Наталья Романова
Психологические особенности развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте, который длится от трёх до семи лет, происходит интенсивное созревание детского организма. С общим ростом, происходит автоматическое формирование и развитие тканей и органов.
Таким образом, физическое развитие создаёт необходимые условия для усвоения ребёнком новых форм общественного опыта и большей самостоятельности в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Психологические особенности развития дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ступени развития ребёнка. То место, которое занимает дошкольник среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое занимают дети раннего возраста - от года до трёх лет. У детей появляется круг определённых, элементарных обязанностей. Связь ребёнка с взрослым, приобретает новые формы. Совместная деятельность ребёнка и взрослого сменяется выполнением указаний взрослого. Возможным становится систематическое обучение детей, по определённой программе. Существенной особенностью детей в этом возрасте, становится возникновение определённых взаимоотношений со сверстниками. Образование «детского общества». Внутренняя, собственная позиция ребёнка по отношению к другим людям, характеризуется возрастающим осознанием собственного «Я», значения своих поступков и большим интересом к миру взрослых.
Психологическое развитие дошкольников достаточно подробно изучено в наше время. Важно раскрыть динамику развития психических процессов, таких как восприятие, память, мышление и воображение, а так же совершенствования основных видов деятельности (игра) на основании различных методов воспитания и обучения.
Порой изменения понятны не всегда и охватывают лишь отдельные стороны общего процесса, но это необходимо раскрыть при изучении методов приобщения детей к народному художественному творчеству при помощи сказочных образов. Наличие у детей возрастающей и усложняющейся познавательной активности, при отсутствии систематического обучения и обязательного труда, порождает своеобразные формы деятельности, такие как ролевая и творческая игра, которые реализуют в себе все основные потребности для психического развития, познавательную потребность, а так же потребность в общении и в практическом действии.
У детей старшего дошкольного возраста уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Вопреки этому, значительная часть детей старшего дошкольного возраста, всё же характеризуется
преобладанием непроизвольных познавательных процессов, а именно на такие процессы опирается ребёнок, познавая окружающий мир. Отсюда следует, что дети старшего дошкольного, от четырёх до шести лет, уже имеют такие возможности, которые помогают им оценивать себя как личность, но ещё в ограниченных пределах. Главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые не однократно обращали его внимание взрослые люди при общении с ним.
В дошкольном возрасте происходит социализация познавательных функций, которая включает в себя вербализацию – когда речевое развитие тесно связано с развитием всех процессов, опосредованность – когда развитие познавательных процессов происходит через использование орудий, знаков и произвольность – когда ребёнок начинает самостоятельно регулировать познавательные процессы.
К четырём годам у детей развивается воображение, теперь они уже могут создать образ предметов и воспроизвести их в рисунках, на основании словесного описания. Всё чаще дети прислушиваются к пению, музыке, подражают пению взрослых и быстро запоминают понравившиеся мелодии. Они с удовольствием выполняют танцевальные движения, пляска, маршевая ходьба и т. д. Легко выполняют образные движения.
К пяти годам у них продолжают развиваться эстетические чувства, повышается способность переживать содержание песен, в аппликациях располагать узоры из готовых форм, в рисунках передавать красоту цвета.
Ещё более целенаправленный характер детское восприятие приобретает к шести годам. Дети могут долгое время рассматривать предмет или его изображение, обращая внимание при этом на детали, которые указывает взрослый. В этом возрасте развивается творческая задумка, дети могут изготовить простые игрушки, поделки из бумаги, природного и бросового материалов. Продолжают развиваться и музыкальные способности, творческая активность. Дети с интонацией поют песни, повторяют и импровизируют плясовые движения.
Детское восприятие становится осмысленным, анализирующим и целенаправленным. Выделяются такие произвольные действия, как рассматривание, наблюдение и поиск. В этом возрасте восприятие можно специально организовывать, что способствует лучшему пониманию. Мышление преобразуется из наглядно – действенного, в наглядно – образное. Ребёнок ещё не приобрёл взрослой логики в рассуждениях, поэтому он мыслит образно. Несмотря на своеобразие детской логики, дошкольники способны правильно рассуждать и решать довольно сложные для них задачи.
