Мартынович Раиса Валентиновна
Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1
Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении, Часть 1» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направленно на развитие личности на основе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям.
В МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка мы, педагоги, активно сотрудничаем с родителями по вопросам духовно - нравственного и патриотического воспитания детей. Такое взаимодействие семьи и детского сада направлено на включение родителей в воспитательно - образовательный процесс, в досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Для нас, педагогов, главными определяющими направлениями взаимодействия с родителями являются:
* изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка;
* подбор форм взаимодействия детского сада и семьи;
* организация методической информационной поддержки родителей со стороны образовательного учреждения;
* использование личностно ориентированного подхода к ребенку и родителям;
* привлечение родителей к участию в воспитательно - образовательном процессе;
* достижение активного участия родителей в воспитании детей;
* формирование потребности в здоровом образе жизни;
* анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по воспитанию дошкольников.
В общении с родителями мы руководствуемся следующими правилами:
- Не поучать, а размышлять, договариваться о совместных действиях.
- В общении показать родителям, что мы - союзники.
- Разговаривать с родителями в положительном ключе.
В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. И пока ребенок мал, он не может критично оценивать людей, ситуации. В этом ему должны помогать не только педагоги, но и родители. Для успешной реализации задач по духовно-нравственному воспитанию необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Нужна система работы по повышению уровня родительской культуры, необходимо сформировать единое духовно-нравственное пространство образовательной организации посредством приобщения детей и родителей к духовно – нравственным ценностям через организацию духовно - просветительской работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями наш детский сад придерживается следующих принципов:
*открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
* сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
* создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
*диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов нашего ДОУ – привлечь внимание родительской общественности к вопросу духовно-нравственного воспитания дошкольников и профессионально помочь семье в воспитании детей.
Данная цель реализовывается через следующие задачи:
1. Содействие формированию и развитию духовно-нравственной личности дошкольника через просветительскую работу с родителями.
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми по духовному и нравственно - патриотическому воспитанию;
3. Содействие возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
4. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
5. Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основные условия, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей:
* изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
* ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Этапы работы с родителями.
Практика работы по духовно - нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять особое внимание. Моя задача, как воспитателя, – помочь родителям осознать, что, в первую очередь в семье, должны сохраняться и передаваться духовные обычаи и ценности.
Работу с родителями в своей группе строила, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывала содержания и форм работы с родителями. Проводила экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Ведь важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом учитывала, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные использовала для дальнейшей работы.
2. Устанавливала с родителями доброжелательные отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Старалась заинтересовать родителей той работой, которую предполагала с ними проводить.
3. Стремилась формировать у родителей более полного образа своего ребенка посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них (это информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности и т. д.).
4. Знакомилась с проблемами семьи в воспитании ребенка.
Формы работы с родителями.
Все формы работы с родителями делятся на:
* коллективные (совместные мероприятия педагогов и родителей);
*индивидуальные (для дифференцированной работы с родителями воспитанников);
* наглядно-информационные (играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями);
* традиционные (таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей);
* нетрадиционные (направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду; родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами).
Расскажу о формах взаимодействиях с родителями, которые провожу я, подробнее.
Познавательные формы взаимодействия с родителями.
Познавательные формы взаимодействия с родителями призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
В своей практике я используются следующие традиционные коллективные формы общения:
* «круглый стол» (обсуждаем с родителями актуальные проблемы воспитания);
* родительский комитет группы (собирается для того, чтобы содействовать воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий);
* открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (родителей знакомлю со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ).
* «дни открытых дверей» (даю родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов);
*презентации (родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми);
* клубы для родителей (приглашаю различных специалистов);
* устный педагогический журнал (устное сообщение, которое проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг);
* вечера вопросов и ответов (позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом);
* дни добрых дел (добровольная посильная помощь родителей группе - ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе; такая форма позволяет нам налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений);
* тематические консультации (цель - ответить на вопросы, интересующие родителей);
*мастер – классы (цел - стимулирования роста творческого потенциала родителей);
* групповые собрания родителей (обсуждаем проблемы жизнедеятельности группы; для собрания готовлю буклеты, показываю презентацию, организовываю выставку работ).
При подготовке к родительскому собранию придерживаюсь следующих правил:
1) собрание должно быть целенаправленным;
2) отвечать запросам и интересам родителей;
3) иметь четко обозначенный практический характер;
4) проводиться в форме диалога;
5) на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Повестка дня собраний у нас бывает разнообразной (учитываю пожелания родителей). А еще провожу родительские собрания по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца».
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, мы, педагоги, намечаем конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
С родителями провожу педагогические беседы и индивидуальные консультации. Оказываю родителям помощь по тому или иному вопросу воспитания. Отвечая на вопросы родителей, стараюсь дать квалифицированный совет.