Ольга Чугунова
Проект «Безопасная и комфортная образовательная среда ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание :
1. Содержание ….….…. … 2
2. Аннотация проекта ….…. …. 3 3. Структурные компоненты психологической безопасности : …. …. 3-4
3.1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников…. 4
3.2. Система организации межличностных отношений в ДОО… 4
3.3. Система преемственности ДОО и СОШ…. 4
4. Пояснительная записка …. …. 5
5. Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически
Публикация «Проект „Безопасная и комфортная образовательная среда ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
комфортной образовательной среды…5- 8
6. Организация безопасного, психологически комфортного пространства. 8-11
7. Результаты работы… ….. 11-12
8. Список литературы …. 12
Какой он счастливый и здоровый ребенок? Как воспитать его таковым? Как помочь ему в этом в условиях дошкольной организации? Вот ряд проблем, ответы на которые вы найдете познакомившись с проектом организации безопасной и комфортной образовательной среды детского сада. Автор проекта представляет механизм обеспечения психологической безопасности и формирования здоровой личности.
Я полагаю, что применение на практике проект формирования и сохранения безопасной и комфортной образовательной среды сократит имеющиеся проблемы современного общества в области сохранения психологически здоровой нации.
Практическая значимость проекта формирования и сохранения безопасной и комфортной образовательной среды состоит в том, что результаты практического исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в реальных условиях деятельности.
Актуальность
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно- образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС. Работая в МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Радуга» педагогом психологом, я неоднократно убеждалась, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Ориентируясь на это основной задачей нашего дошкольного учреждения является: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Моя деятельность по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
При постановке задач такого рода я выступаю механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Под психологической безопасностью понимаю защищенность воспитанников и педагогов от угроз психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Исходя из изложенного, мною выделены структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на нее. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности я разделила на три системы:
• система организации режима жизнедеятельности воспитанников;
• система организации межличностных отношений в ДОУ.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников
• установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузок;
организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д. ;
• организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в ДОО:
• влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
• психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).
Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.
Задачи:
1) создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО;
2) создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
3) работа по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе, всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой, создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и
психологически комфортной образовательной среды.
1. Диагностический этап.
На данном этапе анализируются:
• отношение детей к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;
• психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
• степень подготовки воспитанников ДОО к школе;
• специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
• степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
• психологический климат педагогического коллектива.
2. Организационно-практический этап.
В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды через различные формы и методы:
• Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОО безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.
• Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста, что подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию процесса организации рационального режима дня (распределение физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям психологической безопасности; использование в работе приемов аутотренинга и релаксации).
• Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений.
.итоговый
В течение учебного года с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по следующим программам:
Название программы / автор (составитель)/ целевая аудитория
Цель Задачи
Программа групповых игровых сеансов по социализации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.
Автор-составитель – А. С. Роньжина. Целевая аудитория: воспитанники первых и вторых младших групп
Создание условий для обеспечения психологического благополучия и позитивной социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия
• Вызвать у ребенка интерес к сверстникам - партнерам по взаимодействию;
• облегчить процесс адаптации вновь набранных детей;
• сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;
• научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия, достигая общего игрового результата, а также наблюдать за других детей;
• сформировать благоприятный климат в группе;
• стимулировать подражание взрослым в выражении эмоциональной отзывчивости;
• научить слушать взрослого и действовать по его инструкции;
• сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком;
• сформировать доверительные отношения;
• снизить психофизическую и эмоциональную напряженность;
• развивать познавательную активность и речь;
• развивать сенсомоторные навыки
Программа психолого-педагогических занятий по эмоциональному и волевому развитию дошкольников «Мир эмоций». Составитель: Ю. Е. Веприцкая
Целевая аудитория: воспитанники второй младшей и средней групп
Создание условий для естественного психологического развития ребенка
• Развить эмоциональную сферу, ввести ребенка в мирчеловеческих эмоций;
• развить коммуникативные умения, необходимые для успешного общения;
• развить волевую сферу - произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе
• развить личностную сферу: сформировать адекватную самооценку, повысить уверенность в себе;
• развить интеллектуальную сферу: умение мыслить, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;
• сформировать позитивную мотивацию на обучение;
• развить познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение
Программа психологической подготовки детей к школе «Психологический тренинг для будущих первоклассников». Автор: И. Л. Арцишевская.
Целевая аудитория: воспитанники старшей группы
Подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет
• Определить уровень готовности детей к обучению в школе (провести первичное и повторное психолого-педагогическое обследование);
• расширить кругозор;
• оценить и развить мотивацию на учебную деятельность, интеллектуальную активность ребенка;
• сформировать личностную, социально-психологическую, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность;
• развить высшие психические функции; графические навыки, зрительно-моторную координацию; умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;
• развить навык произвольной регуляции поведения;
• развить навык общения со сверстниками и взрослыми, творческие способности, доверие, групповое сотрудничество;
• снять эмоциональное и мышечное напряжение
• Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д.
Организация безопасного, психологически комфортного пространства
Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора.
В группах МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Радуга» организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта :
1. Зона приветствия.
Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.
Структура:
• стенд «Доброе утро, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе;
• стенд «Мое настроение», на котором дети старших групп в течение дня с помощью заготовок- пиктограмм отмечают свое настроение, а дети младших групп с родителями отмечают свое настроение в начале дня с приходом в ДОО.
2. Уголок достижений.
Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
Структура уголка:
• «Карманчик успехов» (в средней и старшей группе на шкафчике каждого ребенка размещены индивидуальные кармашки, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);
• «Книга добрых дел» (папка раскладушка с индивидуальными файлами для каждой семьи, куда вкладываются фишки за каждый внесенный добрый и полезный вклад на благо группы и детского сада). Два раза в год семьям вручаются благодарственные письма.
3. Зона эмоций.
Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства эмоций, напряженности; развитие положительных эмоциональных чувств; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.
Структура:
• «коврик для снятия эмоционального напряжения» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);
• «коробочка раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
• «ковер дружбы».
С помощью кукол бибабо и настольного театра дети выстраивают различные ситуации, используя коммуникативные навыки общения, приобретённые на занятиях, внеклассных мероприятиях, чтении художественной литературы, несущие положительные и доброжелательные отношения в детском коллективе.
4. Уголок поздравлений.
Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.
В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.
5. Зона воды и песка.
Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.
Зона оснащена пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».
6. Зона уединения.
Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.
В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка - все равно что строить самого себя.
Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный) в младших группах. Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.
7. Уголок сенсорного развития
Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.
Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом.
Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.
Результаты работы
Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная в условиях реализации ФГОС ДОО, дает положительные результаты:
• соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;
• направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
• сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;
• создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;
• уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;
• успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО;
• сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.
Анализируя результаты, можно сделать вывод об эффективности предложенной системы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной воспитательно -образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.
Список литературы :
1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды : из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. – 2010. – С. 5-12.
3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
5. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений. -/ Сост. Башинова С. Н. ,Захарова О. К. -Казань:РИЦ «Школа»,2005.-264 с.
6. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов в помощь педагогам – психологам образовательных учреждений. - Казань: РИЦ «Школа»,2003.-188 с.