Доминирующей функцией в дошкольном возрасте становится память. Ребёнок не владеет специальным способом запоминания и не ставит пред собой задачи что- то запомнить или вспомнить. Материал, вызывающий эмоциональный отклик, запоминается непроизвольно. Целенаправленное запоминание проявляется эпизодически.
Ребёнок всё чаще включается в новые виды деятельности, что ведёт к появлению новых мотивов. Мотивы достижения успехов, соревнования и соперничества, мотивы, связанные с доступными в это время моральными нормами и формирующейся самооценкой. Появление новых мотивов означает складывание мотивационной сферы ребёнка, выделяются устойчивые, обладающие разной силой и значимостью для каждого ребёнка мотивы.
Дети очень чутки к выразительному слову. В своей речи они используют отдельные образные выражения из запомнившихся им сказок, загадывают загадки, с удовольствием читают и запоминают потешки.
Использование всех видов народного художественного творчества в работе с дошкольниками оказывает особое влияние на воспитание эмоциональных чувств и заметно оживляет педагогический процесс.
Дети впервые знакомятся с пословицами и поговорками, которые часто встречаются в русских народных сказках. Созданные народом короткие выражения высмеивают лень, восхваляют смелость и скромность. Детям необходимо объяснять, когда уместно использовать пословицы и поговорки, что бесспорно обогащает их жизненный опыт.
Особенности развития детей дошкольного возраста выражаются, прежде всего, в сюжетно – ролевой игре. Когда ребёнок стремится приобщаться к миру взрослых, но у него недостаточно необходимых для этого знаний и умений, то происходит это
приобщение в доступной для него форме, а именно в игровой.
В игре ребёнок быстро учится заменять реальные предметы различными игрушками, или предметами - заменителями. Но замещение происходит не только одних предметов на другие, но и образы животных или других людей заменяются собственной персоной ребёнка. Таким образом, на данном этапе, сюжетно – ролевая игра по своему существу становится символической. Овладение символической игрой, умение ребёнком применять символы – это существенный момент в развитии детской психики. Используя символы и способность замещать предмет предметом, обеспечивают ребёнку готовность к овладению социальными знаками в будущем. С развитием символической функции, у дошкольника формируется классифицирующее восприятие, а также существенно изменяется содержательная сторона интеллекта, а с ней и другие человеческие способности.
Игра в дошкольном возрасте способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В ходе игровой деятельности дети лучше сосредотачиваются и соответственно запоминают больше. Сознательная цель - сосредоточиться и запомнить, в игре выделяется намного раньше и легче. Сами же условия игры требуют от её участников сосредоточиться на содержании разыгрываемого сюжета и на объектах, включенных в игровые действия.
Огромное влияние игровая деятельность оказывает на развитие речи. Каждая игровая ситуация требует от всех её участников определённой способности к общению. Когда ребёнок не может внятно описать свои суждения и пожелания относительно игры или не в состоянии понять словесные инструкции, то он будет тяготить остальных участников. В этом случае, эмоциональное неблагополучие и стимулирует развитие речи.
В игровой деятельности дошкольник учится обобщать предметы и действия, использовать обобщённые слова и т. д., тем самым повышая интеллектуальное развитие.
Немаловажное значение сюжетно - ролевая игра имеет и для развития других форм психической деятельности. Под её влиянием развивается и детское воображение.
Содержание и качество игровой деятельности продолжает изменяться на протяжении всего дошкольного возраста. Основное содержание детской игры - это воспроизведение действий. Если дошкольник четырёх лет, взяв на себя любую роль в игре, на вопрос: «Ты кто?» обычно всегда называет своё имя.
У пятилетних детей игра происходит иначе. В старшем дошкольном возрасте дети выполняют игровые действия уже не ради их самих. Они именно включаются в роль. На тот же вопрос: «Ты кто?» ребёнок представится именем того персонажа, чью роль он играет. Развёрнутые повторяющие действия уже отсутствуют, у старших дошкольников они становятся более свёрнутыми. На этом этапе игры детей начинают интересовать уже отношения, а действия являются средством для их развёртывания. Кто кем будет, дети теперь обговаривают ещё до начала игры, при этом осваивая социальные роли.
