люсин [5] в своем исследовании выделили уровни развития способности соотносить причину эмоции и её внешние проявления. По данным авторов, дети 5-6 лет идентифицировали эмоцию, основываясь только на одном источнике информации (ситуация или выражение лица). А дети 6-7-лет «совершали попытку» учитывать оба источника информации.
Таким образом, эти данные позволяют предположить, что если процесс развития понимания эмоциональной стороны речи насытить соответствующей методикой развития эмоционального словаря ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР, то и эффективность коррекционной работы повысится. А следовательно, повысится и продуктивность взаимодействия ребёнка со значимым взрослым в условиях ДОУ. А для сохранения преемственности такого направления, подкрепить специальным блоком в психологическом сопровождении родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Что в свою очередь позволит во взаимосвязи педагога и родителей провести ребенка через этапы развития эмоций и чувств : получение собственного положительного опыта; осознание собственных эмоций и чувств, осознание того, что предположительно чувствует другой человек.
Список литературы.
1. Ковязина И. В., Агавелян О. К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. https://cyberleninka.ru/article/v/emotsionalnyy-sluh-kak-put-kompensatsii-obschego-nedorazvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
2. Логопедия. Волкова Л. С, ЛалаеваР. И., Мастюкова Е. М. / М. : Просвещение 1989г.
3. Морозов В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды ФГБУН Институт психологии РАН. 436 печ. страниц – 2017 год https://mybook.ru/author/vladimir-morozov-2/yazyk-emocij-i-emocionalnyj-sluh-izbrannye-trudy/
4. Пашина, А. Х. Опознание личности по голосу на основе его нормального иинвертированного во времени звучания / А. Х. Пашина, В. П. Морозов //Психологический журнал. – Том 11. – 1990. – № 3. – С. 70–78.
5. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе. Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин, Институт психологии РАН 2001 https://creativity.ipras.ru/texts/books/pozn_society/bilkina&lusin_pozn_society.pdf