МААМ-картинки

Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды

Алла Требух
Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «17»

Изобильненский городской округ

Ставропольский край

ЭССЕ

«Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды»

воспитатель

Требух А. С.

г. Изобильный

2018 год

ЭССЕ

Публикация «Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды» размещена в разделах

«Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды»

Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде, и находиться в ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения, взаимодействия и взаимовлияния. Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорит умение защититься от возможных угроз для личности и умения создать психологически безопасную среду. Психологически безопасной образовательной средой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психического насилия. Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.

Обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка. Очевидно, что ДОУ должно стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности и комфорта. Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.

Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОУ.

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОУ.

Задачи:

1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;

2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагога, а главной задачей психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому так важна среда, в которой проходит воспитательный процесс. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье, помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость, формирует у ребёнка умения разбираться в собственных чувствах и переживаниях. С другой стороны, педагог ДОУ осуществляет работу по прогнозированию и предупреждению рисков, по своевременной профилактике, способствует созданию психологически комфортной среды, в которой находится ребенок, и в первую очередь - это создание таких условий в первом его социальном коллективе, в группе детского сада. Ребёнок обретает собственный опыт, необходимый для его успешного вхождения в социум.

Система организации межличностных отношений в ДОУ:

-влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его имидж, профессионализм);

-психологический климат в коллективе «воспитатель - дети» (удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно - доверительном общении, стиле общения, традиции, атмосфера в группе);

-создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обуславливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию комфортности образовательной среды.

Следовательно, для того чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении, он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам.

Роль педагога в создании комфортной образовательной среды :

-знание общих закономерностей развития ребенка;

-умение организовать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности, обеспечивая развитие детей, организовывая совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

-умение планировать и корректировать образовательные задачи с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

-участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;

-способность педагога развивать толерантность у детей, как одно из средств профилактики и создания условий для психологически безопасной и комфортной образовательной среды;

-готовность принять разных детей, вне зависимости от их учебных возможностей, особенностей в поведении;

-умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают;

владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач и др.

К основным структурным компонентам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие :

-отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников;

-удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении;

-создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды;

-реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;

-профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;

-обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие;

Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологической безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе Воспитатель:.

Интеграция ресурсов школы и ЦДТ в создании единой образовательной среды Интеграция ресурсов школы и ЦДТ «Содружество» в создании единой образовательной среды Современный мир становится более сложным и динамичным.

Консультация для младших воспитателей «Роль младшего воспитателя в создании и организации праздника»Консультация для младших воспитателей «Роль младшего воспитателя в создании и организации праздника» Консультация на тему: «Роль младшего воспитателя в создании и организации праздника».Первая ступень развития детского сада в рамках ФГОС.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Родительское собрание «Роль отца и матери в создании и сохранении благоприятного семейного уюта» Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши.

Роль окружающей среды в развитии ребенка Что оказывается первым фактором развития эстетических чувств ребенка? Конечно, улыбка матери, ее ласка, ее нежный голос, сильные руки отца.

Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС «Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС в ОГКОУ «Школе-интернате.

Роль педагога в жизни ребёнка Статья воспитателя детского сада Кайдаловой Елены Владимировны на тему: «Роль педагога в жизни ребёнка». Педагог, воспитатель – это звучит.

Совместная деятельность педагога и детей как важная составляющая образовательной среды личностно-ориентированной педагогики Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной.

Создание психологически безопасной образовательной среды для адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды
Опубликовано: 13 мая 2018 в 14:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды» (включая файлы) размещена пользователем Алла Требух (УИ 1344414) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД