Приложение МААМ

Психологические условия развития понимания эмоциональной стороны речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Ольга Бадашова
Психологические условия развития понимания эмоциональной стороны речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Роль эмоций и чувств в культуре и внутреннем мире каждого человека огромна, так как сопровождает, наполняет всю жизнь. С самого рождения эмоции играют важную роль, помогая ребенку воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, а эмоции придают им особую окраску и выразительность

Публикация «Психологические условия развития понимания эмоциональной стороны речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Установление положительного эмоционального взаимодействия, на наш взгляд, является важным условием для благоприятного проживания детьми своего дошкольного детства в условиях образовательного учреждения. В психологических исследованиях отечественных ученых (В. П. Морозов, А. Х. Пашина и др.) важным компонентом взаимоотношений человека с окружающим миром обозначено восприятие эмоционального состояния говорящего по голосу. А способность ребёнка к эмпатии формируется через развитие восприятия и понимания речи других людей по голосу. Развитие эмоциональной чувствительности, таким образом, способствует продуктивному взаимодействию в социуме (И. В. Ковязина). Исследования в области психофизиологии; а именно, изучение межполушарной асимметрии мозга, показали, что голос является невербальным средством общения (Н. И. Горелов, В. П. Морозов, Н. Н. Брагина и др.). Левое полушарие (Рациональный мозг) ответственно за способность человека логически, связно говорить и воспринимать логику слова. А правое (эмоциональный мозг) ответственно за формирование эмоционально-образных свойств речи и их восприятие в голосе другого человека. У разных людей преобладает одна из форм мышления: рационально-логическая или образно-эмоциональная (мыслительный и художественный типы по И. П. Павлову). В дошкольном возрасте абстракно-логическая функция мозга особенно хрупка, так как ещё полностью не сформирована.

Согласно классификации В. П. Морозова[3] в голосе человека можно выделить до семи видов невербальной экстралингвистической информации: 1) эстетическая (красивый, не красивый, приятный, не приятный голос); 2) эмоциональная; 3) индивидуально-личностная (позволяет опознать личность говорящего) ; 4) биосоциальная (пол, возраст, национальность); 5) психологическая (черты характера, воля, темперамент, самооценка, оценка слушателя и т. п.) ; 6) медицинская (простуженный голос и др.); 7) пространственная (местоположение, перемещение говорящего). Также, в исследованиях В. П. Морозова отмечено, что существует вариативность не только способности людей выражать эмоции голосом, а и способности слушателей правильно воспринимать.

Дети с ОНР (нарушением всех компонентов речевой системы) при нормальном слухе и сохранном интеллекте обладают правополушарной ориентировкой в языковом материале (Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова) [2]. При восприятии и понимании речевого материала они опираются не на невербальную составляющую, на эмоциональный контекст речи (А. Х. Пашина). По мнению И. В. Ковязиной, это свидетельствует о высоком развитии эмоционального слуха, по сравнению с детьми нормального уровня развития. Учеными доказана взаимосвязь индивидуальных особенностей личности и эмоционального слуха. К примеру, успешность опознавания зависит от эмпатии, уровня тревожности, эмоционального фона во время участия в эксперименте (А. Х. Пашина). Причем, эмоциональный слух, зависимый от природных свойств мозга, называют пассивным, а совершенствующийся и развивающийся в процессе обучения – активным.

Затрагивая процесс понимания эмоциональной стороны речи, мы считаем необходимым расширение «словаря эмоций» ребёнка старшего дошкольного возраста. То есть увеличение количества понятий, которыми ребёнок может оперировать, объясняя эмоциональное состояние.

Исследования в этой области позволили ученым определить схему эмоции. К её элементам отнесены : сама ситуация, вызывающая эмоцию; внешние проявления, мимические и вокальные; сопутствующие физиологические изменения; поведенческие следствия; желания, мысли.

Н. Д. Былина и Д. В. Люсин [5] в своем исследовании выделили уровни развития способности соотносить причину эмоции и её внешние проявления. По данным авторов, дети 5-6 лет идентифицировали эмоцию, основываясь только на одном источнике информации (ситуация или выражение лица). А дети 6-7-лет «совершали попытку» учитывать оба источника информации.

Таким образом, эти данные позволяют предположить, что если процесс развития понимания эмоциональной стороны речи насытить соответствующей методикой развития эмоционального словаря ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР, то и эффективность коррекционной работы повысится. А следовательно, повысится и продуктивность взаимодействия ребёнка со значимым взрослым в условиях ДОУ. А для сохранения преемственности такого направления, подкрепить специальным блоком в психологическом сопровождении родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Что в свою очередь позволит во взаимосвязи педагога и родителей провести ребенка через этапы развития эмоций и чувств : получение собственного положительного опыта; осознание собственных эмоций и чувств, осознание того, что предположительно чувствует другой человек.

Список литературы.

1. Ковязина И. В., Агавелян О. К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. https://cyberleninka.ru/article/v/emotsionalnyy-sluh-kak-put-kompensatsii-obschego-nedorazvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

2. Логопедия. Волкова Л. С, ЛалаеваР. И., Мастюкова Е. М. / М. : Просвещение 1989г.

3. Морозов В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды ФГБУН Институт психологии РАН. 436 печ. страниц – 2017 год https://mybook.ru/author/vladimir-morozov-2/yazyk-emocij-i-emocionalnyj-sluh-izbrannye-trudy/

4. Пашина, А. Х. Опознание личности по голосу на основе его нормального иинвертированного во времени звучания / А. Х. Пашина, В. П. Морозов //Психологический журнал. – Том 11. – 1990. – № 3. – С. 70–78.

5. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе. Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин, Институт психологии РАН 2001 https://creativity.ipras.ru/texts/books/pozn_society/bilkina&lusin_pozn_society.pdf

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические условия развития понимания эмоциональной стороны речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 30 марта 2022 в 15:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические условия развития понимания эмоциональной стороны речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бадашова (УИ 2230676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД