ВИКТОРИЯ
Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ
Уход за детьми, создание условий для их развития, укрепление и сохранение здоровья- главные задачи воспитателя ДОУ, но при этом не менее важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в группе психологически комфортно, поэтому педагогу необходимо учитывать настроение, интересы и мнение каждого воспитанника.
Публикация «Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
С введением ФГОС ДО появились новые требования к дошкольному образованию. Многие педагоги не видят в них принципиальных отличий от прежних, и продолжают работать по «старинке». Легче принимают изменения молодые специалисты, с энтузиазмом осваивающие новые формы, методы и технологии.
В чём же заключается новизна требований Стандарта? Предоставить ребёнку выбор, следовать за его потребностями, организовать деятельность детского коллектива таким образом, чтобы каждый смог реализовать свой потенциал, удовлетворить желания и развиваться в разных направлениях по своим возможностям. При этом педагог должен выполнить задачи, которые перед ним ставит Закон «Об образовании», и реализовать основную общеобразовательную программу. Многие скажут, что это сложно, но практика доказывает- можно.
Родители – первые воспитатели ребёнка. Но из-за занятости многие из них не могут уделить должного внимания своим детям, даже в вечернее время и в выходные дни. Несмотря на это, в мире взрослой суеты ребёнок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным.
Детский сад для ребёнка – его второй дом. Здесь он проводит большую часть будних дней. Поэтому педагог ДОО несёт ответственность за каждого воспитанника и благополучное проживание им дошкольного детства.
Наиболее уязвимым ребёнок является в социальном мире. Если малыш не чувствует своей защищённости в общении с окружающим, то у него формируется чувство одиночества и недоверия, пропадает вера в свои силы, отсутствует стремление к успехам и новым достижениям, часто в ответ на «угрозу из вне» дети начинают проявлять агрессию.
Психологическая безопасность дошкольника играет важное значение для его полноценного развития, сохранения и поддержки психического здоровья ребёнка, а также для предупреждения психологических травм малыша.
Для того, чтобы ребёнок развивался в соответствии со своим возрастом и возможностями, необходимо создавать психологически безопасную среду.
Психологически безопасная образовательная среда в детском саду подразумевает создание благоприятного климата в детском и детско-взрослом коллективе, а также способствует созданию необходимого психологического комфорта для всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Таким образом, можно судить о том, что психологическая безопасность дошкольников способствует не только полноценному развитию каждого ребёнка, но и успешной социализации в окружающем мире.
На современном этапе развития дошкольного образования одно из важных направлений деятельности детского сада- здоровьесбережение воспитанников.
Здоровьесбережение-это целенаправленный процесс субъективного или объективного воздействия на здоровье, активизация резервных возможностей организма, накопление знаний, умений и навыков, способствующих укреплению физического, психического, социального и духовного благополучия человека.
Здоровьесбережение включает разные виды деятельности, цель которых – укрепить и сохранить здоровье воспитанников. Это организация питания и режима, мероприятия по формированию активной жизненной позиции и приобщению к здоровому образу жизни с применением различных методик и технологий, разучивание правил безопасности в сложных и опасных ситуациях и т. д.
В Федеральном законе «Об образовании» зафиксированы обязанности и ответственность педагогических работников.
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы
Соблюдать требованиям профессиональной этики
Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений
Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
Формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира
Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни
Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания
Учитывать особенности психофизического развития обучающихся
Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Также в Стандарте указаны основные аспекты, которые необходимо учитывать при создании психологически безопасной среды для дошкольников :
Предметно-пространственная среда
Характер взаимодействия со взрослыми
Характер взаимодействия с другими детьми
Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
Ещё одним значительным положением Стандарта являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты
Умеет подчинятся разным правилам и социальным нормам
Может выражать свои мысли и желания
Может контролировать свои движения и управлять ими
Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
Пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей
Формирование психологически безопасной образовательной среды в дошкольной организации как психолого-педагогическая проблема
В словаре В. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой среда трактуется как :
вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-либо;
окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организации;
как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Для обеспечения психологической безопасности всех субъектов среды ДОУ необходимо учитывать следующие характеристики:
адаптацию субъектов (прежде всего детей и педагогов) к ДОУ-в пределах нормы по сроку и уровню;
влияние психики на физическое здоровье (низкий уровень психосоматики);
уровень социально-психологического развития детей (взаимодействия и отношений со сверстниками, со значимыми взрослыми, родителями, бабушками и дедушками, наличие в группе непринимаемых, отвергаемых детей;
морально-нравственный уровень (администрации, воспитателей и детей, их родителей);
эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ, отношения со сверстниками, эмоциональное развитие детей (сочувствие, сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость;
риски семейного воспитания (гипо- и гиперопека и, как следствие, повышение страхов, тревожности, гиперактивности, агрессивности, конфликтности);
преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики, стрессы, отношения в коллективе и с администрацией;
эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребёнок-взрослый» (воспитатели и дети, родители и дети, «ребёнок-ребёнок», «взрослый-взрослый» (воспитатель-родители, воспитатель-воспитатель, администрация-воспитатели, администрация-родители);
внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей и внешними структурами, фактор детско-родительских отношений в пределах допустимых отклонений;
информационная защищённость субъектов образовательной среды.
Как отмечает Л. Б. Исаева, российские учёные уже более лет занимаются описанием моделей образовательных сред. По её мнению, наиболее проработанными и обоснованными теоретическими моделями образовательной среды можно считать следующие:
коммуникативная (коммуникативно-ориентированная)
эколого-личностная
антрополого-психологическая
эко-психологическая
Среди основных факторов создания психологической безопасности авторы выделяют следующие:
1. Статусно-возрастной.
Начиная с середины 90-х годов 20 века, исследователи выделяют открытое и скрытое насилие в области воспитания и образования как одну из проблем педагогики. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребёнком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
2. Этнический.
В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения. Формирование межнациональной толерантности-длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Опыт межнационального общения помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.
3. Инклюзивный.
Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают аномальных детей как партнёров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений.