Алла Требух
Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «17»
Изобильненский городской округ
Ставропольский край
ЭССЕ
«Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды»
воспитатель
Требух А. С.
г. Изобильный
2018 год
ЭССЕ
Публикация «Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
«Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды»
Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде, и находиться в ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения, взаимодействия и взаимовлияния. Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорит умение защититься от возможных угроз для личности и умения создать психологически безопасную среду. Психологически безопасной образовательной средой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психического насилия. Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.
Обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка. Очевидно, что ДОУ должно стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности и комфорта. Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.
Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОУ.
Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОУ.
Задачи:
1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;
2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагога, а главной задачей психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому так важна среда, в которой проходит воспитательный процесс. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье, помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость, формирует у ребёнка умения разбираться в собственных чувствах и переживаниях. С другой стороны, педагог ДОУ осуществляет работу по прогнозированию и предупреждению рисков, по своевременной профилактике, способствует созданию психологически комфортной среды, в которой находится ребенок, и в первую очередь - это создание таких условий в первом его социальном коллективе, в группе детского сада. Ребёнок обретает собственный опыт, необходимый для его успешного вхождения в социум.
Система организации межличностных отношений в ДОУ:
-влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его имидж, профессионализм);
-психологический климат в коллективе «воспитатель - дети» (удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно - доверительном общении, стиле общения, традиции, атмосфера в группе);
-создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обуславливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию комфортности образовательной среды.
Следовательно, для того чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении, он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам.
Роль педагога в создании комфортной образовательной среды :
-знание общих закономерностей развития ребенка;
-умение организовать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности, обеспечивая развитие детей, организовывая совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
-умение планировать и корректировать образовательные задачи с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
-участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
-способность педагога развивать толерантность у детей, как одно из средств профилактики и создания условий для психологически безопасной и комфортной образовательной среды;
-готовность принять разных детей, вне зависимости от их учебных возможностей, особенностей в поведении;
-умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают;
владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач и др.
К основным структурным компонентам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие :
-отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников;
-удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении;
-создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды;
-реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;
-профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;
-обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие;
Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологической безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей.