Папки-передвижки

Психологические приемы поддержки дошкольников в условиях группы инклюзивного обучения

Анастасия Семёнова
Психологические приемы поддержки дошкольников в условиях группы инклюзивного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: привлечение внимания дошкольников к проблемам инклюзивного образования.

Задачи:

1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;

2. Дать представление о проблеме инклюзивного образования в рамках введения ФГОС;

3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования.

Участники: дошкольники.

Ожидаемый результат:

Публикация «Психологические приемы поддержки дошкольников в условиях группы инклюзивного обучения» размещена в разделах

Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками и гостями мастер-класса, понимание значимости поставленной проблемы:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Оборудование:

1. Магнитная доска с магнитами;

2. Плакат с изображением человека-инвалида;

3. Цветные карандаши, фломастеры, бумага

4. Столы и стулья по количеству участников.

Ход мастер класса

Теоретическая часть

1. Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас. Проблема, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – «Все вместе». Необходимость её решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь толерантного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей.

1. Упражнение НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕЧКА

(Все педагоги получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. (1минута)

Перед вами шаблон человека. Обведите и дорисуйте его. Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги)

Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз)

Посмотрите, какой человек получился у нас. (на доске изображение человека в инвалидном кресле.)

Это инвалид (человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости, или по каким то причинам рожден с таким недугом).

-Имеют дети с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

1. Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с инвалидностью. Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в детском саду, в школе. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

2. Давайте попробуем разобраться, чем же инклюзивное образование и воспитание отличается от обычного.

Представим себе, что обычный ребёнок вот такой «кругленький цилиндрик». Ходит в обычную школу, с обычными учителями – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.

Ребёнок с инвалидностью – «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование. Тогда всё подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» - специальные школы, специальные учителя.

Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.

Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это учителя, психолог, логопед, врачи, администрация и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остаётся ребёнок.

1. В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие)

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

- дети с тяжелыми нарушениями речи

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с задержкой психического развития

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)

-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом,слабовидящие с задержкой психического развития и др.)

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного, гибкого подхода и предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.

Просмотрите отрывок из видео-ролика «Инклюзия. Полная версия. Принятие и участие» выступает Светлана Алёхина, кандидат психологических наук, директор института Проблем инклюзивного образования МГППУ

2. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Напишите на лепестках цветка, как вы понимаете это слово, лепестки-ваши ответы прикрепим на доску и мы получим вот такой чудесный цветок (обобщение).

Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования. (Слайд 5)

Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка с инвалидностью как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить.

1. Уважаемые коллеги предлагаем вам по группам выполнить некоторые предложенные задания (сердечки на доске).

Практическая часть

1-й стол (зрение)

Игра «Слепой и поводырь».Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.

Задание «незрячему».«Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и ни в коем случае не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, нарисовать дом, положить маркер на стол и вернуться на своё место».

Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.

Вопросы к «незрячему» :

• Что ты чувствовал?

• Что ты делал?

• Трудно ли было? Если трудно, то когда?

• Что для тебя было самым трудным?

Вопросы к помощнику:

• Хотелось ли тебе помочь?

• Если хотелось, то когда?

Вопросы ко всей аудитории:

• Что вы видели?

• Где ему было трудно?

• Когда ему больше всего требовалась помощь?

• Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?

• С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?

2-й стол (ОНР)

Игра «узнай новость».Дать листок со словосочетанием или предложением, обсудить 3 минуты и показать без помощи слов написанное.

Человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он глухонемой. Ваши действия.

Один из пары участников будет играть роль глухонемого, а другой – прохожего.

Задание ребёнку с нарушениями слуха. «Изобразите, что вы потеряли маму на улице. И вы просите о помощи»

Задание прохожему. «Вы – прохожий. Наблюдаете, что ребёнок потерялся на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваша задача сделать всё, чтобы помочь ему. Ваши действия»

Вопросы к ребенку с нарушениями слуха:

• Что вы делали?

• Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?

Вопросы к помощнику:

• Что вы делали?

• Как вы поняли, что хотел сказать «глухонемой»?

• Сложно ли было понять, что хотел сказать «глухонемой»?

Вопросы ко всей аудитории:

• Что вы видели?

• Где ему было трудно?

• Когда ему больше всего требовалась помощь?

• Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?

• С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы с речью?

3-й стол (ОДА)

Игра «Собери портфель». Один из пары участников будет играть роль ребёнка с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата, а другой – помощника.

Задание ребёнку с нарушениями ОДА.

-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой возьми и откройте ранец. Достаньте линейку, книгу.

- Теперь попросите помощника помочь вам присесть на одной ноге.

Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы ребёнок с ОДА не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь».

- Теперь помогите ребёнку с ОДА присесть на одной ноге.

Задание ко всей группе :

- А теперь встаньте около своих стульев и очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге. Расскажите, легко ли вы выполнили это задание?

Вопросы к ребё нку с ОДА:

• Удобно ли вам было выполнять команды?

• Трудно ли было?

• Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?

Вопросы к помощнику:

• Хотелось ли помочь?

• Если хотелось, то когда?

Вопросы ко всей аудитории:

-Что вы видели?

-Где ему было трудно?

-Когда ему больше всего требовалась помощь?

-Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?

-С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением, со слухом, с Опорно Двигательным Аппаратом?

-Какой из этого можно сделать вывод? (детям-инвалидам необходимо помогать)

Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их физических недостатков.

Сейчас вы почувствовали на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОСЛэпбук как средство обучения в условиях ФГОС В условиях реализации ФГОС воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО» Смотр-конкурс в детском саду организован в соответствии с годовым планом, приказом и положением. ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лэпбук как.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические приемы поддержки дошкольников в условиях группы инклюзивного обучения
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 14:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические приемы поддержки дошкольников в условиях группы инклюзивного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Семёнова (УИ 304918) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД