Маргарита Бирюкова
Психологические особенности детей, склонных к агрессии
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей, склонных к агрессии
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:
Темочки:
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
1) Высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
2) Преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие.
3) Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников, а на физическую боль или страдание сверстников.
Индивидуальные варианты детской агрессивности
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются:
*по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий);
* по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности);
* по уровню развития игровой деятельности;
* по своему социальному статусу в группе сверстников.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контакту со сверстниками; получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличается особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовность сотрудничать с ними. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «Все ломают», «Всегда мешают»….
Такие дети, по результатам психологического обследования показывают, что дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:
• низкий уровень интеллекта – как общего, так и социального;
• неразвитой произвольностью;
• низким уровнем игровой деятельности – они не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.
Эти дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребенка. Его обостренная потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и в качестве средства самоутверждения и самовыражения он использует агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в обществе со сверстниками. У таких детей агрессия выступает как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение лидеров. Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличаются особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорирую переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования, эти дети обладают следующими особенностями :
• высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
• хорошо развитой произвольностью;
• хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;
• достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
• высоким социальным статусом в группе сверстников.
Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват»…положительная оценка взрослого без условно важна для него. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.
Третью группу, составляют дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьют головой о стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянные жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния открыто игнорируются. На упреки и осуждения взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. По результатам психологического обследования эти дети имеют:
• средние показатели интеллекта;
• произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
• низкий социальный статус в группе сверстников - их боятся и избегают;
• степень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание их игр часто носит агрессивный характер – все дерутся, мучают или убивают друг друга.
Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.
Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность, однако, несмотря на очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.