Кулькова Юлия
Психологически безопасная образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится? Чтобы раскрыть это понятие, сначала дадим определение понятию «безопасность личности». Для личности безопасность определяют три фактора: человеческий фактор, фактор среды и фактор защищенности. Человеческий фактор — реакции человека на опасность. Среда — это воздействующие на человека демографический, экономический факторы, семья, референтная, профессиональная группа и т. д. Фактор защищенности — это физические и психологические средства, используемые человеком для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Понятие «безопасность личности» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Мы рассмотрим психологическую составляющую безопасности личности. Психологическую безопасность определяют следующим образом :
Публикация «Психологически безопасная образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
- целостность личности, ее адаптивность;
- сохранность психики человека;
- среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников;
- нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).
Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. В федеральном законе «Об образовании» «Дошкольное образование» в пунктах 1, 2 статьи 64 прописаны пункты, которые связаны с созданием психологически безопасной образовательной среды для дошкольников :
формирование общей культуры;
развитие нравственных, эстетических и личностных качеств;
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
организация деятельности на основе индивидуального подхода;
применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;
сохранение и укрепление здоровья.
В пункте 1 статьи 48 ФЗ «Об образовании» прописаны обязанности педагогов, выполнение которых способствует созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО :
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
учитывать особенности психофизического развития обучающихся.
Еще один документ, который регулирует дошкольное образование — ФГОС ДО, также ставит перед педагогами одну из задач — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов. Важной составляющей этого является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Психологическая компетентность — это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей, оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию.
Для успешной, эффективной работы в дошкольном учреждении должен быть положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в коллективе, и в группах дошкольного учреждения.
Признаки благоприятного климата в группе:
в течение всего дня хорошее настроение детей;
свободное отправление детьми всех естественных потребностей;
доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
умение детей занять себя делом;
возможность уединиться;
со стороны взрослых отсутствие давления;
знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;
желание участвовать в деятельности коллектива;
удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.
Для того, что ребенок успешно развивался ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Они играют важное значение и для полноценного развития дошкольника, сохранения и поддержки психического здоровья, а также для предупреждения психологических травм маленького человека.
Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития, а это, в свою очередь, сопряжено с повышенной чувствительностью ко всем воздействиям окружающей среды. Чем комфортнее, спокойнее и безопаснее будет чувствовать себя ребенок, тем легче пройдет адаптация при поступлении в дошкольное учреждение. Если потребности маленького человека поняты неправильно или нецелесообразно удовлетворены взрослыми, то атмосфера, в которой растёт ребенок, становится психологически небезопасной для его развития. В раннем возрасте от того, какую позицию примет взрослый, зависит, насколько малыш в своём развитии будет благополучен.
Период адаптации — важный момент у ребенка для формирования чувства доверия и защищенности в новой среде. Отказ от равнодушия и жестокости на данном этапе подразумевает полное принятие ребенка с его индивидуальными особенностями и потребностями. Также важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет эмоционально-личностное развитие маленького человека. Взрослые должны понять внутренний мир малыша, его психическое состояние, его возможные перспективы. И конечно же, дать ребенку такую подготовку к школе, что он не будет испытывать дискомфортного состояния в новых для него условиях, не будет бояться перемен в своей жизни, будет уверен в своих силах и возможностях, сумеет контролировать себя и свое поведение в изменяющихся ситуациях, у него будет сформирована высокая мотивация и развиты коммуникативные навыки. Поэтому важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создать соответствующие условия и психологическое просвещение педагогов и родителей. Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать эти условия для благоприятного эмоционального взаимодействия, открытых доверительных отношений, личностного развития и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Педагоги в дошкольном учреждении способствуют формированию успешных, счастливых и здоровых детей. Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды ДОУ :
знают общие закономерности развития детей;
организуют гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности;
создают предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей;
организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений;
умеют планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей.
Одним из условий психологического комфорта и эмоционального благополучия является то, что педагоги всегда встречают детей с улыбкой на лице, располагая к себе и настраивая их на положительный и доброжелательный контакт, учитывают интересы каждого ребенка, а также создают в группе уголки психологической разгрузки, которые помогают снять эмоциональное напряжение и восполнить энергию детей.
Самым важным фактором психологической безопасности ребенка является отношение педагогов и родителей к нему. Взрослые должны понимать, что маленький человек полностью зависит от них. Не только педагоги, но и родители должны быть компетентны в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Педагоги помогают родителям, дают им советы как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
доверие к ребенку, уважительное отношение к нему;
в случае неудачи необходимо вселить в ребенка чувство уверенности в том, что все должно получиться;
ребенок должен быть уверен в чувствах родителей, в том, что его любят и понимают;
ребенок должен видеть, что он нужен своим родителям; ему должно быть комфортно с окружающими его людьми;
детей нельзя обманывать, т. к. дети очень чувствительны к фальши;
меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Взрослые должны понимать, что если ребенок растет в безопасности, он:
чувствует поддержку и потребность в общении;
становится успешным и уверенным в своих силах;
проявляет активность в познавательной деятельности;
открыт для общения и доверяет окружающим;
стремится к достижениям;
понимает, что он не одинок.
Взрослые должны быть внимательны, осторожны и терпеливы в общении с детьми. На этапе завершения дошкольного образования, ребенок должен создавать психологически безопасную среду для себя и других участников образовательно-воспитательного процесса :
ребенок способен договариваться, учитывает интересы и чувства других, развивает толерантность;
способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
старается разрешать конфликты;
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
умеет выражать свои эмоции, чувства, мысли и желания;
может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
умеет строить партнерские взаимоотношения со сверстниками;
пытается дать оценку поступкам других людей.
Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения — это такая среда, в которой большинство родителей и воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения, находятся с ней в постоянном взаимодействии и между ними существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Она удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии.
Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой среде, желание быть в ней и испытывать чувство защищённости. Перед дошкольными учреждениями стоит задача — повысить уровень психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста и создать предпосылки для его благополучного развития в период старшего дошкольного и школьного детства. Безопасность является психологическим ресурсом образовательной среды, что, в свою очередь, обеспечивает ресурс безопасности в обществе.
Литература:
1. Баева И. А., Волкова Е. Н, Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды : развитие личности/ под ред. И. А. Баевой. М., СПб, 2011.
2. Гурьева Д. Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса / Д. Х. Гурьева // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. — 2014. — СПб, 37–40с.
3. Долгова В. И., Аплеева И. А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 81–85.
4. Галашева О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. —