Стремление дошкольников скорее всё узнать при отсутствии жизненного опыта делают их удивительными максималистами. Распространё нные формы детских оценок звучат так: «Это хорошо», «Это плохо», «Так не бывает», а «Так бывает», отсюда появляется интерес к правилам. Подчинение правилам и соответствие сюжету становится главным содержанием игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. На первый план ставятся дисциплина и самоограничение. С большей лёгкостью дети согласовывают свои действия, уступают друг другу, подчиняются правилам, так как это входит в содержание взятых ими ролей.
Рассмотрим особенности интеллектуального развития дошкольников.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира.
Интеллектуальное развитие детей имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью.
Неотъемлемой частью в
совершенствовании детского интеллекта является развитие мышления.
Жизненные задачи дошкольник способен решать тремя способами : наглядно - образным, наглядно - действенным, а так же путём логического рассуждения.
В основе развития детского мышления находится формирование умственных действий. Отправной точкой этого формирования является действие ребёнка с материальными предметами. От реальных действий ребёнок переходит к внутренним, свёрнутым действиям, где материальные предметы замещены представлениями и явлениями. Таким образом, внешние действия преобразуются в наглядно - образные формы мышления.
Образное мышление является мощнейшим инструментом в познании дошкольником окружающего мира. Оно обеспечивает возможность создавать обобщенные представления о явлениях и вещах.
В дошкольном возрасте, с развитием словесных форм мышления связано изменение взаимоотношения речи и практических действий. У младших дошкольников высказывания следуют после действия, как бы подводя итог. А вот на следующем этапе речь начинает выполнять планирующую функцию, что позволяет старшим дошкольникам применять смысловые связи, выходящие за пределы зрительного поля. По мере накопления практического опыта, дошкольник переходит от словесного планирования к рассуждениям. В старшем дошкольном возрасте рассуждения ребенка являются вполне логическими и последовательными. Но эти обобщения носят только образный характер, и их содержание лишь постепенно приближается к взрослым понятиям.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста происходит во всех видах деятельности, особое место здесь снова занимает игра. Именно в игре впервые ребенок начинает использовать предметы - заменители и символы. Игровые замещения являются отправным пунктом к замещению реальных объектов их изображениями, а в дальнейшем и знаками.
Важнейшая задача воспитания детей дошкольного возраста - это развитие наглядно - образного мышления, которое является незаменимым в творческой деятельности.
Наблюдая за дошкольником, нельзя не заметить богатство детского воображения. Порой кажется, что ребенок одновременно находится в двух мирах, один из них реальный, а другой – мир его собственного воображения. Проявляется это в играх, рисунках, придуманных детьми сказках и др. Развитие воображения - это результат овладения дошкольником разными видами деятельности, такими как рисование, речь, игра. Образы в детском воображении всегда яркие, эмоционально насыщенные, но пока недостаточно управляемы. Основа развития детского воображения, это превращение замыслов и намерений в средство их воплощения.
У детей дошкольного возраста преобладают непроизвольная память и внимание. Ребенок обращает внимание на то, что его больше интересует, привлекает и запоминает то, что «запоминается само». Наглядные образы детьми воспринимаются легче, чем словесные. При запоминании текста большее значение для дошкольника имеют рифма и ритм, нежели содержание. Хороший пример тому сказки А. С. Пушкина. Но это не означает, что ребенок не в состоянии запоминать преднамеренно. К концу дошкольного возраста у детей начинает развиваться словесная память, и к семи годам она почти уравнивается с образной. Также к семи годам появляется возможность более длительного управления вниманием.
Развитие познавательной деятельности способствует развитию речи дошкольников. Речь включается в процессы мышления и логических размышлений, направляет работу воображения, вносит элемент произвольности памяти и вниманию, придает осмысленность запоминаемому.
В начале дошкольного возраста ребенок хоть и владеет речью, но она носит ситуативный характер, мало регулирует действия. Дошкольник еще не осознает речевых явлений, не может отделить слова от объектов, которые они обозначают.
А к концу дошкольного возраста ситуация меняется. Обогащается словарный запас ребенка, совершенствуется грамматический строй речи. Происходит переход от ситуативной к конкретной форме речи, понятной вне ситуации. Формируется внутренняя речь, она и становится основой речевого мышления.
Без овладения речью, невозможным становится нормальное психическое развитие ребенка.
