Ольга Афтапова
Консультация «Психологические особенности детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей 6-7 лет.
Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Сенсорное развитие характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени существенно снижаются пороги всех видов чувствительности.
Публикация «Консультация „Психологические особенности детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и как следствие, восприятие интеллектуализируется.
Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образом к сенсорным эталонам – общепринятым об основных разновидностях свойств и отношений.
Для мышления детей 6-7 лет характерны следующие особенности : ребёнок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуактивным; освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач; детские вопросы выступают показателем развития любознательности; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания попробовать свои силы; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребёнок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей.
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребёнка, являющимися, в свою очередь, одним из основных психологических новообразований дошкольного возраста.
Нельзя не упомянуть о развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Основной первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для 6-ти летних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается.
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Литература:
Битякова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. «Школьный психолог». 2000. № 30
Будницкая И. «Ребёнок идёт в школу/Библиотека для родителей».
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология : Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2000 «Дошкольное воспитание». – М. : Просвещение, 1988.-336с.
Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 160 с. :ил. - (Библиотека школьного психолога).
«Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса». – М,1975.
Выгодский Л. С. Психология. – М. : Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 108с.
Гуткина Н. И. Психология готовности к школе. М. : Академический проект, 2000.184с.
Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. - М. : Олимп; ООО «Фирма «ИздательствоАСТ», 1999.- 160 с. : ил.
Дубровина И. В. Готовность к школе. М. : 2001.