Все
вышесказанное относится к психологически здоровому развитию дошкольников, которые не нуждаются в помощи психолога. Теперь необходимо рассмотреть критерии психологического развития дошкольников, т. к. они являются основой психологической помощи тем детям, которые имеют некоторые отклонения.
Так как психологическое здоровье дошкольников напрямую зависит от динамического равновесия между ребенком и средой, то важным фактором здесь является способность приспосабливаться к окружающему миру и возможность его творческого преобразования.
На высшем уровне психологического здоровья находятся те дошкольники, которые устойчиво адаптируются к окружающей среде. Они могут преодолевать стрессовые ситуации, активно относятся к окружающему миру.
Эти дети, как правило, не требуют психологической помощи.
Дети, находящиеся на среднем уровне, в целом адаптированы к социуму. Но по результатам диагностики, они могут проявлять повышенную тревожность и некоторые признаки дезадаптации. Эти дошкольники могут попадать в группу риска, поэтому им требуются групповые занятия профилактически – развивающей направленности.
Дошкольники с дезадаптацией, находятся на низком уровне психологического здоровья. Такие дети нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.
Остановимся подробнее на понятии «дезадаптация». Она просматривается в проявлениях ребенка, нежелательных для окружающих. Это могут быть нарушения дисциплины, конфликтность, затруднения в воспитательном процессе и др. Здесь играют роль внутриличностные показатели ребенка, такие как нарушение статуса в детском обществе, или психосоматические проявления. Окружающим обычно заметно и то и другое. Важно учесть и возможность того, что дезадаптация может внешне не проявляться. У ребенка изменения в поведении могут быть не всегда заметны, тогда необходимо применение диагностики. Процесс сохранения психологического здоровья дошкольников заключается в единстве диагностики, профилактики и коррекции.
В дошкольном возрасте для ребенка важны стабильные семейные отношения. Конфликты в семье, развод родителей и др., могут привести к нарушению потребности в безопасности, в любви, зарождению враждебных импульсов к родителям. Дети, которые активно реагируют на конфликты, могут прибегнуть к различным способам негативного внимания. Для этого они часто прибегают к агрессивным действиям с целью привлечения к себе внимания, такая агрессивность называется демонстративной.
Зачастую дошкольник ведет себя так, что у окружающих создается впечатление, что он хочет сосредоточить их внимание только на нем. Если в этот момент взрослый отвлекается, ребенок отвечает буйным проведением. Это могут быть нарушения правил поведения, крик, агрессия и др. Такие дети обычно считают: «Мне будет хорошо только тогда, когда все будут замечать меня одного», «Если меня замечают, это значит, что я существую». Однако бывает и наоборот, когда дошкольники привлекают к себе внимание другими способами, без проявления агрессии. Это может быть стремление быть во всем первым, стремление нарядно одеться и даже такие действия как лживость и воровство.
Другие дети, с пассивным стилем поведения, в той же ситуации ведут себя абсолютно противоположно. Они отказываются говорить о своих проблемах, замыкаются в себе. Хотя родители обращаются за помощью к специалисту чаще в случаях появления невротических реакций, но при внимательном наблюдении за таким ребенком, специалист сразу заметит существенные изменения в поведении. Если дошкольник в таком состоянии пребывает длительное время, у него формируется страх самовыражения, страх проявления своих истинных чувств. Негативное воздействие такого страха на детское развитие взрослые часто недооценивают. Если в дошкольном возрасте у ребенка заблокировано самовыражение, это грозит в будущем ослаблением его собственного «Я». В дальнейшем становятся заметны такие изменения как скованность в движениях, избегание контакта глаз, монотонность голоса. Можно сказать, что ребенок находится в «маске».
Что такое психологическая коррекция?
В переводе с латинского языка коррекция – это поправка. Частичное изменение или
исправление.
Под психологической коррекцией понимается форма психологической деятельности по исправлению особенностей психического развития, которые не соответствуют возрастной норме развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.
Существуют две основные формы отставания в развитии :
1. Отставания, которые связаны с органическими нарушениями нервной системы и требуют особого внимания, а так же медицинской и специальной клинико - психологической помощи.
2. Временные отставания в психическом развитии и неадекватное поведение. Связано это с неблагоприятными внутренними и внешними условиями развития практически здоровых детей.
Психокоррекция, как форма психолого – педагогической деятельности впервые возникла в дефектологии и применяется к разным вариантам аномального развития.
Понятие «психологическая коррекция» перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития по, мере укрепления и становления профессиональных позиций в детской практической психологии.
Различные расстройства, отклонения и нарушения нередко встречаются и в нормальном ходе развития. Часто можно встретить различные проблемы, как распространенные, так и индивидуальные.
Любая программа по развитию и коррекции эффективна лишь в тех случаях, когда она основана на правильном заключении о психическом состоянии ребенка и его индивидуальных особенностях. Рассмотрим некоторые из них.
Детские страхи.
При коррекции страха у ребенка, главное правильно определить его источник. По мнению А. Фрейд «реальный страх» - это страх перед известной человеку опасностью и представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности.
Страх, связанный с неизвестной ребенку опасностью – это невротический страх, который возникает на основе внутренней опасности. Если от внешней опасности можно спастись бегством, то бегство от внутренней опасности чаще всего завершается болезнью.
Рекомендации:
При работе по коррекции детских страхов не рекомендуется читать страшные истории даже днем. Дошкольнику важно создать условия для возможности делиться своими переживаниями, страхами чтобы получить возможность устранить их внешние причины.
Агрессия у дошкольников.
Агрессией называют поведение, противоречащее принятым нормам и направленное на причинение вреда окружающим.
Агрессия провоцируется различными факторами, такими как:
- реакция в ответ на угрозы, нападение, оскорбление и т. д. ;
- реакция на препятствия в удовлетворении потребностей, значимых для ребенка;
- реакция на раздражающие факторы окружающей среды (теснота, шум и др.).
Также агрессия делится на три вида:
- демонстративная агрессия;
- защитная агрессия;
- деструктивна агрессия.
Склонность ребенка к таким реакциям зависит напрямую от свойств его личности и формируется под влиянием различных факторов, одним из которых являются ошибки в воспитании.
На повышенную агрессивность могут повлиять и некоторые личностные особенности, в частности так называемые «личности типа А- активные», для которых характерны:
- стремление стать первым, во что бы то ни стало, постоянное напряжение в борьбе за статус в «детском обществе»;
- стремление делать все очень быстро, например, говорить, есть или ходить;
- неспособность к устойчивой, длительной концентрации внимания;
- повышенная активность и преувеличенная потребность в деятельности;
- резкая
реакция на неожиданно возникшие препятствия;
- богатая мимика и жесты, энергичная, эмоционально – окрашенная речь;
- эмоциональная несдержанность, неумение дослушать до конца, импульсивность;
- склонность к соперничеству, стремление доминировать в «детском обществе».
У дошкольников агрессия проявляется в различных формах:
- Физическая агрессия - проявление недовольства физическим воздействием (начинают драку, кидают предметы и т. д.);
- Словесная агрессия – выражение недовольства при помощи речи (обзываются обидными словами, матерятся);
- Косвенная агрессия – выражение недовольства при помощи воздействия на предметы, не имеющие отношения к причине (разозлился на маму, а ударил сестренку);
- Раздражительность – эмоциональная неустойчивость, раздражение по незначительным поводам;
- Негативизм – сопротивление любому воздействию извне, даже если оно в интересах дошкольника (отправляясь на прогулку, нужно одеть любую одежду, кроме той, что предлагает взрослый);
- Обида возникает, когда чье - то поведение не соответствует ожиданиям малыша. Такие дети считают, что все вокруг должно быть так, как они этого захотят, в обратном случае они испытывают эмоциональное негодование и дискомфорт;
- Подозрительность – способность приписывать окружающим плохие намерения относительно себя;
- Чувство вины – это тоже агрессия, только направленная не на окружающих, а на себя. Такие дети мучительно переживают по поводу своих не только реальных, но и вымышленных неудач и ошибок.
Рекомендации:
- обучать таких дошкольников выражать гнев в приемлемой форме;
- обучать приемам саморегуляции, владению собой в разных ситуациях;
- формирование доверия к людям;
- сокращение до минимума просмотра телепередач и компьютерных игр.
В настоящее время, в системе коррекционной работы идет поиск технологий, которые помогут дошкольникам преодолевать психологические трудности.